nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Ковчег, который построил Кузьмин

стиль:

Ковчег, который построил Кузьмин
«… И вошел Ной, и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И из скотов чистых, и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся на земле по паре мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.»
(Бытие, гл.7, ст.7 -9)

… В Советском Союзе существовала не только монополия на идеологию в лице Коммунистической партии, но и монополия на грамзапись в виде организованной в 1964 году Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия». Этот гигант, объединявший все заводы по производству пластинок и все студии грамзаписи страны (характерно, что в Минске ни тех, ни других не было) выпускал все – речи вождей и учебные пластинки, классику и народную музыку, детские сказки и эстраду, гимны и джаз. До боли знакомое жившим в СССР понятие «очередь» было весьма присуще деятельности и этой почтенной организации, наряду с понятиями «вкусовшина», протекционизм», зависимость творческих людей от доброй или злой воли безликих чиновников, от моментов идеологического (или псевдоидеологического) порядка. Кого-то издавали часто, кого-то редко, кого-то вообще не издавали. Тем не менее, хорошо ли, плохо ли, но «Мелодия» вела большую работу по удовлетворению потребностей жителей огромной страны в «музыкальных консервах».

А потом случились памятные события недавней истории и огромной страны – не стало. В 1991 году прошел известный «парад суверенитетов», в конце того же года распад СССР был логически завершен в Вискулях. Каждая из 15 новых стран осталась при своем, то есть при том, что оказалось на ее территории. Политики в каждой стране увлеченно занялись государственным устройством и борьбой за власть, хозяйственники получили в наследство развал экономики и разрыв межреспубликанских связей, а люди, представляющие в новых странах культуру и искусство, за исключением тех, кто ринулся в политику, пребывали в растерянности. Именно в том году минский программист и член городского джаз-клуба Владимир Кузьмин основал вместе с группой единомышленников издательство «Ковчег». Название свое оно заимствовало у поэтической серии, появившейся в 1990 году, и оказалось это название и удачным, и пророческим. Сразу отметим, что со временем энтузиазм партнеров Кузьмина как-то выветрился, и с начала нового века он остался единственным «кормчим» своего «Ковчега».

С самого начала деятельность издательства была нацелена на как можно более широкий медийный спектр – книги, ноты, диски, а впоследствии – и мультимедийные издания, о чем речь еще впереди. Подобно ветхозаветному Ною, укрывшему в своем ковчеге по паре всех видов живых существ, Владимир Кузьмин стремился сделать свою компанию домом для творческих людей самых разных направлений, которых объединяло бы одно – принадлежность к белорусской культуре. Трудновыполнимая задача? Пожалуй. Однако, с тех пор прошел 21 год. Многие частные книжные издательства, звукозаписывающие лейблы, начинавшие в те же годы, что и «Ковчег», да и позже, ушли в небытие, а «Ковчег» - живет. Более того, все эти годы он остается верен избранному направлению деятельности – продвижению новаций в белорусской культуре. Как вы понимаете, в отличие от нефти, финансов или колбасного бизнеса, эта сфера не сулит ни быстрых денег, ни широкой известности. В беседе со мной Володя несколько раз с какой-то оправдывающейся интонацией повторил: «но ведь кому-то надо этим заниматься?» Любопытно было бы узнать, как оценивают деятельность «Ковчега» мужи из соответствующего ведомства, которому вроде бы пристало энергично заниматься этим по должности…

Я не большой знаток бизнеса, но понимаю, что удерживаться на плаву в течение стольких лет, работая в той сфере, которую выбрал для себя «Ковчег», было непросто. Я представляю, что наряду с «высоким», издательству приходилось и приходится заниматься и чисто коммерческими проектами, вроде печатания рекламы и тому подобной продукции – бизнес есть бизнес. Я осознаю, что охватить весь спектр белорусской культуры одному издательству просто невозможно, да кроме того, все мы люди, все мы человеки – с кем-то отношения просто могли не сложиться. Но и с учетом всех этих факторов, сделанное «Ковчегом» заслуживает самого глубокого уважения.

Что ж, теперь, пожалуй, самое время перейти к той части деятельности «Ковчега», которая ближе всего к специфике нашего сайта, то есть к музыке, в особенности джазовой, блюзовой и этнической. Начать, однако, стоит с того, что дебютным опытом компании в сфере звукозаписи был выпуск первой белорусской грампластинки «Беларускiя народные казки» (совместно с Министерством культуры). Этот первый опыт оказался одновременно и последним: больше пластинок суверенная Беларусь не издавала. Потом началась не очень длительная эпоха аудиокассет (часть «ковчеговских» записей на кассетах рецензировалась и в «Jazz – Квадрате»), которую сменил продолжающийся до сих пор этап музыкальных изданий на CD – носителях. Всего за время своего существования «Ковчег» выпустил более трехсот компакт-дисков.

Из чего складывается этот весьма солидный каталог? Давайте полистаем… Начнем с джаза. Тут, похоже, сказалась давнишняя любовь Владимира Кузьмина к этому направлению, потому что джаз «Ковчег» издавал и издает довольно много. Судите сами. «Яблочный чай» - по уровню работавших там и ранее, и сегодня музыкантов, по творческой активности, наконец, по продолжительности существования коллектива, лучший, на мой взгляд, малый состав в джазовом мэйнстриме Беларуси. В 2012 году «Ковчег» сделал весомый вклад в «чаеведение», осуществив переиздание трех альбомов этого коллектива: Warsaw Zoo (с ре-мастерингом), Instead Of You и Apple Tea V. «Джазовый концерт» - многогранный портрет, правда, довольно старый по времени издания, оркестра Михаила Финберга (1997г.) – тут и вещи в исполнении самого оркестра, и композиции малых составов, возникавших внутри коллектива. Альбом 2004 года «Белорусский диксиленд 1969 – 1988» - замечательная экспедиция в прошлое традиционного джаза в Беларуси. Дебютный альбом одного из талантливейших инструменталистов белорусского джаза Павла Аракеляна и его группы The Outsiders под названием Ballad Of The Lost Musician обязательно займет почетное место на полочке с любимыми дисками многих поклонников этого музыканта. А вот диск Аркадия Эскина «Что нового?» – это, можно сказать, эпитафия «Ковчега» выдающемуся пианисту и композитору белорусского джаза. А есть еще и звучащие в джазе белорусские цимбалы на диске группы M.Side, и гитарные кружева от профессора этого инструмента Владимира Угольника, и еще один профессор гитары, Владимир Ткаченко в совместном с вокалисткой Людмилой Куц альбоме Fragile – это, правда, скорее проект в стиле crossover, на стыке разных направлений в музыке. К нему же можно отнести и замечательный альбом Jass in Clazzic. Time To Speak (2012) от Елены Вашкевич и Transformer Group – один из последних по времени джазовых релизов «Ковчега». Это запись филармонического концерта, в котором джаз и классика присутствуют в равной мере. Ну, а если вам хочется представить себе в рамках одного диска, чем дышит белорусский джаз, то к вашим услугам «ковчеговский» сборник Jazz.by, в котором представлены и многие из упомянутых выше музыкантов, и другие джазовые исполнители и коллективы.

Есть в каталоге «Ковчега» и аналогичный сборник, посвященный белорусскому блюзу: Blues.by. Да и в целом, блюзовые релизы занимают заметное место в издательской политике компании: горькой сладости блюза шеф лейбла также не чужд. Мне кажется особенно привлекательным в этой части каталога стилистическое разнообразие. Блюзовые релизы, случайно или сознательно, подобрались на любой вкус. Разумеется, особенно представительным выглядит популярное блюз-роковое направление. «Ковчег» издал дебютный альбом Юрия Нестеренко "Сьвята вялікіх дажджоў" (2006), а несколько лет спустя – концертный диск его группы White Night Blues под названием Live In Poland (он был записан на блюзовом фестивале в Польше, в городе Бяла Подляска). К десятилетию популярной группы Madera Hard Blues в 2011 году был выпущен альбом «Madera Hard Blues - 10 лет!». В 2004 году «Ковчег» порадовал поклонников другого минского коллектива, Mojo Blues, альбомом Against The Destiny. Издан здесь и альбом ныне живущего в США бывшего гитариста "Сузорья" и "Песняров" Александра Растопчина "Ветер перемен". В него вошли записи Александра, сделанные в 2003-2006 годах.

Двумя альбомами представлен в каталоге «Ковчега» и блюзовый философ из Гомеля Александр Цыганок, исповедующий музыку, близкую к блюзу Дельты или луизианскому кэджуну (cajun) – в наших краях (я имею ввиду пост-советское пространство в целом) такое встретишь не часто. Это диск его группы Al Narrator Orchestra под названием The Tunes Of Yestertimes, а также вышедший с именем самого музыканта на обложке несколько более поздний Drifting Among The Crowd.

Весьма неординарной личностью является и землячка Цыганка Зоя Гарина – автор-исполнитель собственных песен, а также писательница. Передать подлинно блюзовое настроение по-русски удается далеко не всем. Как это делает Зоя Гарина, можно услышать на двух «ковчеговских» альбомах –«Улыбка Луны» и «Зеркало памяти». Отдельно надо упомянуть и два альбома Svet Boogie Band: Happy With The Boogie и Live at JVL Art Club (в аудио-формате). Это белорусские переиздания альбомов, выпущенных первоначально в России (в оригинале Live at JVL Art Club был издан как CD/DVD). Вышли они еще при жизни трагически погибшего лидера группы Святослава Ходоновича, и «Свет» лично отобрал именно эти работы для переиздания под логотипом «Ковчега»…

Есть в каталоге лейбла и особый уголок, на мой взгляд, одинаково привлекательный и для поклонников джазового авангарда, и для поклонников современных течений в академической музыке, и для поклонников музыки электронной. Белорусского композитора Александра Литвиновского, человека столь же талантливого, сколь и разностороннего, связывают с «Ковчегом» давние теплые отношения. Свидетельством тому шесть альбомов с его музыкой, изданные компанией Владимира Кузьмина. Назову некоторые из них. Intavolatura. Music For Guitar, где воспоминания об эпохе Ренессанса и барокко сочетаются с электронным дыханием наших дней, и рядом - MY-O-MY. Electroacoustic Holograms, где электроника царствует уже полновластно. Выполненная в технике минимализма работа «Сказки волшебного дерева. Калипсо», тотальный фри-джаз Jazz Graffiti и духовная музыка альбома «Христианские кантаты. Consort Lessons» - согласитесь, диапазон поисков Литвиновского чрезвычайно широк. Возможно, именно этим его творчество привлекло внимание «Ковчега». Кстати, часть этих работ рецензировалась и на наших страницах.

Не могу, хотя бы вскользь, не затронуть тему музыки, не совсем «профильной» для «Jazz-Квадрата». В каталоге «Ковчега» есть и музыка эстрадная, о ней я говорить не буду, скажу только, что образчиков той безвкусицы, которую презрительно называют попсой, я не обнаружил. Есть записи бардов, есть духовная музыка (например, альбом священника Андрея Бондаренко «Православные песнопения»), есть современная белорусская академическая музыка, есть альбомы, воскрешающие огромный пласт белорусской культуры, музыку времен Великого Княжества Литовского, звучавшую во дворцах и замках Радзивилов, Сапег, Пацов, Ходкевичей – «Музыка Радзивиллов», «Музыка белорусских замков», «Музы Несвижа». Я упоминаю обо всем этом, чтобы еще раз подчеркнуть широту спектра деятельности «Ковчега», как звукозаписывающего лейбла – думаю, в этом он практически не уступает приснопамятной «Мелодии».

А ведь «Ковчег» - это издательство. И есть еще и широкая книгоиздательская деятельность. Она тоже за рамками данного материала – эту «палубу» ковчега мы только окинем взглядом издали. С такого расстояния можно рассмотреть сборники нотного материала – весьма нетривиальный сектор книгоиздания. А еще – научные издания и справочная литература, сборники поэзии и многое другое.

А подробнее хочется остановиться на проекте, который объединяет обе «палубы» – давней идее Владимира Кузьмина об объединении в одном издании обоих направлений – звукозаписи и книгоиздания, музыки и текста. Он начал осуществляться только в этом году. Одно такое издание уже готово, другое – в стадии подготовки к печати. Первое называется «Антон Генрык Радзiвiл I яго опера «Фаýст». В нем помещен иллюстрированный рассказ Виктора Скоробогатова об отпрыске одного из самых знатных родов в Великом Княжестве Литовском – князе Антони Генрике Радзивилле (1775-1831), талантливом виолончелисте, гитаристе, певце и композиторе. Его самое крупное произведение – опера «Фауст», либретто к которой написал лично автор одного из самых великих произведений мировой литературы – Иоганн Вольфганг Гете. Князь Антони и гениальный немецкий поэт были хорошо знакомы и тесно сотрудничали в работе над этой оперой. Дебют ее состоялся в 1835 году в Берлине и впоследствии «Фауст» Радзивилла с успехом ставился на многих европейских сценах. CD с записью этой оперы включен в издание.

Вторая мультимедийная книга приглашает любителей музыки во времена чуть более ранние, в конец ХVIII века, когда при несвижском дворе всесильного магната, любителя пиров и вина, самодура и тонкого ценителя и покровителя искусств Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку, работал приглашенный им немецкий композитор и дирижер Ян Давид Голанд (1746-1827). Именно в Несвиже, в присутствии последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа, состоялась премьера написанной Голандом на местном материале оперы «Агатка или Приезд Государя» (кстати, либретто к ней сочинил другой любитель искусств из княжеского рода, Мацей Радзивилл). Это издание «Ковчега», также снабженное CD, будет называться «Ян Давiд Голанд. «Агатка, або прыезд пана».

Убежден: обе эти работы – заметное явление в культурной жизни Беларуси. Но шеф «Ковчега» не намерен на этом останавливаться. Не исключено, что в будущем появятся новые мультимедийные издания, в том числе на джазовом, роковом, блюзовом материале. А, может быть, у Владимира Кузьмина есть и другие новые идеи, о которых он пока предпочитает не говорить…

Мне же в этой статье хотелось как можно шире представить «обитателей» ковчега, который построил Кузьмин. Понимаю, что упомянул далеко не всех, а рассказ получился достаточно конспективным. Большинство упоминавшихся в этом материале работ можно приобрести и сегодня: «Ковчег» практикует, в зависимости от спроса, допечатывание тех или иных дисков. А более подробно с рядом его изданий можно познакомиться в разделе «Обзоры» нашего сайта, где речь уже более обстоятельно идет о конкретных работах. Думаю, он будет и в дальнейшем пополняться новыми релизами от этой компании, деятельность которой представляется мне весьма примечательной и заметной на белорусском культурном поле. И еще: «Ковчег» открыт для сотрудничества. Уверен, что в будущем мы увидим на его «палубах» и новые интересные имена.

Леонид Аускерн

декабрь, 2012г.


авторы
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фирмы
Солид-рекордз - Джаз в каталоге 40 лет Stony Plain Records 60 лет Verve Records Musikmesse 2015: гитарные радости
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com