nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Paiste - 100 лет горячему эстонскому сплаву

стиль:

Paiste - 100 лет горячему эстонскому сплаву
В 80-х годах прошлого века фирма Paiste стала одним из бесспорных мировых лиде­ров в производстве бронзо­вых тарелок для ударной ус­тановки, уверенно потеснив ближайших конкурентов на этом консервативном и весьма специфичном рынке. Наши музыканты знают, что фирма эта швейцарская, но до сих пор мало кому извест­но, что история ее началась сто лет назад вовсе не в пред­горьях Альп, а на берегу Бал­тийского моря — в городе Санкт-Петербурге.

Именно сюда в конце XIX века приехал из Эстонии для службы в Царской Гвардии господин c непривычной для славянского уха прекрасной фамилией Пайст, что в пере­воде с эстонского и финско­го языков означает "сияние", "блеск", "блистательный" (до чего же символично!). Его сын Михаил Тоомас Пайст (Michail Toomas Paiste), музы­кант и композитор, поначалу организовал издательский бизнес, а в 1901 году открыл в Санкт-Петербурге музыкаль­ный магазин и мастерскую по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов. Постепенно эта деятель­ность переросла в производ­ство, и ровно 100 лет назад в 1906 году Михаил Тоомас Пайст сделал свою первую бронзовую тарелку, отдав предпочтение турецкому, а не китайскому звучащему сплаву.

Бизнес Пайста в россий­ской столице процветал де­сять лет, пока не случился большевистский переворот, после чего Михаил Тоомас был вынужден перевести его на родину — в столицу Эсто­нии город Таллинн. Помогать вести дело отцу взялся сын — Михаил М. Пайст (Michail М. Paiste). Вместе они начали разрабатывать новые тарел­ки для концертных и марше­вых оркестров и организова­ли их широкое производство с расчетом поставок продук­ции на экспорт. Со временем Михаил М. Пайст стал во главе своей динамично развиваю­щейся фирмы. Широкое рас­пространение современных стилей музыки и начало раз­вития ударной установки вы­нуждало к быстрому поиску новых решений, и вскоре Ми­хаил М. Пайст начал разви­вать свою собственную кон­цепцию турецких тарелок и разработал первые гонги. Очень скоро эти инструмен­ты стали популярными среди музыкантов и получили при­знание в Европе и США.

Второй удар по семейному бизнесу Paiste большевики нанесли в конце 30-х: после оккупации Эстонии Михаил М. Пайст вынужден был в 1940 году перевести произ­водство в Польшу, где почти до самого окончания Второй мировой боролся за его вы­живание в условиях военной нехватки сырья и нарушен­ных международных контак­тов. Но лишь после переезда в 1945-м в Германию удалось полностью восстановить де­ятельность фирмы. Несмот­ря на то, что семья Пайст на­ходилась на положении бе­женцев, высочайшая репута­ция инструментов их произ­водства помогла возрожде­нию бизнеса и гарантирова­ла твердый экспорт на всем протяжении пятидесятых.

В конце 1950-х в руковод­ство фирмы пришли уже сыновья Михаила М. Пайста — Роберт (Robert) и Тоомас (Toomas), что дало толчок к дальнейшему развитию компании: после того, как в 1957 году было открыто производство в Швейцарии, подразделение Paiste Swit­zerland стало центром дело­вой активности междуна­родного семейного бизнеса. А когда в 1981 году в США бы­ло открыто отделение Paiste America, это сделало компа­нию одним из крупнейших в мире поставщиков музы­кальных инструментов на рынок. Знаменательным для се­мьи Пайст стал год 1995-й, когда после более чем полу­векового отсутствия компа­ния вернулась в Эстонию, во­зобновив бизнес на родине своего основателя.

В чем же секрет столь ши­рокой популярности бара­банных тарелок, ручных ли­тавр и гонгов Paiste? В пер­вую очередь — в используе­мых материалах. Дело в том, что в отличие от многих сво­их конкурентов, Paiste не ис­пользует в производстве на­иболее широко распростра­ненный сплав B20Bronze. Из него изготавливалась про­дукция в серии 602 с 1959 года, но в 1990-м она была сня­та с производства. Вместо него сотрудниками компа­нии был разработан целый ряд сплавов, каждый из кото­рых имеет свое специфич­ное звучание, что наилуч­шим образом отвечает изме­нениям в современной му­зыке, появлению все боль­шего разнообразия в стили­стике исполнения и звуча­нии музыкальных произве­дений. Отказ от использова­ния B20Bronze был обуслов­лен тем, что в 1989 была за­пущена новая серия Signa­ture, в сплавах которой ис­пользовались совершенно новые разработки. В послед­ствии она получила назва­ние Signature Bronze, и фор­мула ее сплава держится в строжайшем секрете, по­скольку его исключитель­ное звучание пока не уда­лось повторить никому. Из этого сплава производятся также серии тарелок Tradi­tional и New Signature "Dark Energy". Их предпочитают главным образом джазовые музыканты Paul Motian, Joe Porcaro (Frank Sinatra, Stan Getz), Art Rodriguez (Keiko Matsui, Rickie Lee Jones), Nathaniel Townsley (Joe Zawinul), Kim Plainfield (Tania Maria), Gregg Bendian (The Mahavishnu Project), Mike Clark (Herbie Hancock), Don- ny Gruendler (John Medeski, Kenny Burrell), Munyungo Jackson (Diane Reeves), Ralph Johnson (Earth, Wind And Fire), Александр Сапега (Apple Tea), а также барабан­щики таких групп, как King Crimson (Bill Bruford), Doane Perry (Jethro Tull), The Police (Stewart Copeland), U2 (Larry Mullen Jr.), Pink Floyd (Nick Mason). Для тех, кому пред­почтительно традиционное мощное роковое звучание, разработаны серии Dimen­sion, Rude Classic, 2002 Clas­sic, в которых Paiste исполь­зует сплав 2002 Bronze, даю­щий классический звук. Та­релки этих серий использу­ют барабанщики групп Deep Purple (Ian Paice). Iron Mai­den (Nicko McBrain), Van Halen (Alex Van Halen) и многие другие рокеры. Но некото­рые музыканты, предъявляя повышенные требования к звуку и для достижения нео­бычных его сочетаний, при подборе тарелок для своих установок используют серии Paiste, произведенные из са­мых разных сплавов.

Из вышесказанного видно, что Paiste прилагает боль­шие усилия к постоянному развитию звука. Достаточно отметить, что команда ис­следовательского отдела компании составлена из чле­нов семейства Пайст и опыт­ных действующих барабан­щиков, являясь ключевым персоналом всего производ­ства. Вместе они, используя свои знания и опыт, занимаются постоянным поиском новых звуков. Исследова­тельский отдел поддержива­ет непрерывную обратную связь с известнейшими бара­банщиками мира, внима­тельно относясь к их замеча­ниям и формулируя собст­венное понимание их по­требностей. Каждая новая звуковая идея воплощается в производстве и опытных об­разцах. Прототипы новых тарелок постоянно изучают­ся и много раз совершенст­вуются, пока они не будут полностью соответствовать пониманию оригинальной звуковой идеи как сотрудни­ков компании, так и самих музыкантов. Для этого опыт­ные образцы рассматрива­ются юр-артистами Paiste, которые оценивают их пол­ноценность и точность со­ответствия поставленной за­даче. Изменения произво­дятся до тех пор, пока опыт­но-промышленный образец не достигнет совершенства, и не будет изготовлено не­сколько экземпляров мас- тер-тарелки для использова­ния в последующих стадиях производства.

Исследовательский отдел Paiste занимается и собст­венными исследованиями в области создания новых сплавов, новых форм инст­румента и новых методов их производства. Из наиболее значительных новшеств, предложенных командой Paiste за все время существо­вания компании, можно от­метить следующие:

- 1930-е — первая компа­ния, определяющая и пла­нирующая определенные модели тарелок в произ­водстве;
- 1947 — первая компания, производящая более од­ного класса тарелок;
- 1949 - начало использо­вания китайских тарелок для ударной установки;
- 1963 — начало использо­вания 8%-й бронзы; нача­ло использования чашки турецкого стиля в китай­ской тарелке;
- 1967/68 — изобретение волнистой тарелки осно­вания хай-хета, края — Sound Edge; изобретение Ride тарелки без чашки — Flat Ride;
- 1980 — изобретение не шлифованных тарелок — RUDE;
- 1983—изобретение нисхо­дящего края на китайских тарелках, стиль—Novo,
- 1984 — начало использо­вания цветного покрытия тарелок;
- 1989 — изобретение спла­ва бронзы Signature;
- 1996 — начало исследова­ний по воссозданию исто­рического звучания тар лок — Traditionals;
- 2001 — Sonic Texture Fo mula — радикально новая обработка поверхност которая улучшает качес во звучания тарелки.

Иными словами, философия семейного бизнеса Paiste основана на непрерывном процессе создания усовершенствования новых звуков тарелок, гонгов и других бронзовых инструментов согласно творческим потребностям барабанщиков и других исполнителей на ударных инструментах в своих бесконечных поисках путей самовыражения в музыке. Тайны создания звуков заключаются в сплаве не только бронзы, но и жизненного опыта, глубоких знаний о звуке и звучащих сплавах, высокого мастерства, кропотливой работы и постоянного экспериментирования. "Мы никогда не получаем случайные результаты",—утверждают создатели тарелок Paiste.

Александр Островцов


JAZZ-KBAДlPAT №6'2006


авторы
Алесь ОСТРОВЦОВ
страна
Швейцария, Эстония
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фирмы
Linn Records Десять лет Tzadik Records Igloo Records - Эскимосская хижина под бельгийским небом Интервью с президентом Blues Leaf Records, Джо Морабиа
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com