nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Svet. Святослав Ходонович (1980 – 2008)

стиль:

Svet. Святослав Ходонович (1980 – 2008)
Однажды, принимая участие в жаркой литературной дискуссии, я сравнил белорусскую культуру с паровозом, который, натужно пыхтя паром и брызжа из всех щелей кипятком, пытается угнаться за мировым культурным процессом. И ради продвижения этой лязгающей бесчисленными рычагами махины в ее топку швыряется бревнами творческий потенциал каждого поколения, где и сгорает без следа.

Тогда я имел в виду лишь бесполезное растрачивание потенциала, отсутствие перспектив роста, возможности самореализации в творчестве, что постепенно превращает талантливую молодежь в забитых бытовухой «трудящихся ради общественного блага».

Но чтобы так?!!

12 сентября погиб один из самых талантливых молодых музыкантов не только Беларуси, но и граничащих с ней государств. Его сбила машина… Свету было 28 лет.

Когда мне позвонил на следующее утро Леша Золотов, я отказывался верить. Как и он сам, впрочем. Договорились: пока не увидим Света своими глазами – никому ничего не скажем. Слабо надеялись: а вдруг это чья-то чудовищная шутка… Раздалось еще несколько звонков: «Знаешь?» – «Знаю». – «Это правда?!» – «Не знаю».

Встретились, пришли, увидели…

Аура у Света была такая, что мало кто смог отнестись к его смерти равнодушно. Одна москвичка мне рассказывала: «Я знала о Svet Boogie Band, но никогда их не слышала. Посмотрела только после смерти Света. В тот день мы ничего не могли делать. Бессмысленно походили с подругой по магазинам, потом пришли домой, достали виски, поставили DVD и рыдали». Подобных этим, высказываний на форумах и в ЖЖ – множество.

Но если быть честным, равнодушные были. Например, среди некоторых «конкурентов» из джазовой среды. Они, де, виртуозы, постоянно вынуждены повышать технический уровень игры, а блюзмэны – примитивисты, вообще могут сыграть песню на одном аккорде, с каким-то там мифическим «филином»… А если быть честным вдвойне, среди блюзмэнов равнодушные были тоже – из числа тех, кто всю жизнь играл блюз, но так и не научился это делать.

В последнее время все чаще убеждаюсь, что блюз невозможно полюбить. С чувством блюза можно только родиться. Даже если человек не увлекался музыкой, а, впервые услышав блюз уже взрослым, тут же влюбляется в него, значит, это чувство попросту долгие годы жило в его подсознании.

Свет с чувством блюза родился. Его непрямой путь в мир музыки лишний раз подтверждает это: прежде чем стать знаменитым музыкантом, он закончил медицинский институт, работал стоматологом в поселке Мядель. Конечно, блюза и там хватало, но был он далек от музыкального воплощения. Как, например, случай с бабушкой на приеме в стоматологическом кабинете, которая, спасаясь от зубной боли, повязала на руку платок с чесноком, но потом решила все-таки проконсультироваться у специалиста: поможет или нет?

Потом у Света была поездка в Москву на концерт Би Би Кинга, которая все в нем переменила. Он принял решение и сбежал из Мяделя и из медицины. В музыкальный мир блюза.

За 5 лет, отпущенных ему судьбой, Свет смог сделать на удивление много. Перечислим только самые важные события в его творческой судьбе: 31 мая 2003 проект Big Val, Svet & Al занял первое место в конкурсе на престижном фестивале Noc Bluesowa в польском городе Рава Мазовецка; 04-09.09.2003 Big Val, Svet & Al и Артем Гаврюшин приняли участие в грандиозном фестивале Очаково-Блюз в Москве (Россия); 08.11.2003 Big Val, Svet & Al выступили на фестивале Zaduszki Bluesowe в Белостоке (Польша); март 2004 – релиз дебютного альбома Svet & Al Boogie Band "Happy With The Boogie"; 28.05.2004 вышел диск Boogyin' It с концертом Svet & Al Boogie Band в московском B.B. King Club 21марта 2004; 06.06.2004 участие Svet Boogie Band в крупнейшем чешском блюзовом фестивале Blues V Lese; октябрь 2004 – песня Svet Boogie Band "Little Tia, Little Tia" вошла в сборник Российского блюза «Я не увижу Миссисипи – 2»; 26.10.2004 вышел новый диск Svet Boogie Band "Live at JVL Art Club", который был издан в двух форматах – CD и DVD (05.01.2005); 04-06.08.2005 Svet Boogie Band принимают участие в первом Aurillac Swing Festival (Орияк, Франция); 10.09.2005 Svet Boogie Band приняли участие в большом международном фестивале Na Skrzyzowaniu Kultur в Варшаве (Польша); 11.09.2005 вышел новый диск Svet Boogie Band "Nothing But Love"; 13-14.11.2005 Svet Boogie Band выступили в польском городе Сувалки на фестивале джаза и госпела IV Euroregionalne Spotkania Gospel & Jazz; 3 июня 2006 Svet Boogie Band приняли участие в крупнейшем и самом модном фестивале джаза в России «Усадьба.Джаз» в Архангельском; в октябре 2006 Svet Boogie Band приняли участие в конкурсе The Global Battle of the Bands в Беларуси и, став победителями, достойно выступили 10 декабря на финале в Лондоне (Великобритания); 6 октября Svet Boogie Band приняли участие в первом фестивале Минск Блюз 2006; январь 2007 – выход сингла Goin' 2 London; лето 2007 – выход диска Notre Ville (Soundtack) с музыкой Света к спектаклю «Наш городок» по одноименной пьесе Торнтона Уайлдера; 11 июня 2007 Svet Boogie Band выступили на фестивале «Пустые Холмы 2007», одном из самых необычных и ярких фестивалей современной России; 15 ноября 2007 Svet Boogie Band выступили на Московском Международном Фестивале Губной Гармоники; 18 ноября 2007 Svet Boogie Band закрывали фестиваль Минск Блюз 2007; 6 декабря 2007 в КЗ «Минск» состоялся большой сольный концерт Svet Boogie Band с программой Tribute to Chicago Blues & Groovy Beats (new songs); начало 2008 – релиз DVD Svet Boogie Band Live с новой программой группы, впервые исполненной в московском джазовом клубе Jazz Town в августе 2007 года, а также с документальным фильмом The Blues Is A Woman You'll Never Get о блюзовых джэмах в клубе Jazz Town. А еще был бесподобный, «семейный» концерт в Граффити 6 июня, другие бесчисленные выступления в минских и московских клубах, фестивали, гастрольные туры по России, Украине, Польше, участие в радио- и телепрограммах…

Я специально привел этот, далеко не полный, список. Он – впечатляет.

Но даже не это главное…

Как-то на форуме один «большой знаток музыки» весьма скептически высказался про диск Nothing But Love: ничего, мол, особенного, ребята играют блюзовые стандарты, что в этом особенного? Думаю, автор был недалек от правды, и песни, сочиненные Светом и Элом, вскоре станут нашими блюзовыми стандартами.

Почему «нашими»?

Помню, один известный российский музыкант на юбилейном вечере Владимира Мулявина вспоминал, как в конце 60-х велись жаркие споры о том, что рок-н-ролл на славянском языке петь невозможно, а потом все услышали "Касіў Ясь канюшыну" и… притихли.

Подобное произошло со Светом: споры о том, что настоящий блюз можно сочинить, лишь родившись в Дельте или Чикаго, сразу как-то поутихли, когда на сцене появились Svet Boogie Band со своими авторскими композициями.

Свет был исполнителем. Он прекрасно пел, отлично играл на клавишных и великолепно – на губной гармонике.
Свет был композитором – он писал настоящие блюзы. И не только блюзы.
Свет был поэтом – он сам писал слова своих песен на настоящем английском языке.
Свет был шоумэном. Уже на третьей композиции он «ставил на уши» любую, даже самую неподготовленную аудиторию. А к концу выступления в зале каждый раз творилось что-то невообразимое.
Свет был артистом. На сцене он перевоплощался, начисто забывая о «мирских» заботах.

С его уходом мы все потеряли не только любящего сына и брата, преданного друга, внешне всегда веселого, неунывающего, корректного, интеллигентного, красивого человека. Мы потеряли один из лучших и самых перспективных музыкальных коллективов Беларуси, самые невообразимые музыкальные проекты, которые Свет обязательно создал бы в будущем, множество новых песен и музыки, живых выступлений, записей. Энергетику и море положительных эмоций, которые неизбежно сопровождали каждое его появление на сцене…

Да, в последние месяцы у Света был творческий кризис. Но это – совершенно нормальное явление для любого талантливого человека. Многие пытались помочь Свету выйти из этого состояния. Согласен, иногда это получалось неуклюже, не совпадало с взглядами его самого на дальнейшее развитие своего творчества. Но он никого не обидел, даже намеком, а когда его, пытаясь «расшевелить», начинали донимать – просто отключал телефон. Это волновало, но не более. Все понимали, что Свет находится на пороге чего-то нового, что он вырос из рамок стиля, в котором работал долгие годы. И новая программа, которая так и не была записана в студии, нелишнее тому подтверждение.

Ждали осени: оживление концертной жизни, «движуха» обязательно его расшевелит!
Дождались…

Напрашивается вопрос к «официальным представителям» нашей культуры: сколько еще человек должен создать на благо Родины, чтобы в трудный для себя период не оказаться наедине с тривиальными проблемами. Я вовсе не об «официальном признании», званиях, статусе и пр. У Света был талант, поэтому все это – не для него. Но почему, например, за ротацию песен по FM одним не платят ничего, а значит, ВСЕ ЗАКОННО заработанные ими деньги утекают в чьи-то карманы? Введена негласная шкала «культурных ценностей»?

Что ж, какая «культура», такие и «ценности».

Александр ОСТРОВЦОВ

Jazz-Квадрат, №5/88


авторы
Алесь ОСТРОВЦОВ
музыкальный стиль
современный блюз
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела вокалисты
Bobby McFerrin - голос - это Свобода Billy Eckstine - Here comes the blues Angelique Kidjo - La Diabolique из Африки Bessie Smith - Жизнь и смерть императрицы блюза
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com