«Архипелаг» - так называется второй альбом живущего в Лондоне греческого джазового гитариста и композитора Тассоса Спилиотопулоса. Он издан спустя четыре года после дебютного альбома Wait For Dusk, о котором мы писали в № 1/07 «Jazz-Квадрата». Если обыгрывать название новой работы Тассоса, то можно сказать, что он ведет свой корабль сквозь архипелаг прежним курсом, хотя, конечно, за истекшее время некоторые изменения все же произошли.
Начнем с внешнего: с обложки альбома совершенно логично исчезло слово «квартет». Если в дебютном альбоме вторым солистом был саксофонист, то в новом проекте электрогитара Тассоса солирует почти безраздельно. А вот израильскую ритм-группу Ярон Стави – Асаф Сиркис Тассос сохранил и сыгранность музыкантов действительно впечатляет. В двух композициях играют и гости – гитарист Паричелли и очень известный британский трубач Кенни Уиллер.
Теперь о содержании. Как и раньше, альбом полностью авторский. Как и раньше, Тассос не стремится поразить слушателя бешеным темпом игры или электронными эффектами. Он дает возможность почувствовать значимость каждого звука, словно выплывающего из вечности и вновь погружающегося в нее. Самым близким Спилиотопулосу по духу гитаристом мне по-прежнему кажется Джон МакЛафлин, причем скорее МакЛафлин времен Shakti, чем времен Mahavishnu Orchestra. Но за прошедшие годы музыка Тассоса явно стала более зрелой, глубокой, разнообразной. Каждая из восьми пьес по-своему интересна. Упомяну лишь некоторые.
Тон всему альбому задает стартовая, она же титульная композиция. Плеск волн, крик чаек – так начинается Archipelagos. Я не знаю, где именно родился Тассос Спилиотопулос, но мне кажется, что это волны Эгейского моря, а сам Тассос родом с одного из его островов – такой любовью и теплотой дышит эта композиция. Prayer ("Молитва») – лучшая, на мой вкус, пьеса альбома. Медитативная глубина, погруженность в себя соседствует в ней с колоссальным внутренним напряжением, клокочущим под строгой внешней формой. Опять-таки, ничего не знаю об отношении Тассоса к религии, но мне кажется, что эту вещь мог сочинить только глубоко верующий человек. В The Quest и Red Veil достойным партнером лидера выступает ударник Сиркис, а выразительное соло на контрабасе Стави является украшением Secret View. Эмоциональность и философская глубина отличает пьесу Cosmic Motion, а присутствие в ней двух солистов, Спилиотопулоса и Уиллера, напоминает дебютный альбом Тассоса. И, наконец, финальная пьеса Stepping Stones. Если весь альбом сделан в традициях европейского джаза, то эта композиция заставляет вспомнить, что родилось это искусство все-таки в Америке. Здесь появляется и отчетливый свинг, и коллективная импровизация, а лидер демонстрирует, что ему не чужд и быстрый темп.
В целом новая работа Тассоса Спилиотопулоса – значительный творческий шаг вперед. Не скрою, было бы очень интересно проследить и за дальнейшими его шагами.
Дебютный альбом очень молодого коллектива, чей первый концерт состоялся только в конце мая 2009 года в Мальме. Через пару дней после этого концерта музыканты в одной из студий того же шведского города и записали все восемь композиций альбома. ...
Торбен Вальдорф – новое имя для «Jazz-Квадрата». Этот родившийся в Дании гитарист сегодня живет «на два дома»: и в Швеции, и в Дании, но и с родиной джаза его связывает очень многое. В середине 80-х годов Торбен учился ...
В подходе к записи своих альбомов известный мастер джазовой флейты из Торонто Билл МакБирни верен сложившимся традициям, как британский аристократ. Его новый проект Mercy как и прежде объединяет два формата – квартет и дуэт. Как и ранее, ...
Иэн Торделла родился в Вашингтоне и именно там начинал заниматься музыкой, но в 2002 году перебрался в Калифорнию, что дало новый импульс его творчеству. У себя в Южной Калифорнии он довольно быстро завоевал определенную популярность среди ...
Четыре года назад американская вокалистка Антуанетт Монтегю дебютировала альбомом Pretty Blues и тогда же мы познакомили с этой работой наших читателей (см. «Jazz-Квадрат» №6/06). За прошедшее с тех пор время Монтегю стала одной из самых ...
В интервью для jazzquad.ru Юрий Яремчук назвал Алексея Лапина в числе своих самых удобных партнеров, тех музыкантов, с которыми ему играть легко и интересно. Поэтому альбом Anatomy of Sound я ставил в проигрыватель с особым чувством. Как оказалось, ...
В 2010 – 2012 годах Nevermore, Inc в ассоциации с MoonJune Records предприняли переиздание в формате CD первых альбомов Copernicus, издававшихся в 80-х годах только в виде LP. Nothing Exists – самый первый альбом Copernicus, появившийся ...
Myshki-Narushki, где в названии сквозит очень прозрачный намек на фамилию лидера группы, - альбом, не похожий на другие работы «Князя Мышкина», которые мне довелось слышать. Он состоит из очень разных концертных записей разного времени ...
Этот сетевой альбом «Князя Мышкина» с малоизвестной графикой Рембрандта на обложках концептуальным не назовешь. Pasiarod напоминает скорее дневник, фрагмент летописи, рассказывающей о житии вышеупомянутого князя. Конкретно он охватывает ...
Взгляните на обложку: мне кажется, это не абстрактный персонаж мужского пола со всклокоченными волосами и очень живым взглядом, а сам Ричард Бливас, каким он увидел себя в 2010 году. Во всяком случае, Astral Prints – альбом тотально авторский: ...
Их было трое на сцене кельнского «Лофта» 6 февраля 2009 года – прекрасный концертный Steinway, известный джазовый пианист и композитор Симон Набатов и … тень другого джазового пианиста и композитора, умершего почти за ...
Прекрасно снятый Павлом Бородиным документальный фильм о фестивале новоджазовой и экспериментальной музыки Music Unlimited в австрийском городе Вельсе, состоявшемся в ноябре 2009 года. В два с небольшим часа экранного времени вместились и видеоотчет ...