«Архипелаг» - так называется второй альбом живущего в Лондоне греческого джазового гитариста и композитора Тассоса Спилиотопулоса. Он издан спустя четыре года после дебютного альбома Wait For Dusk, о котором мы писали в № 1/07 «Jazz-Квадрата». Если обыгрывать название новой работы Тассоса, то можно сказать, что он ведет свой корабль сквозь архипелаг прежним курсом, хотя, конечно, за истекшее время некоторые изменения все же произошли.
Начнем с внешнего: с обложки альбома совершенно логично исчезло слово «квартет». Если в дебютном альбоме вторым солистом был саксофонист, то в новом проекте электрогитара Тассоса солирует почти безраздельно. А вот израильскую ритм-группу Ярон Стави – Асаф Сиркис Тассос сохранил и сыгранность музыкантов действительно впечатляет. В двух композициях играют и гости – гитарист Паричелли и очень известный британский трубач Кенни Уиллер.
Теперь о содержании. Как и раньше, альбом полностью авторский. Как и раньше, Тассос не стремится поразить слушателя бешеным темпом игры или электронными эффектами. Он дает возможность почувствовать значимость каждого звука, словно выплывающего из вечности и вновь погружающегося в нее. Самым близким Спилиотопулосу по духу гитаристом мне по-прежнему кажется Джон МакЛафлин, причем скорее МакЛафлин времен Shakti, чем времен Mahavishnu Orchestra. Но за прошедшие годы музыка Тассоса явно стала более зрелой, глубокой, разнообразной. Каждая из восьми пьес по-своему интересна. Упомяну лишь некоторые.
Тон всему альбому задает стартовая, она же титульная композиция. Плеск волн, крик чаек – так начинается Archipelagos. Я не знаю, где именно родился Тассос Спилиотопулос, но мне кажется, что это волны Эгейского моря, а сам Тассос родом с одного из его островов – такой любовью и теплотой дышит эта композиция. Prayer ("Молитва») – лучшая, на мой вкус, пьеса альбома. Медитативная глубина, погруженность в себя соседствует в ней с колоссальным внутренним напряжением, клокочущим под строгой внешней формой. Опять-таки, ничего не знаю об отношении Тассоса к религии, но мне кажется, что эту вещь мог сочинить только глубоко верующий человек. В The Quest и Red Veil достойным партнером лидера выступает ударник Сиркис, а выразительное соло на контрабасе Стави является украшением Secret View. Эмоциональность и философская глубина отличает пьесу Cosmic Motion, а присутствие в ней двух солистов, Спилиотопулоса и Уиллера, напоминает дебютный альбом Тассоса. И, наконец, финальная пьеса Stepping Stones. Если весь альбом сделан в традициях европейского джаза, то эта композиция заставляет вспомнить, что родилось это искусство все-таки в Америке. Здесь появляется и отчетливый свинг, и коллективная импровизация, а лидер демонстрирует, что ему не чужд и быстрый темп.
В целом новая работа Тассоса Спилиотопулоса – значительный творческий шаг вперед. Не скрою, было бы очень интересно проследить и за дальнейшими его шагами.
Руфуса Рейда можно назвать самым незаметным среди крупнейших джазовых басистов нашего времени. Дело в том, что в своей долгой и славной карьере в джазе этот мастер редко выступал в качестве лидера. Но зато Рейд зарекомендовал себя блестящим ...
Что такое «Путешествие в страну Востока» в рамках стиля фьюжн, рядовой любитель музыки в Европе или Америке представляет достаточно хорошо. Примеров тому много, а самый яркий, наверное, - это творчество Джона МакЛафлина. Западный ...
Сказать, что уроженец Бостона Энди Коэн исполняет блюз – значит не сказать почти ничего. Почти – потому что он исполняет и блюз тоже, традиционный, старый блюз. Но в принципе сфера интересов Коэна охватывает практически всю американскую ...
Так уж получилось, что в 2010 году дискография известного итальянского фри-джазового гитариста Энцо Рокко пополнилась сразу двумя внешне схожими альбомами. В обоих случаях это концертные записи, в обоих случаях дуэты и в обоих случаях партнером Энцо ...
Пол Торн – личность чрезвычайно колоритная. Когда-то он был профессиональным боксером (десять побед и три поражения в карьере). Сегодня он певец, музыкант, сочинитель песен, владелец собственного лейбла. А еще Пол – талантливый художник, ...
Положительно, живущий ныне в США блюзмен из Квебека Тас Кру неравнодушен к собакам. Если на обложке своего предыдущего альбома Grizzle n’ Bone (2009), о котором вы уже могли прочесть на наших web-страницах, он сам и его музыканты были ...
Этот альбом издан немецким лейблом и записывался он тоже в Германии, в одном из тамошних храмов, но вот название у него – литовское. Компьютерные переводы всегда грешат неточностью, но, если я не ошибаюсь, оно значит «Колокол» или ...
Если попытаться в двух словах характеризовать этот альбом, то я назвал бы его праздником встреч – встреч музыкантов разных стран и даже разных континентов, разных поколений и, наконец, ученика и учителя. Произошла эта встреча на близкой всем ...
Избавляйтесь от стереотипов! Такое напутствие я бы предложил всем, кому попадется в руки этот альбом. При этом борьбу со стереотипами придется начинать уже с обложки: вместо привычного английского здесь необходимо знакомство и с языками романской ...
Дебютный альбом американского гитариста и певца Тима Вудса можно было бы назвать исследовательской работой музыковеда – фольклориста, если бы он сам не принимал активного участия в записях, сделанных им в разных уголках американского Среднего ...
Если ставить во главу угла новаторское экспериментирование, то вряд ли альбом Ten Shades Of Blue блюзового гитариста и певца из штата Арканзас Джо Питтса (родился в 1958 г.) заслуживал бы особого внимания. Это типичнейший образчик блюз-рока со всеми ...
Канадский певец, гитарист и композитор Лес Коупленд родился в Британской Колумбии и свой путь в музыке начал с исполнения кантри-блюза. В течение 14 лет Лес сопровождал известного американского блюзмена Ханибой Эдвардса во время его канадских ...