Мария Волошина: «В джазе не важно как ты выглядишь, важно - как ты звучишь»
26.07.2017
29 июля 2017 года в Санкт-Петербурге пройдет самый значительный всероссийский международный музыкальный фестиваль под открытым небом Усадьба Jazz. В этом году фестивалю исполняется четырнадцать лет. Четвертый год подряд мероприятие открывают джазовые вокалисты Санкт-Петербургской школы джаза и мюзикла J&M. Мы попросили основательницу школы J&M Марию Волошину ответить на вопросы о том, трудно ли стать звездой в мире джаза.
Научиться петь джаз «с нуля» – это возможно?
Научить петь можно каждого, но джазовое исполнение доступно не всем. Развитие технической основы, правильного дыхания, мышечного корсета, коoрдинации звука может занять достаточно много времени. Обучаться на джазовом материале возможно, если у человека уже хорошо развита интонация (чистое пение), так как джазовая гармония сложная и требует определенного уровня. Все это возможно и с нуля, если от природы у ученика нет дискоординации. Причем, если до этого нигде не учился - это даже лучше. У джазовой музыки есть своя ритмическая специфика - смещение акцентов на слабые доли, на 2-ю и 4-ю. Освоить это бывает очень непросто, так как мы привыкли к акцентам на сильные доли и в классике и в эстрадной музыке. В джазе ритм – это основа. Чувство ритма даже важнее, чем идеальная интонация. Нельзя также игнорировать природные данные, ведь у нас разное тело, разные лица, разные голоса – физиология может на многое влиять, в том числе на звучание. В джазе тембр имеет большое значение, притом зрелость тембра формируется только к 35 годам. Уникальность тембра дает вокалисту узнаваемость и индивидуальность. В эстрадной музыке это не так важно, там тембральные особенности усредняются под общепринятый формат и становится не так просто проявить свою индивидуальность. В джазе в этом плане больше свободы т.к. подобрать стиль исполнения и подходящий материал можно к любому голосу. В джазе не важно как ты выглядишь, а важно как ты звучишь. Есть ученики, которые приходят «с нуля», а через годы занятий начинают петь на концертах, собирают свою группу, и даже делают музыкальную карьеру, ездят с выступлениями по миру.
Как стать джазовой звездой или просто показать отличный результат?
Показатель успешности учеников складывается из многих факторов. Каждый человек индивидуален, каждому от природы даны те или иные возможности, у каждого своя физиология. У одного процесс технического становления будет проходить очень быстро, у другого долго. Также многое зависит от мотивации и нацеленности на определенный результат. Если они высокие, то ученик будет упорно трудиться, заниматься дома и результат не заставит себя ждать. Мы работаем с двумя самыми сложными направлениями в музыке – джаз и мюзикл. Джаз требует не только быть вокалистом, а в первую очередь – музыкантом. Нужно очень хорошо ориентироваться в музыкальном материале, иметь чувство стиля, что вырабатывается только в процессе упорных занятий, постоянного слушания джазовой музыки и изучения теории. Мюзикл – синтетический вид искусства, самый сложный жанр, так как требует быть актером, вокалистом и танцором одновременно. Поэтому программа занятий в нашей школе создана, исходя из этих требований, и включает в себя 6 дисциплин: сценическая речь, актерское мастерство, вокал, хореография, сценическое движение, сольфеджио. Без системы занятий, упорного труда и нацеленности на результат не обойтись. Мотивация направления «Мюзикл» у наших учеников достаточно высока, ведь у каждого есть шанс стать частью профессиональной труппы мюзиклов J&M и выступать в лучших театрах Петербурга.
За 5 лет работы школы мы вырастили достаточное количество учеников, которые достигли «звездных» высот. Наши воспитанники стали лауреатами российских и международных эстрадно-джазовых конкурсов, среди которых: «Gnesin Jazz», «Джаз Парнас», «Мьюзик Паркинг», Emporio Music Fest; теле-проектов «Голос», «Голос Дети», «Два голоса», «Поле Чудес», и многих других. Ученики школы являются частыми гостями эфиров ведущих телеканалов России, в этом списке: 1 канал, 5 Канал, Санкт-Петербург, НТВ и др.
Уже 4 года подряд вокалисты школы джаза и мюзикла открывают своим выступлением концертную программу лучшего джазового фестиваля России «Усадьба Jazz».
Вокалистов школы можно услышать в известных джазовых клубах, на городских мероприятиях Петербурга и Москвы.
Вам не кажется, что часто современные родители слишком борются за славу своих детей?
По поводу борьбы родителей за детей - это очень актуальный и непростой вопрос. Дело в том, что сейчас непростое время: рынок переполнен, можно найти любые занятия для ребенка, да и для взрослого. Вопрос всегда остается в одном – в уровне профессионализма педагогов. Мы отвечаем за качество и действительно достигаем высоких результатов в обучении. К сожалению далеко не все родители понимают, что процесс подготовки вокалиста небыстрый. Каждому хочется увидеть результат уже через несколько занятий. Мы постоянно объясняем, что скорость достижения результата – очень индивидуальна, каждый ребенок (как и взрослый человек), наделен разными данными от природы. У кого-то слух врожденный, кому-то интонацию (слух) нужно ставить и научить попадать в ноты. У каждого разная скорость восприятия информации и обучаемость. Кто-то схватывает налету, а кому-то приходится объяснять одно и то же долгие месяцы. Бывают такие ситуации, когда к нам походят и говорят: «Ребенок посетил уже 4 занятия, и мы уже хотим в проект «Голос». Я часто привожу родителям, да и взрослым примеры из спорта. Ведь постановка техники вокала – это тот же спорт, это такое же развитие мышц, которые удерживают звук (профессиональным языком – формирование вокальной опоры). Никому бы не пришло в голову через 4 занятия требовать от юного спортсмена бежать олимпийскую дистанцию, или выполнять другой норматив. Подготовка атлета идет годами - также и подготовка музыканта-инструменталиста: никто не попросит юного пианиста исполнить через 4 занятия концерт Рахманинова и сыграть его в консерватории. Подготовка вокалиста ничем не отличается - это непростой процесс. Помимо техники еще много других сложных моментов, ведь это внутренний инструмент человека, который нельзя потрогать, но нужно научиться им управлять. При этом нужно не причинить ему вреда, ведь связки даны нам одни на всю жизнь, их, как струну, не поменять. Все это очень непросто бывает объяснить многим родителям, которые хотят, чтобы ребенок быстро начал петь сложный репертуар, хотя физически к нему еще не готов. Дети очень часто развиваются скачкообразно. Долгое время как бы «стоят на месте», а потом делают резкий скачок в технике исполнения. Такой механизм восприятия информации и физического освоения материала прослеживается очень у многих. Но родители, если не видят быстрого результата, иногда считают, что ребенка ничему не учат. Конечно, это касается не всех родителей. Все же большинство родителей имеют терпение к своим детям и доверяют нам, благодарны за нашу работу, видят и оценивают высокие результаты своих детей.
Вы, конечно, уловили в названии этого материала парафраз на тему известного фильма Вуди Аллена. Канадская джазовая вокалистка, а по совместительству композитор и педагог, Рита Ди Джент (Rita di Ghent), разумеется, вряд ли раскроет все тайны ...
У Сона Силса выдалось несколько очень тяжелых лет подряд. В 1997 году этот хриплоголосый могучий оракул чикагского блюза получил пулю в лицо от… собственной жены (теперь уже бывшей) и перенес тяжелейшую операцию по восстановлению челюсти. А в ...
В нашей традиционной рубрике мы хотим вас сегодня познакомить поближе с одним из самых интересных джазовых вокалистов, лишь недавно широко заявившим о себе 32-летним Куртом Эллингом (Kurt Elling). Эллинг, сын глубоко верующего музыканта — ...
Так уж получилось, что косвенным образом автор этих строк "повинен" в возникновении контактов между итальянской джазовой певицей и белорусским джазовым журналом. Лет пять назад, гуляя по Сети в поисках любопытных джазовых материалов, я наткнулся на ...
Сергей Манукян, безусловно, считается одним из лучших джазовых музыкантов не только в России. С его неподражаемым вокалом и виртуозной игрой на инструментах знакомы тысячи почитателей вечно молодого джазового искусства. Манукян всегда работает на ...
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...
Мэри Сетракян родилась и выросла в Сан-Франциско. В последние 20 лет своей профессиональной карьеры вокальной исполнительницы она живет в Нью-Йорке, при этом занимается преподаванием вокала для артистов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также по всей ...
Не знаю, как в других городах, но к джазовым инструменталистам в Ростове уже как-то привыкли. А вот к вокалистам – да ещё из самого чрева родины джаза! – более чем "нет". Можно смело сказать, что за последние 20 лет такого уровня исполнители в ...