Весь Ближний и Средний Восток давно уже говорит на диалектах одного и того же музыкального языка, пользуется схожими инструментами. Но есть у каждого из народов свой исконный, главный инструмент, живой отросток его души. Дудук — вещь истинно армянская. Он не восходит к могущественной ирано-арабской традиции, он гораздо старше гимнов во славу Христа, Дитя древней языческой культуры, он дожил до наших времен, как доживает старинная пословица. поражающая своей простотой и образностью.
У дудука особенный неповторимый голос. Может быть потому, что в отличие от собратьев с другими именами он вырезается только из абрикосового дерева? Душа дерева? Или душа армянина, которая нашла себя в этой простой, с семью отверстиями, дудке?
Некоторым чересчур впечатлительным людям бывает эмоционально тяжело слушать дудук. Они как будто слышат настоящий плач и живые вздохи— не бурные рыдания при первом приступе горя, но слезы, льющиеся от полноты осознания утраты. Для других звучание дудука — возвышенная сублимация скорби, чистый настой, полученный перегонкой слез из разных по времени и месту источников. Именно поэтому дудук может служить лекарством, врачующим ссадины и кровоподтеки каждой души.
В жизни народа он звучит на свадьбах и веселых застольях так же часто, как и на похоронах. Армяне говорят: "Свадьба без дудука — не свадьба, а если похороны без дудука, значит хоронят не того". Мастер солирует, один или два аккомпанирующих музыканта-" дамкаШа" издают так называемый "дам" — непрерывный звук, получаемый при помощи особой техники циркулярного дыхания (щеки при этом надуваются в точности так же, как у знаменитого Диззи Гиллеспи).
Для танцевальной, ритмичной музыки к дудукам присоединяется барабан-"дхол". Но даже в полноту веселья дудук привносит грусть. Мягкий его тембр невероятно близок к женскому голосу. Вибрато, для которого музыкант работает нижней губой, рельефно передает скорбные вздохи — протянув руку, слушатель. кажется, может тронуть их кончиками пальцев.
В игре на дудуке главное не беглость, а качество звука, которое можно совершенствовать бесконечно. Этот простой на вид инструмент с двойной камышовой тростью имеет семь отверстий на лицевой стороне и одно на тыльной. Стандартный диапазон дудука ограничен октавой и диатоническим звукорядом. Извлечение хроматических нот уже само по себе требует мастерства — умения не полностью перекрывать отверстия, в нужной степени регулируя при этом дыхание.
Сувенирные дудуки, которые обычно продаются в магазинах, звучат гораздо беднее настоящих инструментов. Большие мастера-производители известны по именам и ставят на инструменте свое клеймо. Мастер Карлен "MKS", мастер Рубен "RR" и мастер Сурен "SAM" используют только самую сердцевину абрикосового- дерева и вырезают всего несколько дудуков из той заготовки, из которой обычно получается двадцать-тридцать инструментов.
Для трости по традиции используют камыш, растущий по берегам Аракса. Ее длина от 9 до 14 сантиметров соответствует длине самого инструмента от 30 до 40 сантиметров. Перед игрой трость нужно заранее готовить: взять губами и дуть, медленно и осторожно, чтобы сплюснутый конец приоткрылся. После исполнения трость должна просохнуть на открытом воздухе. Обычно трости хранят в футлярах (например, футлярах для очков) с отверстиями, просверленными для вентиляции.
Для сохранности самой деревянной трубки нужно слегка смазывать ореховым или миндальным маслом ее наружную поверхность. Иногда используют старинный метод—заворачивают несколько очищенных грецких орехов в ткань и постукивают до тех пор, пока масляные пятна не проступят на поверхности. Этот кусок ткани можно несколько раз использовать для протирки дудука.
"Раскрутка" дудука на Западе. связана с двумя событиями. В 1988 году вышел на экраны фильм М.Скорсезе "Последнее искушение Христа". Саундтрек Питера Гэбриэла до сих пор остается одним из самых культовых в истории музыки для кинематографа. Ключевую роль в нем играют восточные инструменты и среди них дудук Ваче Овсепяна.
В том же 1988 году в Москву приехал Брайан Ино. Здесь он приобрел диск Дживана Гаспаряна, выпущенный фирмой ’ Мелодия", и под впечатлением от мастерства музыканта пригласип его в Лондон. Организовал концерты, записи на студии, переиздал в следующем году гаспаряновский диск под назван ем "I Wouldn't Be Sad In This World"
Заговорив .о дудуке, с неизбежностью говоришь о Гаспаряне и наоборот. Именно он в последнее десятилетие стал мотором, который.окончательно вывел дудук на мировую орбиту. Этот человек успел побывать везде — от Лос-Анджелеса до Токио, от Стамбула до Санкт- Петербурга. Во время выступлений в Японии тамошние специалисты записали звучание дудука и попытались его синтезировать. Духовые вообще плохо поддаются компьютерному iвоссозданию, но дудук в особенности^ сколько-нибудь приемлемого результата добиться не удалось. В США после его концертов была опубликована статья под названием "The Duke of Duduk", a титул Дюка (Герцога) американцы дают в музыке не часто. В Москве Гаспарян участвовал в фестивале восточной музыки под названием "Orion Cup*, Дм. Дибров активно пропагандирует его творчество вначале в ’Антропологии", теперь в "Ночной смене" на ОРТ. Не только география выступлений, но и партнеры Гаспаряна чрезвычайно разнообразны: от "Кронос-квартета" до Лос-Анджелесского симфонического оркестра, от Лайонела Ричи до Бурхана Оджала.
Родился Дживан в 1928 году в деревушке Солаг неподалеку от Еревана. Учиться игре на дудуке начал с раннего детства. До войны в ереванском кинотеатре "Москва" играли дудукисты - таперы, аккомпанируя экранным страстям. Можно представить, как парадоксально иногда сочетается восточная музыка с изображением роковой любви в каком-нибудь из светских салонов Парижа. Особенный восторг у ребенка вызывала игра Маркара Маркаряна. Однажды, накопив деньги на сдаче стеклотары, маленький Дживан принес их мастеру. Тот денег не взял и подарил один из своих инструментов.
Со временем мальчик многого добился. В 1973 году получил звание Народного артиста Армянской ССР. Стал профессором консерватории имени Комитаса, изобрел бас-дудук. Участвовал в фестивалях под эгидой ЮНЕСКО, получил золотые медали в 1959, 1962, 1973 и 1980 годах. В 1983 году о нем и о его творчестве был снят документальный фильм.
До начала перестройки у Гаспаряна были проблемы с индивидуальным выездом за рубеж, хотя в представительные группы "звезд" его включали не раз. Например, в 1959 году, когда более полутора сотен ведущих мастеров советского искусства отправились в США. Если перечислить сильных мира сего, для которых играл Гаспарян, может показаться, что он повторил судьбу придворных музыкантов Древнего Востока, услаждавших своей игрой слух шахов, султанов и великих ханов. "Дядя Дживан" играл для Сталина, Хрущева, Брежнева, британской королевы и персидского шаха, президента Кеннеди и эмира Кувейта. Но в реальности продолжал жить в Ереване, преподавать в консерватории, растить учеников. Его искусством восхищались, но по большому счету ни он сам, ни дудук еще не были известны широкой публике за пределами Армении.
С началом 90-х все изменилось: одно к лучшему, другое к худшему. Гастроли за рубежом и сбережения, обесценившиеся в результате инфляции. В Армении из-за блокады не было ни электричества, ни тепла. Как говорит сам Гаспарян, без хлеба он еще мог вытерпеть, но без света — никак. Приехал в Калифорнию с пустыми карманами, играл в местном армянском ресторане.
Однажды во время многолюдного застолья к Дживану обратился старик-армянин, ребенком спасшийся в 1915 году от турецкой резни и всю жизнь проживший в Америке. Попросил сыграть "на бис" старинную песню и умер от сердечного приступа, не дослушав ее. За столом присутствовал и писатель Уильям Сароян. Он сказал потом, что старик этот счастливец - не каждому дано уйти в иной мир под такую красивую молитву.
Гаспарян удивительным образом совмещает в себе две ипостаси. Патриархальный советский армянин виден в манере вести себя на сцене и давать интервью, особенно когда 'дядя Дживан" добродушно признается, что пропускает перед кон цертом стаканчик-другой водки для вдохновения. Но есть в его личности и другая сторона — он современный музыкант, всегда готовый экспериментировать, соединяя свой неповторимый голос с голосами "из других миров".От магического, шамэнского вокала Саинхо в альбоме Naked Spirit до арфы Андреаса Волленвайдера в Andreas Voleenveider & Friends и экспериментальной, выполненной по спецзаказу электрогитары Майкла Брука в альбоме Black Rock.
Кстати, Майкл Брук устроил себе самому и этому достаточно экспериментальному альбому своеобразный тест. Прилетев в Лос-Анджелес, поставил этот альбом таксисту-армянину, который вез его их аэропорта. Поинтересовался, насколько сохранилась национальная окраска после окончательной обработки в студии, и успокоился, получив положительный ответ.
Дудук Гаспаряна востребован в мировом кинематографе. Он звучит в таких фильмах, как "Русский Дом". "Ворон", "Календарь", "Евгений онегин", "Сейдж", "Гладиатор".
Получив приглашение участвовать в записи музыки к "Гладиатору", Гаспарян удивился, что его позвали исполнять нотированную музыку.Решил, что заказчику виднее, и послушно сыграл все необходимое.Потом Ганс Циммер попросил сыграть импровизацию. В конце конуов именно она прозвучала с экрана и многие признавались, что именно дудук Гаспаряна стал камертоном всей музыки к фильму, саундтрек которого получил "Золотой Глобус" в 2001 году. Сам Циммер назвал Гаспаряна одним из самых удивительных музыкантов мира, чье уникальное звучание сразу западает в память.
(Похожая история произошла и раньше, на озвучивание американцами "Русского Дома". Гаспарян в последний момент у3видел, что диапазон дудука не позволяет сыграть написанные ноты и стал импровизировать во время записи).
На здоровье мастер пока не жалуется, утверждая, что никогда еще не обращался к доктору. В 2001 году Дживан был главной звездой на фестивале дудука в армянском городе Гюмри, куда приехал поиграть вместе с Майклом Бруком, Полем Агилерой, Дирком Кемпбеллом и другими своими друзьями-партнерами. У него сейчас как никогда много планов: выпустить диск совместно с симфоническим оркестром, записать 4 дудука с хором. м2, Не теряя своей восточной сути, своей связи с народной душой, дудук становится инструментом мировым. Нам еще предстоит услышать его в новых и неожиданных музыкальных контекстах.
Имя Гэри Бертона сейчас известно, наверное, любому джаз-фэну. Можно по-разному относиться к вибрафону в джазе вообще, но нельзя не признать, что теперь, особенно после смерти Милта Джексона, Бертон остается самым значительным представителем этого ...
В настоящее время все больше людей — как исполнителей, так и слушателей — отходит от стандартов коммерческой поп-культуры и обращается к музыке, корни которой тянутся к традиционной культуре древних народов, будь то китайская, индийская, японская ...
Сложно отрицать очевидное: времена наивысшей популярности французского джазового скрипача Жан-Люка Понти остались позади, в уже довольно далеких семидесятых. "Так зачем вам понадобилось сегодня вспоминать именно это имя?" — может спросить иной ...
"У меня нет близорукости во взглядах на то, что такое джаз, - смеется нью-йоркский вибрафонист Джо Локк. - В чем угодно можно найти классную гармонию и сделать джазовую интерпретацию. Вот, например, у Аланис Моррисетт есть классная песня на альбоме ...
Джон "Кайдзан" Нептюн — один из признанных мастеров сякухати, японской бамбуковой флейты, которая тесно связана с японской музыкальной традицией, в частности, с практикой буддийской школы дзэн. Артист широко известен в Японии и в других странах не ...
Подобно тому, как имя Дюка Эллингтона для широких масс любителей джаза, и не только для них, ассоциируется с "Караваном" (хотя и не Эллингтон является автором этой темы), Тилеманс — в первую очередь, безусловно, автор "Блюзетта", одного из наиболее ...
Вы любите валторну? Вопрос, наверное, праздный. Звучание инструмента настолько воздушно, тембр настолько мягок, нежен, тепл и густ, что звуки, льющиеся из его раструба, суть не медь, но мед. А образ, дизайн, а конфигурация? Взглянешь на валторну — и ...
Музыкант, родившийся в 40-х годах прошлого века в Дельте Миссисипи, в юности изучавший секреты блюза в Мемфисе, затем ставший вместе с Мадди Уотерсом завсегдатаем на сценах черных баров знаменитой Южной Стороны Чикаго, а в хипповских 60-х ...
Начнем с тривиального: джаз несет людям радость. Точнее, должен нести, если это хороший джаз, независимо от его стилистики. Иногда даже качество исполнения не является решающим фактором. Если достаточно рядовой по технике музыкант сам испытывает ...
Кто из нас не держал хоть раз в руках гитару, не пытался с большим или меньшим успехом взять аккорд? Предком гитары считают знаменитую лютню, не раз запечатленную на картинах великих европейских живописцев. Как и многое другое, этот инструмент ...
Отстраненно прочитав приведенный ниже текст, увлеченно скомпилированный молодым человеком, я совершил довольно странный, если смотреть со стороны, поступок: взял губную гармонику (карманную Silver Star - Hohner за $10), включил на всю катушку " ...
Аркадий Шилклопер для нашего журнала - имя знаковое: его портрет украшает обложку первого номера Jazz-Квадрата. А незадолго до его выхода в свет Аркадий впервые выступил в столице Беларуси. Второе его выступление в Минске состоялось лишь через 10 ...