Аркадий Шилклопер - Музыка превращается в универсум
26.01.2013
Аркадий Шилклопер для нашего журнала - имя знаковое: его портрет украшает обложку первого номера Jazz-Квадрата. А незадолго до его выхода в свет Аркадий впервые выступил в столице Беларуси. Второе его выступление в Минске состоялось лишь через 10 лет, и вскоре столько же исполнилось jazz-Квадрату. Вот такая метафизическая связь.
А какая она еще может быть с Аркадием Шилклопером? Я вовсе не хочу сказать, что он оторван от земли. Нет, местами суровая действительность удерживает его цепкой хваткой посильнее других. Но при этом в жизни Аркадия нет места холодному расчету. Он, не утрачивая связи с реальностью, - парит. Ведь даже на валторне стал играть почти случайно - по совету преподавателя, а достиг при этом заоблачных вершин. Он и сам в этом признается без лишней скромности: «Валторна - инструмент очень ограниченный и консервативный, до сих пор и во всем мире, я могу говорить об этом уверенно, поскольку' объездил кучу валторновых фестивалей, и на них я - звезда. В Америке вот недавно был - 700 валторнистов аплодировали стоя. Я сломал валторновый мир, сломал отношение к инструменту. Были и другие, но они не очень заметно это делали. Именно по той причине, что они джазмэны. Они играли звуком, похожим на тромбон, и классики их не замечали. И вдруг появился какой-то русский с академической школой, который играет настоящим валторновым звуком и джаз, и то, и другое, и третье... Когда я начал ездить, то понял, что для меня есть огромное пространство, чтобы сказать: ребята, а инструмент- то не такой уж плохой и не такой ограниченный! Есть куча возможностей!»
Неудивительно, что именно у Аркадия я поинтересовался, какие изменения произошли в российском и .мировом джазе за последние 10 лет, и в каком направлении он движется.
Аркадий Шилклопер: Я заметил, что в России появилось больше музыкантов, ориентированных на стандартный, традиционный джаз. Видимо, это связано с тем, что российские музыканты сегодня имеют возможность учиться играть джаз на его Родине.
Когда-то все мы мечтали об этом. Но сегодня...
Американцы хорошо понимают, что джаз теряет мировой авторитет поэтому готовы вкладывать деньги в
привлечение молодых, талантливых иностранных музыкантов(в частности из России), которые, научившись играть американскую традицию, приедут на свою Родину в качестве миссионеров или пропагандистов (диверсантов)- и будут дальше распространять этот стиль музыки. Вирус джаза не умирает.
- А оригинальных собственных отечественных музыкантов, креативных и мыслящих творчески, мало, потому что никто в этом не заинтересован. И вообще, креативная музыка, на мой взгляд, публикой сегодня воспринимается очень осторожно. Как-то народ боится всех этих экспериментов. Привычные, знакомые формы, темы, ритмы принимаются с большим энтузиазмом и пониманием.
В Европе, наоборот, многие фестивали задыхаются в поиске новых идей, которые могли бы двинуть импровизационную музыку дальше. Европейцы серьезно задумываются над будущим джаза и хотят, чтобы джаз стал не только достоянием музеев и архивов, но и развивался дальше. Отсюда различные соединения джазовой музыки с классикой, фольклором, роком, КИно, театром и т.д. Музыка превращается в этакий универсум, где границы размыты и весьма условны.
Думаю, что это и есть сегодняшняя тенденция развития джаза.
Все творчество Аркадия Шилклопера - яркое подтверждение этих слов. Он участвовал и участвует во множестве музыкальных проектов, играл со многими рок- и альтернативными музыкантами и коллективами, исполняет авангард. А однажды у него «„..появился альпийский рог, появились идеи, связанные с обертоно- вым рядом, и, естественно,- это навевает фольклористичность. У всех народов есть эти... флейты, трубы, где звучит этот ряд. Повышенная четвертая, седьмая низкая - это встречается у многих народов. Поэтому я начал использовать фольклорные вещи». И опять - никакого расчета, «...все новое появилось случайно, я ничего не искал специально. Рог мне подарил приятель, мы с ним просто поменялись лишними инструментами. Я решил - пусть стоит в квартире, красивый такой... длинный. Потом, когда я его привез, то подумал: ну раз он уже здесь, надо вытащить его на сцену - хотя бы людям показать, что есть такая штука. Играть я на нем тогда по большому счету не умел, а сейчас то, что я на нем делаю... да я просто кайфую, мне это нравится - я вернулся к своим корням, потому что рог в принципе - это натуральная валторна, только развернутая и большая».
Вот так, от судьбы не уйдешь. Аркадий Шилклопер - настоящий Охотник, ведь валторна, как известно, - усовершенствованный охотничий рог. Но его охотничий азарт никому не угрожает, разве что завистникам. Но даже из них никому так и не удалось заставить его изменить своим жизненным принципам. Это попросту невозможно - доброжелательность Аркадия безгранична-. «Я вообще человек позитивный». Он охотится на новые музыкальные выразительные средства, охотится на новый звук. Он вообще открыт всему новому, и ничто не ускользает из-под его прицела. И радуется: «Open-minded музыкантов становится больше, конечно, и слава Богу. Но на самом деле ведь межкультурная интеграция совсем недавно началась, лет десять всего. И, кажется, рок-музыканты это чуть ли не раньше всех начали». Даже свой альпийский рог он постоянно трансформирует в подобие диджериду - альпериду, исполняя музыку, которую донесли до нас из глубины веков австралийские аборигены.
Всем, что знает и умеет, Аркадий делится без остатка. После его недавнего выступления в Минске он был в буквальном смысле атакован молодыми валторнистами, которых интересовало все без остатка, и, не отдохнув ни секунды, Аркадий дал импровизированный мастер-класс, который длился предельно долго - маэстро чуть не опоздал на поезд. Журналистам довелось попросту включить камеры и диктофоны, в надежде найти потом в монологе музыканта ответы на свои так и не прозвучавшие вопросы.
Знатоки джаза признают Аркадия Шилклопера лучшим джазовым валторнистом всех времен и народов. Признание такое дорогого стоит. Ведь, со слов самого Аркадия, «джаз - не только красивый звук. Состояние, энергия, эмоции - это нечто большее, чем музыкальная технология... это огромный чувственный спектр. От печали до экстаза».
Имя Гэри Бертона сейчас известно, наверное, любому джаз-фэну. Можно по-разному относиться к вибрафону в джазе вообще, но нельзя не признать, что теперь, особенно после смерти Милта Джексона, Бертон остается самым значительным представителем этого ...
В настоящее время все больше людей — как исполнителей, так и слушателей — отходит от стандартов коммерческой поп-культуры и обращается к музыке, корни которой тянутся к традиционной культуре древних народов, будь то китайская, индийская, японская ...
Сложно отрицать очевидное: времена наивысшей популярности французского джазового скрипача Жан-Люка Понти остались позади, в уже довольно далеких семидесятых. "Так зачем вам понадобилось сегодня вспоминать именно это имя?" — может спросить иной ...
"У меня нет близорукости во взглядах на то, что такое джаз, - смеется нью-йоркский вибрафонист Джо Локк. - В чем угодно можно найти классную гармонию и сделать джазовую интерпретацию. Вот, например, у Аланис Моррисетт есть классная песня на альбоме ...
Джон "Кайдзан" Нептюн — один из признанных мастеров сякухати, японской бамбуковой флейты, которая тесно связана с японской музыкальной традицией, в частности, с практикой буддийской школы дзэн. Артист широко известен в Японии и в других странах не ...
Подобно тому, как имя Дюка Эллингтона для широких масс любителей джаза, и не только для них, ассоциируется с "Караваном" (хотя и не Эллингтон является автором этой темы), Тилеманс — в первую очередь, безусловно, автор "Блюзетта", одного из наиболее ...
Вы любите валторну? Вопрос, наверное, праздный. Звучание инструмента настолько воздушно, тембр настолько мягок, нежен, тепл и густ, что звуки, льющиеся из его раструба, суть не медь, но мед. А образ, дизайн, а конфигурация? Взглянешь на валторну — и ...
Музыкант, родившийся в 40-х годах прошлого века в Дельте Миссисипи, в юности изучавший секреты блюза в Мемфисе, затем ставший вместе с Мадди Уотерсом завсегдатаем на сценах черных баров знаменитой Южной Стороны Чикаго, а в хипповских 60-х ...
Начнем с тривиального: джаз несет людям радость. Точнее, должен нести, если это хороший джаз, независимо от его стилистики. Иногда даже качество исполнения не является решающим фактором. Если достаточно рядовой по технике музыкант сам испытывает ...
Кто из нас не держал хоть раз в руках гитару, не пытался с большим или меньшим успехом взять аккорд? Предком гитары считают знаменитую лютню, не раз запечатленную на картинах великих европейских живописцев. Как и многое другое, этот инструмент ...
Отстраненно прочитав приведенный ниже текст, увлеченно скомпилированный молодым человеком, я совершил довольно странный, если смотреть со стороны, поступок: взял губную гармонику (карманную Silver Star - Hohner за $10), включил на всю катушку " ...
Весь Ближний и Средний Восток давно уже говорит на диалектах одного и того же музыкального языка, пользуется схожими инструментами. Но есть у каждого из народов свой исконный, главный инструмент, живой отросток его души. Дудук — вещь истинно ...