Отстраненно прочитав приведенный ниже текст, увлеченно скомпилированный молодым человеком, я совершил довольно странный, если смотреть со стороны, поступок: взял губную гармонику (карманную SilverStar- Hohnerза $10), включил на всю катушку "PaganBaby" CreedenceClearwaterRevivalи попробовал подыграть John'yFogerty. Честно выдержав довольно динамичный темп весьма продолжительной композиции, я в изнеможении рухнул на пол и подумал о вреде курения. Зато судьба Уильяма Кларка предстала предо мной во всех красках... The editor-in-chief
29 марта 1951 года в городе Иглвуд, штат Калифорния, в семье "голубых воротничков" (имеется в виду роба из джинсовой ткани) родился Уильям Кларк (William Clarke). Вряд ли родители могли предположить, какую жизнь уготовала судьба их сыну..
К блюзу, что довольно необычно для тех лет, "белый" Уильям пришел почти в детстве — в начале 60-х, и весьма необычным, заметим, путем: в то время, как большинство его сверстников самозабвенно увлекались серфингом и слушали (а что еще можно было слушать в Калифорнии?) Beach Boys, Уильям полюбил блюз... ранних альбомов Rolling Stones. Уже во время учебы в общеобразовательной школе, после неудачных попыток игры на ударных и гитаре, в 1967 году он впервые взял в руки гармонику. И ничего удивительного — уж очень его занимала музыка таких музыкантов, как Big Walter Horton, James Cotton, Junior Wells и Sonny Boy Williamson II. И не прогадал...
Рано женившись, продолжать учебу Уильям Кларк не смог, а посему свыше двадцати лет проработал механиком на заводе, оставаясь на протяжении всех этих лет семьянином, вплоть до того момента, как не занялся вплотную блюзовой карьерой. (Молодому человеку простительно, но мне невдомек, как можно оставаться "примерным семьянином", ведя тот образ жизни, о котором будет рассказано ниже. Просто любил своих детей и прилагал все усилия, чтобы вырастить их — это другое дело... — The editor- in-chief).
С середины 1969 года Уильям проводил массу времени в клубах южно-центрального гетто Лос-Анджелеса, слушая "живьем" таких джазовых гармошечников, как Jack McDuff, Jimmy McGriff, Shirley Scott и Richard "Groove" Holmes. В то время происходило формирование и становление его, как музыканта. "Это имело огромное влияние на мою манеру игры — утверждал Уильям. — вместе с джазовыми саксофонистами Eddie Lockjaw Davis, Gene Ammons, Lyne Hope и Willis Jackson, прослушивание и впитывание мелодических линий органных трио с ведущим тенор-саксофоном в течение длительного времени возымело сильное влияние на мой выбор музыкального направления. В своем стиле я объединил суть подхода и звучания классических чикагских гармошечников со свингующими и чрезвычайно ритмичными линиями органных трио, а уже к этому я добавил свои личные идеи и стиль, вот и получился "звук Уильяма Кларка".
Те клубные годы Уильям проводил вместе с такими, уже тогда известными музыкантамиCr, как Т-Bone Walker, Pee Wee Сrayton, Shakey Jake Harris, Big Joe TUrner, Ironing Board Sam, J. D. Nicholson, Lowell Fulson, Big Mama Thornton и, так много сыгравший в жизни самого Уильяма Кларка, George "Harmoniica" Smith — ветеран-участник блюз-бэнда Muddy Waters'a. Сo всеми он был знаком лично, много лет провел с ними, играя на одной сцене "увеселительных" заведений. Его расписание было настолько плотным, что просто не верится.Уильям шел в какой-нибудь клуб, оставаясь там до закрытия в два часа ночи, затем перемещался в after-hours club, работающий до шести утра, а затем отправлялся на джем-сейшн, который мог продолжаться до одиннадцати. И после такого адского музыкального труда он выдерживал целый рабочий день на заводе! Но в те смутные времена он закладывал фундамент, на котором в последствие построил :вою карьеру.
Первыми его бесспорными учителями в игре на хроматической гармонике стали уже знакомые нам Shakey Jake Harris и George "Harmonica" Smith. Последний оказал наибольшее влияние и не только как музыкант — на протяжении долгих лет он был лучшим другом Уильяма. Уже примерно с 1977 года Кларк стал протеже Джорджа Смита. Позднее Уильям вспоминал: "Для меня Джордж был чем-то большим, чем моя жизнь. Я всегда боялся начать с ним разговор, но не потому, что Смит был слишком важным, а потому, что я представлял его себе "богом гармоники". Можно смело сказать, что Уильяму повезло: именно этому "богу гармоники" предстояло обучить и направить молодого музыканта.
Уильям проводил много времени с Джорджем не только на сцене, но и "за кулисами". Смит был непосредственным наставником Уильяма, не только как исполнителя, но и как аранжировщика, композитора и автора песен. Благодаря невероятным усилиям и тесному сотрудничеству с Джорджем в 1978 году Уильям Кларк пожинал плоды своего творчества: на собственные средства он записал первый альбом "Hittin' Heavy" (Good Times, 1978). Следующим этапом стал диск "Blues From Los Angeles" (1980). А заключительным памятником творчества Уильяма Кларка, связанного с этим периодом, является альбом "Can't You Hear Me Calling" (Watch Dog, 1983), который стал последним совместным трудом Уильма и Джорджа. В свою очередь он является и посмертным посвящением великому музыканту, "королю хроматической гармоники", наставнику и близкому другу: Джордж Смит умер в 1983 году. "Джордж и я были очень близкими друзьями, — рассказывал Уильям. — И во многих отношениях он был мне, как отец". Об их дружбе очень красноречиво говорит и тот факт, что Джордж был крестным отцом сына Уильяма — Вилли (Willy) Кларка.
"Самый современный мастер гармоники на сегодняшний день", —так Уильяма Кларка назвали когда-то Daily News. Весь парадокс этой фразы в том, что она до сих пор не утратила актуальности. Уильям Кларк появился на сцене, когда надежда хоть раз услышать новый, не похожий на традиционный, ставший давно привычным, саунд блюзовой гармоники почти покинула блюзмэнов. С технической точки зрения Кларк был мастером и диатонической и хроматической гармоники одновременно. Но он, несомненно, развил технику блюза на хроматике по сравнению с тем состоянием, в котором Little Walter оставил ее за десятилетия до его появления на сцене. Однако музыка Уильяма Кларка гораздо важнее его техники. Уильям играл такие песни, которые были настоящими "ловцами человеческих душ". Сейчас огромное количество музыкантов, как черных, так и белых, научились великолепно копировать то, что записано на пластинках великих гармошечников начала-середины века минувшего. Ничего плохого в этом, конечно, нет. Но ведь и ничего нового — тоже. Уильям же был абсолютно оригинален. Можно сказать, что он продолжил классические традиции чикагской гармоники, но на абсолютно новом витке развития. Лучше свидетельство тому—новый альбом Кларка 'Tip Of The Тор", который он записал в 1987 году на лэйбле King Асе. Снова спродюсированный на собственные средства Уильяма и выпущенный ничтожным тиражом (до 1000 экземпляров), этот диск все еще остается известным лишь узкому кругу знатоков. Виниловые пластинки осели в частных коллекциях, стали раритетом. С них раз в год сдувают пыль, и к ним уже никогда не прикасается игла проигрывателя. Затем был лонг-плэй "Rockin' the Boat" (1988, Rivera). Но успевший к тому времени номинироваться на премию имени У.К Хэнди (1987), Уильям Кларк так и не получил известности даже на общенациональном американском уровне...
В очень непростой биографии Уильяма Кларка есть весьма интересный эпизод, который просто выбивается из общей картины последовательности его карьеры, но исключительно ярко дополняет портрет Уильяма, как человека, на тонком, душевном плане. В 1989 году под маркой Smokey Wilson & William Clarke Band Уильям выпускает пластинку "Black Magic" (переизданную на CD в 1997 году) с одной целью — поддержать недостаточно известного и недооцененного, с его точки зрения, гитариста Smokey Wilson'a. Импровизации и аранжировки Уильяма выглядят здесь весьма блекло, поскольку его группа поддерживает другого музыканта. Партии на гармонике сдержанны, выступают в оформительской, а не в солирующей роли. Да, запись скучновата. Но ведь дело не в этом, а в том факте, что сам своевременно не оцененный, выпускающий пластинки на заработанные на заводе и клубных выступлениях деньги, Уильям бросает все, чтобы помочь другому музыканту. Изначально зная, что сам от этого ничего не получит — "ни денег, ни славы". Комментарии, как говорится, излишни.
Переломным моментом в жизни и карьере Уильяма Кларка, выведшем его на общенациональную известность, стала запись нового, уже седьмого по счету альбома — "Blown' Like Hell" ("Дующий, как черт") в 1990 году. Как и все предыдущие записи, Уильям изначально спродюсировал его на собственные деньги, но неожиданно решил послать запись на Alligator. Не будет преувеличением сказать, что президент лэйблa Bruce Iglauer был поражен, ибо сразу же официально заявил: "Я не могу поверить, что такой замечательный гармошечник и такой необычайный автор, певец и аранжировщик мог оставаться секретом так долго. Я знаю, что мы просто обязаны показать его".
Релиз "Blown' Like Hell" вызвал сенсацию, знаменовав появление на блюзовой сцене сложившегося, зрелого мастера, обладающего свежими, оригинальными идеями и энергетикой, необходимой для их воплощения. Знатоки музыки Уильяма Кларка называют этот альбом лучшим и самым "блюзовым из блюзовым". На треках Уильяма попеременно сопровождают гитаристы Алекс Шульц (Alex Schultz), Зак Занис (Zach Zunis) и Рик Холмстром (Rick Holmstrom), выступая и в качестве вторых солистов. Стоит отметить, что в 90-х эти музыканты стали ядром (что ни говори, а все же именно гитара — основополагающий блюзовый инструмент) "современной блюзовой тусовки", записываясь и выступая с Билли Бой Арнольдом (Billy Boy Arnold), Родом Пьяццой (Rod Piazza), Робертом Лукасом (Robert Lucas) и др. Именно на этом диске были записаны те композиции, которые значительно расширяют возможности блюзовой гармоники. Фактически, Уильям изобрел современное звучание блюзовой хроматической гармоники, ярким примером которого является лиричный инструментал "Creasy Gravy".
Последовавшие гастроли по США и Европе крепко закрепили его репутацию лидера в своем направлении. Альбом номинировался в шести категориях на премию им. У.К. Хэнди, но Уильям получил только одну наград, в категории "Блюзовая песня года" за "Must Be Jally".
В 1992 году Уильям заработал Australian Blues Award в категории "Лучший блюзовый альбом года". Billboard назвал "Blown' Like Hell" "моделью того, каким современный блюз должен быть..., полный душевных мелодий, с танцевальным вокалом и чувствительной гармоникой".
В 1994 году, также на лэйбле Alligator, выходит его новый альбом "Groove Time". Молниеносно Уильям зарабатывает себе широкую и самую благожелательную аудиторию. Ибо неповторимая "кларковская" смесь чикагского блюза пятидесятых со свингом Западного Побережья и джазовыми "фанки"-риффами была принята на "ура" как фанатами, так и критиками одновременно. На альбоме Уильям записался с Алексом Шульцем, которому местами помогал Кид Рамос (Kid Ramos), на части треков — в сопровождении духовой секции. Великолепные легко-сыгранные джами-свинг-шаффлы перемежаются с медленными, очень традиционными, но одновременно отточенными с позиций современного блюзового мастерства композициями с выделяющейся гитарой Шульца и глубокими риффами на хроматической гармонике. Теперь, когда Уильям Кларк принялся разъезжать с концертами по США и Европе, восклицание "самый современный мастер гармоники на сегодняшний день" стала вовсе не пустыми словами. Он и его группа перемещались между Западным Побережьем и Средним Западом, находясь в бесконечном пути, состоящим из остановок на одну ночь в дешевых отелях, коротких концертов, "перекусов" на ходу и обильных "запиваний". Надо отметить, что это были весьма неудачные гастроли. К тому же, самому Уильяму до тошноты не нравилась такая жизнь.
После жуткой гастрольной жизни Уильям находился на новом творческом подъеме, в результате чего в конце лета 1996 года вышел в свет его самый известный на сегодня диск 'The Hard Way. Этот,окрашенный джазовыми тонами альбом продемонстрировал значительное расширение стилевых границ в сторону Уэст-Коуст-блюза, что демонстрирует очень интересное развитие музыкального стиля Уильяма, которое через некоторое время могло бы привести к удивительным музыкальным открытиям. На альбоме Уильям экспериментирует с сочетанием звука хроматической гармоники, выступающей в роли саксофона, и духовой секции. Визитной карточкой альбома является первый инструментал "The Boss". Вся музыкальная интрига построена на бесконечном свингующем соло гармоники, сыгранном на одном дыхании, с постоянным развитием мелодии, которая повторяется только на рефрене. В этом проявляется потрясающая музыкальность Уильяма, который способен выдуть из известного набора ступеней стандартной тональности бесконечное количество неслучайных осмысленных мелодических линий. И действительно, кто еще мог сыграть в студии продуманное соло на пять минут на одном инструменте без повторов и случайных заполняющих последовательностей, да так, чтобы его слушали, затаив дыхание? Этот, воистину' самый амбициозный альбом завоевал три основные награды премии Хэнди: за "Лучший блюзовый альбом года", за "Лучшую блюзовую песню", которой стала "Fishing Blues", а сам Уильям был признан "Лучшим инструменталистом года".
Совершенно очевидно, что достигнув высот исполнительского мастерства, Кларк был на пороге творческого взлета. Но, еще купаясь в лучах славы, Кларк скоропостижно скончался. Не прошли даром годы максимального напряжения сил, физических и моральных в период становления, подкосили здоровье и изнурительные гастрольные поездки. 2 ноября 1996 года у Кларка открылось кровотечение язвы желудка. "Скорая" не успела... Уильям Кларк умер на операционном столе, как настоящий музыкант — за три часа до очередного клубного выступления. Ему было всего 45 лет. Но он оставил нам память о себе и свою музыку.
В настоящее время все больше людей — как исполнителей, так и слушателей — отходит от стандартов коммерческой поп-культуры и обращается к музыке, корни которой тянутся к традиционной культуре древних народов, будь то китайская, индийская, японская ...
Сложно отрицать очевидное: времена наивысшей популярности французского джазового скрипача Жан-Люка Понти остались позади, в уже довольно далеких семидесятых. "Так зачем вам понадобилось сегодня вспоминать именно это имя?" — может спросить иной ...
"У меня нет близорукости во взглядах на то, что такое джаз, - смеется нью-йоркский вибрафонист Джо Локк. - В чем угодно можно найти классную гармонию и сделать джазовую интерпретацию. Вот, например, у Аланис Моррисетт есть классная песня на альбоме ...
Джон "Кайдзан" Нептюн — один из признанных мастеров сякухати, японской бамбуковой флейты, которая тесно связана с японской музыкальной традицией, в частности, с практикой буддийской школы дзэн. Артист широко известен в Японии и в других странах не ...
Подобно тому, как имя Дюка Эллингтона для широких масс любителей джаза, и не только для них, ассоциируется с "Караваном" (хотя и не Эллингтон является автором этой темы), Тилеманс — в первую очередь, безусловно, автор "Блюзетта", одного из наиболее ...
Вы любите валторну? Вопрос, наверное, праздный. Звучание инструмента настолько воздушно, тембр настолько мягок, нежен, тепл и густ, что звуки, льющиеся из его раструба, суть не медь, но мед. А образ, дизайн, а конфигурация? Взглянешь на валторну — и ...
Музыкант, родившийся в 40-х годах прошлого века в Дельте Миссисипи, в юности изучавший секреты блюза в Мемфисе, затем ставший вместе с Мадди Уотерсом завсегдатаем на сценах черных баров знаменитой Южной Стороны Чикаго, а в хипповских 60-х ...
Начнем с тривиального: джаз несет людям радость. Точнее, должен нести, если это хороший джаз, независимо от его стилистики. Иногда даже качество исполнения не является решающим фактором. Если достаточно рядовой по технике музыкант сам испытывает ...
Кто из нас не держал хоть раз в руках гитару, не пытался с большим или меньшим успехом взять аккорд? Предком гитары считают знаменитую лютню, не раз запечатленную на картинах великих европейских живописцев. Как и многое другое, этот инструмент ...
Аркадий Шилклопер для нашего журнала - имя знаковое: его портрет украшает обложку первого номера Jazz-Квадрата. А незадолго до его выхода в свет Аркадий впервые выступил в столице Беларуси. Второе его выступление в Минске состоялось лишь через 10 ...
Весь Ближний и Средний Восток давно уже говорит на диалектах одного и того же музыкального языка, пользуется схожими инструментами. Но есть у каждого из народов свой исконный, главный инструмент, живой отросток его души. Дудук — вещь истинно ...
6 мая от сердечного приступа в своем доме в Чикаго скончался в возрасте 70 лет известный исполнитель блюза на губной гармонике Кэйри Белл (Carey Bell). В 1998 году этот музыкант был удостоен премии Хэнди как лучший исполнитель традиционного блюза, ...