Единственный в дискографии Коперника видеодиск выпущен Nevermore, Inc под дистрибуцией MoonJune Records в 2011 году, но отражает события почти четверть вековой давности. К 1989 году, после первых четырех альбомов, об американском поэте и музыканте Копернике (он же Джозеф Смалковски) много говорили и писали не только в США, но и в Европе. Copernicus приглашали выступить в Москве, Сопоте, Праге, Вильнюсе, Берлине. DVD запечатлел концерт, который дала группа (Коперник, авангардный гитарист Майк Фацио и музыканты из американо-ирландской группы Black 47 во главе с Лэрри Кирваном) в Праге 17 июня 1989 года.
В Восточной Европе это было бурное время. В СССР продолжала развиваться политическая либерализация при стремительно разваливающейся экономике, в Польше еще сидел генерал Ярузельский, но уже осуществляло экономические реформы правительство «Солидарности» во главе с Мазовецким, рухнул коммунистический режим в Венгрии, и туда хлынули тысячи немцев из ГДР, стремившихся перебраться на Запад через открывшуюся границу. А в Чехословакии еще царила политическая зима, которую растопит уже в ноябре того же года бархатная революция и к власти придет Вацлав Гавел, светлая ему память. Но пока на дворе июнь, и камера в режиме документального кино бесстрастно фиксирует обшарпанные автомобили советского производства, далеко не гламурные задворки спорткомплекса «Славия», куда стекаются жаждущие увидеть концерт Copernicus. Их много – девять тысяч человек! Зрители заполняют не только трибуны, но и всю спортивную арену, кроме небольшого участка, где смонтирована сцена.
Сам концерт фиксируют две камеры: одна - оператора Корбетта Сантаны и другая – чехословацкого телевидения. И на экране мы видим сразу две картинки глазами двух операторов. Иногда картинки совпадают, иногда одна показывает сцену, а другая зал – в общем, этот прием помогает ощутить и себя участником происходящего действа. Толпа встречает музыкантов восторженным ревом, и Коперник сходу, в своей излюбленной манере мелодекламации обрушивает на головы зрителей композицию The Authorities! Стихи направлены против всех и всяческих авторитетов, прочих научных догм. «Открывайте, вопрошайте, анализируйте!» - призывает Коперник, но этот призыв в конкретных условиях того времени присутствующие понимают вполне однозначно. А Коперник атакует своими текстами уже новые проблемы. Некоторые его вещи советская пропаганда вполне могла бы зачислить по разряду антиимпериалистических. Вот он поет, что когда-то все люди были черными (White from Black), но двигаясь на Север, часть из них обрела белую кожу, и началась рознь. Но изначально все были черными! В финале Коперник падает на колени, опустив голову с огромной гривой волос ,и вышедший из-за кулис темнокожий уводит его со сцены. А вот он уже появляется в чем-то вроде пончо и мексиканского сомбреро, исполняя Son of a Bitch from the North («Сукин сын с Севера») и обличая от имени своего персонажа хищных гринго. Но есть тут и песни, которые коммунистическая цензура вряд ли бы пропустила: в From Bacteria, оседлав любимую тему, Коперник проводит мысль, что все мы – плод деятельности бактерий, и именно они породили Моисея, Христа, Будду, Рональда Рейгана и… Михаила Горбачева! А в финале концерта, уже «на бис», Коперник под жесткий ритм декламирует They Own Everything («Они владеют всем»), утверждая, что все мы – под тотальным контролем, и в США, и в России, и во Франции. И толпа яростным ревом встречает каждое слово, обличающее этих «всех».
Вот такой концерт, памятник времени. Этим прежде всего и интересен. Музыка звучит в основном в духе тяжелого рока, импровизационных моментов мало. Главное здесь, как и во всем творчестве Коперника – это Слово.
У человека, чьи музыкальные вкусы ограничиваются сферой поп-музыки, этот диск способен вызвать аллергию. Любитель джаза в диапазоне от Армстронга до Паркера или поклонник классической музыки Шопена и Чайковского останется к этой музыке равнодушен. ...
С бывшим рэпером, а ныне блюзменом Грэйди Чемпионом наши читатели уже имели возможность познакомиться в прошлом году благодаря любезности Blind Raccoon. Но тот альбом Back In Mississippi Live at the 930 Blues Cafe и нынешний Dreamin’ сделаны ...
Роман между джазом и академической музыкой начался много десятилетий назад. Характер этих отношений никогда не был особенно бурным, но взаимный интерес не затухал никогда. Я имею в виду не только представителей «третьего течения», но и ...
На редкость «вкусное», истинно блюзовое название подобрал для своего нового альбома (и одноименной композиции) Ар-Би Стоун: «Блюз одинокого странника». Да и биография у этого музыканта по-блюзовому «правильная». ...
Хэдден Сэйерс – не новичок в блюзе, он прошел уже достаточно большой путь, далеко не всегда гладкий и ровный. Знавал он и взлеты, и падения, но на любом извилистом этапе своей карьеры уроженец Техаса Хэдден Сэйерс всегда оставался верен ...
Пожалуй, скоро ответ на кроссвордный вопрос «популярная канадская вокалистка и пианистка из пяти букв» перестанет казаться однозначным. Сюзан Уайлд пока еще менее известна, чем ее соотечественница Дайана Кролл, но в будущем – кто ...
Прослушивание этого диска я предвкушал, как чревоугодник, которому подали любимое блюдо. Еще бы! Да не обманет никого скромное и отчасти лукавое название альбома – «Домашние репетиции», хотя все записи были сделаны действительно в ...
Обладатель роскошной рыжей шевелюры, блюзмен из Канзаса Терри Куайетт до 2006 года стремился к сольной карьере. Он был типичным, как говорят американцы, singer-songwriter – то есть исполнял песни собственного сочинения, и делал это под ...
Потенциальным покупателем Juke Joint Thunderсlap, очередного альбома 36-летнего блондина из штата Колорадо Джона-Алекса Мэйсона, мне видится не продвинутый ценитель блюза, поглощенный только этой музыкой и, более того, каким-то определенным ее ...
Нильс Вограм, одна из центральных фигур современной джазовой сцены в Германии, своими последними релизами убеждает поклонников, что его давние, имеющие подчас десятилетнюю историю, проекты имеют еще очень солидный творческий потенциал. Совсем ...
Система GPS укажет ваше точное местоположение, в какую глушь вас бы не занесло. Бокс-сет из четырех дисков ZOHO – Latin Jazz New York я бы назвал своеобразной многоуровневой системой GPS в мире латинского джаза. На одном, более общем уровне, ...
Альбом Cipher And Decipher является логическим продолжением альбома Disappearance. Более того, хотя по времени выпуска эти две работы Коперника разделяют два года, записывались оба альбома в течение одной сессии 2 ноября 2008 года. Естественно, что ...