Moves Between Clouds – второй альбом ансамбля Undivided как по времени записи, так и по времени выхода в свет. Но если в продажу он поступил год спустя после The Passion (о том дебютном диске мы уже писали), то записывались обе программы в один год, обе в концертном варианте, только первая – в апреле 2009 года, а вторая – в сентябре. Очевидная разница – изменение в составе: интернациональный квартет превратился в квинтет, добавился еще один кларнетист, известный своими авангардными и неоклезмерскими записями американский ветеран Перри Робинсон. Разница менее очевидная: если первый альбом был тематическим, подчиненным, при всей свободе самовыражения, теме Страстей Христовых, то второй таких определенных ассоциаций не вызывает, хотя и тут название альбома и его композиций связаны со словом – это строки из стихов американской поэтессы Лауры Винтер.
Теперь о главном – о музыке, написанной Вацлавом Зимпелем. С добавлением второго кларнета звучание явно стало богаче. Наряду с фортепьянными глиссандо Бобби Фью, коротким, но прочувствованным соло Марка Токаря на контрабасе в финальной пьесе, деликатным, но ощутимым пульсом, придаваемым музыке ударными Клауса Кугеля, украшением альбома стали и контрастные партии, и унисонная игра Зимпеля и Робинсона.
Все три композиции впечатляют своей продолжительностью: десять, пятнадцать и двадцать минут соответственно. Во всех музыкальное действо развивается неспешно, едва возникнув, тема пропадает в потоке новых звуков, порождающих ощущение хрупкости, эфемерности происходящего и, одновременно, придающих музыке недюжинный драматизм и эмоциональность. Тут много от современного авангарда, как джазового, так и академического, но в поиске сравнений я бы вспомнил тут скорее имена Эрика Дольфи и Джона Колтрейна (не самого позднего).
Многие критики усмотрели в Moves Between Clouds клезмерское влияние, связав его с присутствием в составе Робинсона. Мне уловить что-то подобное в музыке Зимпеля не удалось. Возможно, такое мнение связано с тем, что к выпуску альбома в Польше ансамбль приурочил выступление с этой программой на Tzadik Festiwal 2011в Познани. Мне кажется, что смещение от христианской тематики первого альбома к иудаизму во втором лежит не в конкретных звучаниях, а в философии музыки Зимпеля. Недаром на внутренней стороне обложки альбома стоят слова Ohr Ein Sof («бесконечный свет» на иврите – так в Торе обозначено состояние Творца до начала Творения). Не знаю, как воспринял бы музыку Зимпеля и его коллег по Undivided какой-нибудь ортодоксальный раввин, я слушал (и не один раз) этот альбом с неослабевающим интересом.
Мики Томас продемонстрировал изрядное чувство самоиронии, придумывая название для своего нового проекта: «Мародер» - это круто! Так и видишь Мики, которого оставили без присмотра в большом архиве, где хранятся все хиты рока и поп-музыки ...
Наверное, и сейчас есть на Юге Штатов консервативные религиозные люди, которые считают блюз дьявольской музыкой и почитают только молитвенные песнопения в духе спиричуэлз и госпел. Но для большинства американцев это сегодня просто различные ...
В год выхода первого сингла The Beatles Джону Леннону было 22 года, Полу МакКартни – 20. Трент Роменс выпустил Aware, свой первый альбом, в 19 лет. Нет-нет, никаких далеко идущих аналогий я проводить не собираюсь, но, согласитесь, впечатляет. ...
Джазовый ветеран Майк Лонго в своем новом альбоме To My Surprise остался верен музыке, которую он играет уже очень давно – старому доброму постбоповому мэйнстриму, но при этом существенно, по сравнению с двумя предыдущими альбомами, поменял ...
Мой сын, продвинутый юзер, едва бросив взгляд на обложку альбома Overclocked, увидел в этом название нечто компьютерное. По его словам этот термин означает сознательное увеличение тактовой мощности процессора, что заставляет компьютер ...
Если в известном коммунистическом лозунге заменить только одно слово, то, на мой взгляд, получится девиз, под которым живет и работает создатель этого проекта Берт Дейверт: «Блюзмены всех стран, соединяйтесь!» Границы стран и континентов ...
Для наших регулярных читателей это уже вторая встреча со Скоттом Эллисоном. Пару лет назад речь шла о его предыдущем альбоме Ice Storm (2008). И вот – новый диск. После одиннадцатилетнего перерыва Скотт вернулся к лейблу JSE Records, где и был ...
Ну, и кто сказал, что в блюзе уже нельзя придумать ничего нового? Это распространенное мнение решительно опровергают D’Mar & Gill своим дебютным альбомом Real Good Friend. Работа совершенно новаторская, при этом полностью акустическая и, что ...
Даже не очень знакомый с джазом и никогда ранее не слышавший Джона Стейна любитель музыки, загрузив этот диск в свой плэйер, сразу почувствует, что это – Джазмен (именно так, с большой буквы). Класс игры одного из лучших современных джазовых ...
Классическое для джаза фортепьянное акустическое трио было первым лидерским проектом молодого датского пианиста Мортена Шанца. Он основал этот состав в 2006 году, еще студентом, за год до окончания консерватории в Копенгагене. Но затем больше ...
Секстет Марка Сеггера существует с 2008 года, когда этот барабанщик перебрался из родного Эдмонтона в Торонто, где и собрал коллектив, объединивший как уже зрелых, так и молодых, подающих надежды, мастеров канадского джазового авангарда. Через три ...
Слушая In The Lite Of Things, второй по счету альбом американского клавишника и композитора Эдди Джип Ноубла, трудно поверить, что в свое время этот музыкант вместе со знаменитым чикагским авангардистом Мухалом Ричардом Абрамсом постигал секреты ...