Moves Between Clouds – второй альбом ансамбля Undivided как по времени записи, так и по времени выхода в свет. Но если в продажу он поступил год спустя после The Passion (о том дебютном диске мы уже писали), то записывались обе программы в один год, обе в концертном варианте, только первая – в апреле 2009 года, а вторая – в сентябре. Очевидная разница – изменение в составе: интернациональный квартет превратился в квинтет, добавился еще один кларнетист, известный своими авангардными и неоклезмерскими записями американский ветеран Перри Робинсон. Разница менее очевидная: если первый альбом был тематическим, подчиненным, при всей свободе самовыражения, теме Страстей Христовых, то второй таких определенных ассоциаций не вызывает, хотя и тут название альбома и его композиций связаны со словом – это строки из стихов американской поэтессы Лауры Винтер.
Теперь о главном – о музыке, написанной Вацлавом Зимпелем. С добавлением второго кларнета звучание явно стало богаче. Наряду с фортепьянными глиссандо Бобби Фью, коротким, но прочувствованным соло Марка Токаря на контрабасе в финальной пьесе, деликатным, но ощутимым пульсом, придаваемым музыке ударными Клауса Кугеля, украшением альбома стали и контрастные партии, и унисонная игра Зимпеля и Робинсона.
Все три композиции впечатляют своей продолжительностью: десять, пятнадцать и двадцать минут соответственно. Во всех музыкальное действо развивается неспешно, едва возникнув, тема пропадает в потоке новых звуков, порождающих ощущение хрупкости, эфемерности происходящего и, одновременно, придающих музыке недюжинный драматизм и эмоциональность. Тут много от современного авангарда, как джазового, так и академического, но в поиске сравнений я бы вспомнил тут скорее имена Эрика Дольфи и Джона Колтрейна (не самого позднего).
Многие критики усмотрели в Moves Between Clouds клезмерское влияние, связав его с присутствием в составе Робинсона. Мне уловить что-то подобное в музыке Зимпеля не удалось. Возможно, такое мнение связано с тем, что к выпуску альбома в Польше ансамбль приурочил выступление с этой программой на Tzadik Festiwal 2011в Познани. Мне кажется, что смещение от христианской тематики первого альбома к иудаизму во втором лежит не в конкретных звучаниях, а в философии музыки Зимпеля. Недаром на внутренней стороне обложки альбома стоят слова Ohr Ein Sof («бесконечный свет» на иврите – так в Торе обозначено состояние Творца до начала Творения). Не знаю, как воспринял бы музыку Зимпеля и его коллег по Undivided какой-нибудь ортодоксальный раввин, я слушал (и не один раз) этот альбом с неослабевающим интересом.
У человека, чьи музыкальные вкусы ограничиваются сферой поп-музыки, этот диск способен вызвать аллергию. Любитель джаза в диапазоне от Армстронга до Паркера или поклонник классической музыки Шопена и Чайковского останется к этой музыке равнодушен. ...
С бывшим рэпером, а ныне блюзменом Грэйди Чемпионом наши читатели уже имели возможность познакомиться в прошлом году благодаря любезности Blind Raccoon. Но тот альбом Back In Mississippi Live at the 930 Blues Cafe и нынешний Dreamin’ сделаны ...
Роман между джазом и академической музыкой начался много десятилетий назад. Характер этих отношений никогда не был особенно бурным, но взаимный интерес не затухал никогда. Я имею в виду не только представителей «третьего течения», но и ...
На редкость «вкусное», истинно блюзовое название подобрал для своего нового альбома (и одноименной композиции) Ар-Би Стоун: «Блюз одинокого странника». Да и биография у этого музыканта по-блюзовому «правильная». ...
Хэдден Сэйерс – не новичок в блюзе, он прошел уже достаточно большой путь, далеко не всегда гладкий и ровный. Знавал он и взлеты, и падения, но на любом извилистом этапе своей карьеры уроженец Техаса Хэдден Сэйерс всегда оставался верен ...
Пожалуй, скоро ответ на кроссвордный вопрос «популярная канадская вокалистка и пианистка из пяти букв» перестанет казаться однозначным. Сюзан Уайлд пока еще менее известна, чем ее соотечественница Дайана Кролл, но в будущем – кто ...
Прослушивание этого диска я предвкушал, как чревоугодник, которому подали любимое блюдо. Еще бы! Да не обманет никого скромное и отчасти лукавое название альбома – «Домашние репетиции», хотя все записи были сделаны действительно в ...
Обладатель роскошной рыжей шевелюры, блюзмен из Канзаса Терри Куайетт до 2006 года стремился к сольной карьере. Он был типичным, как говорят американцы, singer-songwriter – то есть исполнял песни собственного сочинения, и делал это под ...
Потенциальным покупателем Juke Joint Thunderсlap, очередного альбома 36-летнего блондина из штата Колорадо Джона-Алекса Мэйсона, мне видится не продвинутый ценитель блюза, поглощенный только этой музыкой и, более того, каким-то определенным ее ...
Нильс Вограм, одна из центральных фигур современной джазовой сцены в Германии, своими последними релизами убеждает поклонников, что его давние, имеющие подчас десятилетнюю историю, проекты имеют еще очень солидный творческий потенциал. Совсем ...
Система GPS укажет ваше точное местоположение, в какую глушь вас бы не занесло. Бокс-сет из четырех дисков ZOHO – Latin Jazz New York я бы назвал своеобразной многоуровневой системой GPS в мире латинского джаза. На одном, более общем уровне, ...
Альбом Cipher And Decipher является логическим продолжением альбома Disappearance. Более того, хотя по времени выпуска эти две работы Коперника разделяют два года, записывались оба альбома в течение одной сессии 2 ноября 2008 года. Естественно, что ...