Когда поет Ширли Хорн, трепетнь!е паузы между ее артистически исполненными вокальными фразами настолько выразительны, что становятся неотъемлемой частью Музыки. И значение того, что хочет выразить этим певица, всегда доходит до слушателей. "Я считаю, что паузы необходимы, и предпочитаю, чтобы публика помолчала вместе со мной, особенно на концертах, — говорит Ширли Хорн. — Потому что хочу целиком показать слушателям картину, которую создаю своим пением. Я хочу, чтобы все поняли, о чем я пою".
Тщательная, красочная прорисовка вокальных партий в альбоме дает убедительное представление о новых достижениях в творчестве певицы, но Ширли Хорн даже в начале карьеры в конце 50-х годов нельзя было отнести к заурядным джазовым певицам, поющим под собственный аккомпанемент. Ее дебютный альбом Embers and Ashes, вышедший в I960 году, сразу привлек внимание Майлса Дэвиса. Он разыскал ее в Вашингтоне и пригласил на открытие Village Vanguard в Нью-Йорке. С творческой поддержкой Майлса Дэвиса и Квинси Джонса, карьера Ширли Хорн покатилась по хорошо накатанному пути, хотя у певицы был характер и ей удавалось отстоять свою творческую независимость. Как в случае, когда руководство одного лейбла пыталось разлучить ее с фортепиано и превратить в более зрелищную для сцены джазовую певицу.
После творческого перерыва в записях с конца 60-х и в течение 70-х годов (ради воспитания дочери) Ширли Хорн возобновила карьеру серией альбомов для лейбла Steeplechase, за которыми последовали нашумевшие записи на Verve Records. Контракт с лейблом Verve принес Хорн заслуженное признание, особенно такими альбомами, как You Won't ForgetMe(1990),Bi<oTopoMy4a- ствовали Майлс Дэвис и братья Уинтон и Брэнфорд Марсалис. Второй знаменитый альбом Here's to Life (1991) был ее первым сотрудничеством с легендарным автором песен Джонни Мэнделом (Johnny Mandel). А альбом памяти Майлса Дэвиса I Remember Miles стал вершиной творчества певицы и принес ей премию GRAMMY в 1998 году как лучшей джазовой вокалистке.
Записывая в 2001 году альбом You’re My Thrill, Ширли Хорн вернулась к работе со своими старыми партнерами. Это — басист Чарльз Эйблс (Charles Abies), с которым она проработала около 30 лет, и барабанщик Стив Вилльямс (Steve Williams), работавший с ней в течение 18 лет. А также в записи принимал участие небольшой струнный оркестр под управлением продюсера альбома Джонни Мэндела. Манера умело использовать паузы особенно выразительно проявилась в песне Sharing the Night with the Blues, исполненной с горькой иронией. Впечатление усиливает бурное соло на фортепиано с дальнейшей поддержкой гитары Рассела Мэлоуна (Russell Malone). Мэлоун также добавляет острое блюзовое звучание в версию песни Why Don't You Do Right?, в которой вокал певицы достигает королевского звучания в своей заразительно безудержной женственности.
В босса-нове Solitary Moon, красиво аранжированной с участием струнных инструментов, голос Ширли Хорн звучит отстраненно, как бы с томной усталостью. А в песне I Got Lost in His Arms выразительные короткие вокальные фразы — отдельные, но связанные, как звезды в созвездиях — создают удивительную по красоте интерпретацию песни Ирвинга Берлина (Irving Berlin). Временами кажется, что Хорн замедляет темп почти до остановок, как в You're My Thrill, которые заполняются шелестом щеточек Вилльямса и мягким невесомым звучанием фортепиано. Или придает драматизм похожей на ноктюрн песне All Night Long, которая подготавливает берущую за душу искренностью Stop haunting me baby... Когда Ширли Хорн рисует картины красками своего голоса, она создает образы, которые трудно забыть.
Вы работали с Джонни Мэнделом над альбомом Here's to Life. Почему вы решили опять привлечь его к работе над You're My Thrill?
Ширли Хорн: Мне понравилось работать с ним над Here's to Life. Очень понравилось. И захотелось еще немного поработать с Джонни. Никто не смог бы сделать эти песни так, как это сделал он. Он как бы добавляет в них сахарную глазурь. Это так вкусно звучит.
Как давно вы знаете Джонни Мэндела?
Думаю, я знаю его музыку большую часть жизни. А это о многом говорит. А встретились мы за год до работы над Here's to Life. После того, как я наметила костяк аранжировок для трио в новом альбоме, я сказала: "Джонни, все остальное полностью доверяю тебе".
Когда вы записываетесь в студии, вы поете под фортепиано, как на концертах?
Когда я записываюсь с моим трио, мы садимся втроем и тут же выдаем все, что умеем, понимаете? Я из тех, кто любит работать именно так.
Учились ли вы тому, чтобы быть лаконичной в словах и звуках?
Училась ли я этому? Нет, думаю это мне дано от природы. Я вообще довольно немногословна. Мне нечего рассказывать. Особенно, когда даю ин- тервью.(Смеется). Я медленно соображаю и с трудом подбираю слова.
Повлияло ли на ваше пение то, что вы пианистка?
Да, безусловно. Это очень помогает, потому что я помню по прошлому, как пианисты могут подвести певца. Некоторые известные певцы не знали тональностей своих песен. Пианисты в таких случаях могут просто опозорить вокалиста.
Ваш знаменитый альбом был полон песен, посвященных Майлсу Дэвису. Насколько он повлиял на вашу карьеру?
Он сделал самое главное — вызвал меня из Вашингтона и представил Нью-Йорку.
И именно он помог вам заключить контракт с лейблом Mercury Records?
Нет, это больше заслуга Квинси Мне позвонил мой менеджер Джон Леви и сказал: "Ты не хочешь записаться с Квинси Джонсом?" Я с радостью согласилась. А кто бы отказался на моем месте? Он предложил мне приехать в Нью-Йорк, подобрав 15 песен на свое усмотрение... И мы были все вместе тогда. Майлс и Квинси были большими друзьями. Они оба старались помочь мне, и это было по-настоящему здорово. Я работала вместе с ними на Mercury Records, пока не ушел Квинси. После этого они больше не захотели записывать меня.
Они хотели, чтобы вы только пели, не аккомпанируя себе?
Они пытались это сделать. Превратить меня в стоящую на сцене певицу. Но к тому времени я уже не могла отказаться от фортепиано, потому что оно стало как бы моей частью. К тому же, для меня это было слишком непривычно — стоять и петь перед слушателями, когда я училась петь под фортепиано, чувствуя пальцами прикосновение к клавишам и управляя музыкой Они хотели, чтобы я встала перед залом, но у меня к этому не лежала душа.
Между вашими альбомами, записанными на Mercury и теми, которые вы записали в 70-х годах на Steeplechase, был перерыв. Чем вы тогда занимались?
Я много выступала тогда. Но это были короткие контракты, так как я была очень занята. У меня родилась дочь. И я ей была очень нужна в то время, как и она мне. Я верю в то, что место матери — дома с ребенком. Не смейтесь. Но я тогда утешала себя — ничего, дочь вырастет, и тогда я всем покажу! Поэтому чаще всего я жила в Вашингтоне. Кто-то написал в статье: "Она вернулась из затворничества". Затворничества? Я бывала в те годы в Калифорнии, бывала в Голливуде, встречалась с Квинси. Я играла и пела на всех площадках Вашингтона, однажды даже играла на похоронах. Я пыталась быть хорошей матерью, но хорошо играющей бибоп.
Вы, конечно, уловили в названии этого материала парафраз на тему известного фильма Вуди Аллена. Канадская джазовая вокалистка, а по совместительству композитор и педагог, Рита Ди Джент (Rita di Ghent), разумеется, вряд ли раскроет все тайны ...
У Сона Силса выдалось несколько очень тяжелых лет подряд. В 1997 году этот хриплоголосый могучий оракул чикагского блюза получил пулю в лицо от… собственной жены (теперь уже бывшей) и перенес тяжелейшую операцию по восстановлению челюсти. А в ...
В нашей традиционной рубрике мы хотим вас сегодня познакомить поближе с одним из самых интересных джазовых вокалистов, лишь недавно широко заявившим о себе 32-летним Куртом Эллингом (Kurt Elling). Эллинг, сын глубоко верующего музыканта — ...
Так уж получилось, что косвенным образом автор этих строк "повинен" в возникновении контактов между итальянской джазовой певицей и белорусским джазовым журналом. Лет пять назад, гуляя по Сети в поисках любопытных джазовых материалов, я наткнулся на ...
Сергей Манукян, безусловно, считается одним из лучших джазовых музыкантов не только в России. С его неподражаемым вокалом и виртуозной игрой на инструментах знакомы тысячи почитателей вечно молодого джазового искусства. Манукян всегда работает на ...
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...
Мэри Сетракян родилась и выросла в Сан-Франциско. В последние 20 лет своей профессиональной карьеры вокальной исполнительницы она живет в Нью-Йорке, при этом занимается преподаванием вокала для артистов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также по всей ...
Не знаю, как в других городах, но к джазовым инструменталистам в Ростове уже как-то привыкли. А вот к вокалистам – да ещё из самого чрева родины джаза! – более чем "нет". Можно смело сказать, что за последние 20 лет такого уровня исполнители в ...