В интервью для jazzquad.ru Юрий Яремчук назвал Алексея Лапина в числе своих самых удобных партнеров, тех музыкантов, с которыми ему играть легко и интересно. Поэтому альбом Anatomy of Sound я ставил в проигрыватель с особым чувством. Как оказалось, дуэт пианиста из Санкт-Петербурга и саксофониста из Львова - это четыре трека из шести. Лапин и Яремчук выступили вместе в Москве, в культурном центре «ДОМ», на фестивале «Длинные руки», посвященном памяти основателя этого центра Николая Дмитриева, в октябре 2009 года. Еще две композиции альбома – это сольные записи музыкантов, сделанные вскоре после того совместного выступления, только Алексей записывался в Санкт-Петербурге, а Юрий – в своей домашней студии во Львове.
Что ж, даже если вы никогда ранее не слышали ни того, ни другого музыканта, Anatomy of Sound даст хорошее представление и о самих исполнителях, и о музыке, которую они исповедуют. А то, что это музыканты-единомышленники, во всяком случае, в главном, - вы поймете уже, самое большее, к концу второго трека. Не знаю, впервые ли играли вместе в тот вечер в Москве Лапин и Яремчук, но взаимодействовали они действительно прекрасно. А, может быть, «виновата» в том сама стихия свободной импровизации, погрузившись в которую, музыканты властно влекут слушателя за собой? Не столь существенно, важнее другое: Anatomy of Sound зримо убеждает, что «…звук – это материя, которую можно сжимать, расширять, препарировать и манипулировать ею, насколько позволяет наше сознание» (цитирую Юрия Яремчука по liner notes к альбому).
«Анатомия звука: Рождение – Трансформации – Трансмутации – Трансконфигурации» - так выглядят названия композиций, исполненных дуэтом в Москве. Из чего рождается звук? Из тишины. И тишина довлеет в стартовой пьесе. Физически ощущаешь, как тяжело пробивается сквозь ее плотную подушку каждый звук – робкий, одинокий, вновь и вновь разрываемый безмолвием. Это действительно рождение – трудное и мучительное. Ну, а затем – стремительное развитие и постоянное видоизменение, бьющая через край энергия, транслируемая нам музыкантами. От пьесы к пьесе эмоциональный градус только повышается – в первую очередь, за счет импульсов, посылаемых Яремчуком при тонкой, но ощутимой поддержке фортепьяно Лапина. Впадая в вульгарный антропоморфизм, композиции альбома (кроме стоящей особняком пятой пьесы – о ней отдельно) можно назвать отражением жизненного цикла человека, и даже усмотреть момент, когда у «героя» альбома «ломается голос»: в «Трансконфигурациях» Юрий меняет сопрано-саксофон на бас-кларнет. И совершенно логично финальной пьесой становится «Эпилог»: сольная импровизация Яремчука на бас-кларнете, обрывающаяся внезапно и внешне не логично – и последующая тишина. Жизненный цикл закончен…
Не хочу навязывать читателю и потенциальному слушателю альбома свое «прочтение» этой работы. Каждый вправе услышать и представить здесь свое. Но вот то, что для свободной импровизационной музыки должны быть открыты не только уши, но и мозги – на мой взгляд, бесспорно. А теперь пора вернуться к пятому треку – сольной композиции Алексея Лапина «Дно». Если кому-то показалось, что в дуэте Алексей оказался несколько в тени партнера, то уж эта пьеса позволит оценить как техническое мастерство, так и фантазию музыканта. Лапин сыграл необычайно экспрессивно и эффектно, а для меня – несколько неожиданно: я ожидал чего-то ультра-фри-джазового в лухе Сесила Тейлора, а услышал композицию, в которой свобода отлично уживалась с внутренней логикой развития.
Ну, и напоследок об обложке альбома. Когда будете слушать Anatomy of Sound - поглядывайте время от времени на обложку. Там представлена картина Юрия Яремчука из серии «Метаморфозы». Во-первых, как видите, талантливый человек часто талантлив во всем, а во-вторых: трансформации звука и метаморфозы цвета и формы - не кажется ли вам, что тут есть много общего?
Канадский певец, гитарист и композитор Лес Коупленд родился в Британской Колумбии и свой путь в музыке начал с исполнения кантри-блюза. В течение 14 лет Лес сопровождал известного американского блюзмена Ханибой Эдвардса во время его канадских ...
Наши читатели уже знакомы с дуэтом гитариста и певца Криса Джеймса и басиста Патрика Ринна. Их дебютный альбом Stop And Think About It, изданный в 2008 году Earwig Music, рецензировался в журнале. Тот дебют вышел на редкость удачным. Электрический ...
При первых звуках Raphro, стартовой композиции альбома Free Lunch, я с недоверием вновь взглянул на обложку. Нет, все правильно, это действительно австрийский джазовый квартет FuzzNoir. Несколько лет назад мне доводилось обозревать дебютный альбом ...
Я никому не рекомендовал бы слушать этот диск между делом, походя, это все равно, что читать Джойса, скажем, в метро. Как и «Улисс», музыка Джери Аллен требует более внимательного отношения и определенной внутренней работы, некоторых ...
С японской пианисткой Аяко Ширасаки наши читатели уже имели возможность познакомиться по альбому Best of 1st International Jazz Solo Piano Festival 2009. Аяко участвовала в том фестивале, который проходил в ряде немецких городов, и была представлена ...
Уже с первого взгляда на обложку альбома становится ясно, какой инструмент тут будет «править бал». Да, конечно, это губная гармоника, вот только с исполнителем все не так просто. Почти наверняка имя Джей Гонт большинству читающих эти ...
Soyuz Music и лэйбл Playground представляют: Koop "Coup De Grace" (The Best Of The Koop 1997-2007) - сборник лучших треков от шведского дуэта, превратившего ностальгию по 50-м годам в модный тренд. Султаны свинга, шведский дуэт Koop уже более десяти ...
Обложка четвертого по счету альбома бразильского гитариста Сандро Альберта выполнена в стиле оп-арт и название этого проекта прочесть не так-то просто, но если вы прослушаете все 13 композиций «Вертикали», то он вам наверняка запомнится ...
Новое имя в мужском джазовом вокале – это всегда интересно. Появляются такие имена редко, во всяком случае, значительно реже, чем женские, и уже поэтому дебютный альбом Грегори Портера привлекает внимание. Этот певец родился в Лос-Анджелесе, ...
Один – два альбома этого жанра ежегодно появляются в редакционной почте. Обычно это происходит ближе к концу года, что не удивительно, Christmas music – жанр сезонный, это целая индустрия, особенно развитая в Штатах, и свой товар, те, ...
Если Ваше внимание привлекли работы Тассоса Спилиотопулоса, о которых уже рассказывал «Jazz-Квадрат», то Вас наверняка заинтересует и этот диск. Дело в том, что состав трио Асафа Сиркиса…полностью идентичен составу трио ...
Представляемый альбом - первый совместный проект для Стевко Буша и Пауля ван Кеменаде, хотя оба они – люди уже весьма опытные, отмеченные наградами и ранее не раз играли вместе. Живут музыканты в Голландии, при этом Пауль и родился здесь, в ...