Этот альбом виднейшие мастера современной украинской музыки – саксофонист и композитор Юрий Яремчук и певица, актриса, педагог по вокалу Наталка Половинка – записали во Львове в ноябре 2001 года. Запись издана специализирующимся на авангардном искусстве российским лейблом «Длинные Руки» (среди его основателей были легендарные Сергей Курехин и Николай Дмитриев) два года спустя.
Первые совместные записи Яремчука и Половинки (три композиции) появились на альбоме Юрия Duets несколько раньше, но именно Homo Ludens способен в полной мере дать представление об интереснейшем импровизационном эксперименте, который дала встреча этих двух ярких мастеров. Название альбома заимствовано у голландского культуролога Йохана Хейзинги, опубликовавшего в 1938 году одноименную работу. Связь своего проекта с мыслями Хейзинги музыканты подчеркнули размещением в буклете отрывка из книги Хейзинги, где игра трактуется, как основа любой музыки. Но идеи Хейзинги шире: он утверждает примат игрового начала над культурой в целом, видит все проявления культурной деятельности человека, как следствие игры, отсюда и несколько провокационное преобразование «человека разумного» (Homo Sapiens) в «человека играющего» (Homo Ludens).
Коль Юрий и Наталка солидаризируются в своем проекте с Хейзингой, то и рассматривать альбом, на мой взгляд, стоит в этом ключе. В самой большой, занимающей более половины альбома композиции Homo Ludens II, я и пытаюсь разглядеть некую игру. Я бы назвал ее антропологическим путешествием, когда сопрано-саксофон Юрия и голос Наталки отправляются в тот период развития человеческого общества, когда членораздельной речи еще не существовало. И эффект получается потрясающим! Мастерство исполнителей таково, что и без всяких слов оказывается возможным выразить полную гамму человеческих эмоций – от самых простых, физиологических: удовольствие от утоления жажды, насыщения пищей, оргазма и до тончайших оттенков эмоционального состояния – удивление, страх, гнев, интерес, жалость, опасение, кокетство, равнодушие, азарт, наконец, - любовь… Аналогов мастерству Половинки среди вокалисток я подобрать не могу (в мужском вокале сразу вспоминается имя Фила Минтона – вот бы послушать их в дуэте!) А степень взаимопонимания Яремчука и Половинки такова, что их дуэт временами распадается на три: дуэт голоса и инструмента, двух инструментов и даже двух голосов – настолько убедительна инструментализация голоса Наталки и вокализация саксофона Юрия.
В еще большей степени это ощущаешь в первых пяти треках альбома, названных просто «фрагментами». Это отнюдь не «легкие аперитивы» перед «главным блюдом»: Homo Ludens II. Каждый из «фрагментов» - вполне самодостаточное произведение, особая «игра» (по Хейзинге) со своей внутренней логикой и своими правилами. Только правила тут другие – и инструментарий Юрия значительно шире, и голос Наталки странствует от намеков на вполне академический вокализ до этнических интонаций и шаманских заклинаний.
Несколько слов об оформлении альбома. Редко попадаются мне издания Long Arms Records, но каждый раз это конгениально содержанию альбома. Вот и здесь сразу обращаешь внимание на фактуру буклета «из оберточной бумаги» и на основную идею – проходящую через буклет шкалу термометра, проградуированную от 35 до 42°С: вот он, символ хрупкости человеческого бытия, культуры, да и всего человечества – всего семь градусов диапазон нашего существования, больше или меньше – и нас уже нет, игра закончена! Авторам дизайна, Землеройке и Андрею Логвину – особый респект.
Ну, и конечно же, громадная благодарность Юрию Яремчуку и Наталке Половинке, создавшим этот в высшей степени необычный и захватывающе интересный альбом. Он уникален еще и потому, что остается не получившим дальнейшего продолжения памятником сотрудничеству этих музыкантов. Как рассказывал мне Юрий спустя десять лет после издания Homo Ludens, вектор творческих интересов Половинки ныне резко отвернул от экспериментальной музыки к другим направлениям. А жаль! Впрочем, никогда не говори «никогда» - и утешайся, слушая Homo Ludens!
Внимательнее присмотритесь к именам музыкантов, участвующих в этом проекте. Два человека, принадлежащих восточной культуре: Дафер Юсеф, вокалист и исполнитель на арабской лютне, тунисец, давно живущий в Европе, и флейтист Рону Маюмдар из Индии (он ...
Точеные женские ножки в эротичных чулочках на обложке плюс само название альбома (и титульного трека) «Экзальтированный любовник» - шерше ля фам! И действительно, в этом пятилетней давности альбоме Дюка Робилларда, выпущенном по лицензии ...
Пионер Балканского джаза, Dusko Goykovich в своем альбоме "Samba do mar" представляет слушателю новый, искрящийся идеями и изобретениями, подход к бразильской музыке. С легкостью и изяществом семидесятилетний Dusko переходит от бибопа к балладам, ...
Фьюжн — капризный жанр. Часто бывает как: стараются исполнители изо всех сил, технику показывают сумасшедшую, сыгранность обнаруживают недюжинную, а... не греет их музыка, и все тут. Этот альбом — совершенно другой случай. Здесь почти все ...
Этот альбом вышел к 30-летнему юбилею лейбла и представляет собой переиздание двух самых первых его релизов, вышедших в 1973 году. История начиналась на фестивале Concord Summer, где в 1972 году выступал квартет Херб Эллис — Джо Пасс — Рэй Браун — ...
Дебютирующий на Leo Records со своим септетом итальянский басист Энрико Фацио помимо приведенного выше названия, дал альбому еще и подзаголовок, в переводе, видимо, не нуждающийся: Recycling Project. Пояснения автор проекта привел в собственноручно ...
Эрику Труффазу, похоже, надоели изысканные ремиксы и драм-н-басовый саунд. Новый альбом сделан под девизом "полет и натиск". Полет трубы, звучащей отстраненно, ровно и холодно, и натиск ритма, словно вернувшегося из джаз-рока семидесятых (а порой ...
На празднике, посвященном восьмидесятилетию ветерана свингового тенор-саксофона Flip Phillips звучала масса "горячих" пьес. И те, кому посчастливилось присутствовать на этом джазовом пиршестве, надолго его запомнят. Представляемый альбом — не ...
"Европейское наследие" — так переводится название этого альбома и его содержание полностью соответствует названию. Все музыканты — европейцы и все пьесы на альбоме сочинения авторов-европейцев. Сдержанное настроение и рафинированный ...
Джин Харрис, сочетавший в себе легкость и изящество классического джазового фортепиано с настоящим блюзовым чувством и чувственностью, выпустил множество альбомов на лейбле Конкорд. Эта сборка представляет одиннадцать из них. Отобраны наиболее ...
Последние несколько лет американские критики не особо жалуют этого еще совсем недавно очень популярного блюзового исполнителя. Они ждут от Thorogood какого-то новаторства, как будто не понимая, что он - давно сложившийся музыкант, нашедший свое ...
В этот альбом вошла не издававшаяся раньше запись с последнего европейского тура Джерри Маллигана — концерт в Берлине. Переиздания царят на пространстве джазовых CD — здесь присутствует почти стопроцентная вероятность того, что покупатель ...