Этот альбом виднейшие мастера современной украинской музыки – саксофонист и композитор Юрий Яремчук и певица, актриса, педагог по вокалу Наталка Половинка – записали во Львове в ноябре 2001 года. Запись издана специализирующимся на авангардном искусстве российским лейблом «Длинные Руки» (среди его основателей были легендарные Сергей Курехин и Николай Дмитриев) два года спустя.
Первые совместные записи Яремчука и Половинки (три композиции) появились на альбоме Юрия Duets несколько раньше, но именно Homo Ludens способен в полной мере дать представление об интереснейшем импровизационном эксперименте, который дала встреча этих двух ярких мастеров. Название альбома заимствовано у голландского культуролога Йохана Хейзинги, опубликовавшего в 1938 году одноименную работу. Связь своего проекта с мыслями Хейзинги музыканты подчеркнули размещением в буклете отрывка из книги Хейзинги, где игра трактуется, как основа любой музыки. Но идеи Хейзинги шире: он утверждает примат игрового начала над культурой в целом, видит все проявления культурной деятельности человека, как следствие игры, отсюда и несколько провокационное преобразование «человека разумного» (Homo Sapiens) в «человека играющего» (Homo Ludens).
Коль Юрий и Наталка солидаризируются в своем проекте с Хейзингой, то и рассматривать альбом, на мой взгляд, стоит в этом ключе. В самой большой, занимающей более половины альбома композиции Homo Ludens II, я и пытаюсь разглядеть некую игру. Я бы назвал ее антропологическим путешествием, когда сопрано-саксофон Юрия и голос Наталки отправляются в тот период развития человеческого общества, когда членораздельной речи еще не существовало. И эффект получается потрясающим! Мастерство исполнителей таково, что и без всяких слов оказывается возможным выразить полную гамму человеческих эмоций – от самых простых, физиологических: удовольствие от утоления жажды, насыщения пищей, оргазма и до тончайших оттенков эмоционального состояния – удивление, страх, гнев, интерес, жалость, опасение, кокетство, равнодушие, азарт, наконец, - любовь… Аналогов мастерству Половинки среди вокалисток я подобрать не могу (в мужском вокале сразу вспоминается имя Фила Минтона – вот бы послушать их в дуэте!) А степень взаимопонимания Яремчука и Половинки такова, что их дуэт временами распадается на три: дуэт голоса и инструмента, двух инструментов и даже двух голосов – настолько убедительна инструментализация голоса Наталки и вокализация саксофона Юрия.
В еще большей степени это ощущаешь в первых пяти треках альбома, названных просто «фрагментами». Это отнюдь не «легкие аперитивы» перед «главным блюдом»: Homo Ludens II. Каждый из «фрагментов» - вполне самодостаточное произведение, особая «игра» (по Хейзинге) со своей внутренней логикой и своими правилами. Только правила тут другие – и инструментарий Юрия значительно шире, и голос Наталки странствует от намеков на вполне академический вокализ до этнических интонаций и шаманских заклинаний.
Несколько слов об оформлении альбома. Редко попадаются мне издания Long Arms Records, но каждый раз это конгениально содержанию альбома. Вот и здесь сразу обращаешь внимание на фактуру буклета «из оберточной бумаги» и на основную идею – проходящую через буклет шкалу термометра, проградуированную от 35 до 42°С: вот он, символ хрупкости человеческого бытия, культуры, да и всего человечества – всего семь градусов диапазон нашего существования, больше или меньше – и нас уже нет, игра закончена! Авторам дизайна, Землеройке и Андрею Логвину – особый респект.
Ну, и конечно же, громадная благодарность Юрию Яремчуку и Наталке Половинке, создавшим этот в высшей степени необычный и захватывающе интересный альбом. Он уникален еще и потому, что остается не получившим дальнейшего продолжения памятником сотрудничеству этих музыкантов. Как рассказывал мне Юрий спустя десять лет после издания Homo Ludens, вектор творческих интересов Половинки ныне резко отвернул от экспериментальной музыки к другим направлениям. А жаль! Впрочем, никогда не говори «никогда» - и утешайся, слушая Homo Ludens!
Лейбл ECM продолжает выпуск серии современной академической классики. Как правило, это композиторы авангардных направлений, широко известные в достаточно узких кругах ценителей и знатоков. На этот раз слушатели имеют возможность сравнить ...
Музыкантов, входящих в этот квартет, вы не найдете в джазовых энциклопедиях издания до 1993-95 года. Но это вовсе не значит, что они такие уж совсем молодые и неизвестные. Напротив, сейчас они представляют собой одних из самых популярных ...
Жан-Луи Матинье — один из самых интересных европейских аккордеонистов, работающих на стыке джаза и этники. Впрочем, он не просто исполнитель, а в первую очередь неординарный композитор. К тому же квартет, записанный на этом диске, выступает ...
Слушая "Песни зимы", как и предыдущий диск группы под названием "Кедровая Луна", возникают ассоциации с широко известными у нас Sacred Spirit, GENE, Dad Can Dance. Что довольно странно, поскольку ни сам Jeff Ball, ни другие музыканты группы, ...
Concord очень гордится тем, что переиздает уже ставший классикой альбом легендарной Джо Стэффорд. И несмотря на то, что этот диск — всего лишь переиздание, он несомненно достоин рецензии в нашем журнале — ибо в новом варианте появилось немало ...
Новое для нас имя на относительно новом тематическом ответвлении немецкого лейбла Эния — Enja Nova. Под этим значком выходят проекты, в большей или меньшей степени ориентированные на современную академическую классику, смешанную с этникой и ...
Очень элегантная, легкая, красивая смесь разных испанских гитарных стилей, латины и афрокубинских мотивов—то, что сейчас называется "новым фламенко". Йоханнес Линстед, музыкант со шведскими именем и с совершенно испанской внешностью выпускает ...
Неутомимый исследователь новых звучаний, инструментов и стилей, басист Джон Патитуччи в своем новом альбоме идет еще дальше, чем прежде. Здесь можно услышать самую различную музыку — современный джаз, американский фолк, бразильскую самбу, ...
Аккордеонист и органист Джон Хаммонд — просто однофамилец тех знаменитых Хаммондов. Его корни вообще имеют в себе венгерских и русских предков, хотя сам он по рождению американец. На профессиональной сцене он выступает с 12 лет и его первый ...
Великолепное переиздание двух ранних альбомов мастеров акустической гитары. Первая же совместная Их работа, Brazilian Soul (первый диск), стала настоящим джазовым исследованием бразильской музыки - от классика нео-самбы Антонио Карлоса Жобима до ...
В этом году певице Лавелль Уайт исполняется семьдесят. Возраст почтенный, но блюз (как и джаз) – не поп-музыка, здесь выступают и записываются до глубокой старости, а наличие blues feeling и умение передать его слушателю гораздо важнее ...
Певица из Аризоны Lisa Otey и голландец Mr. Boogie Woogie познакомились через Интернет и через некоторое время записали свой совместный альбом. Молодые и талантливые, они великолепно дополнили друг друга. Фортепиано Mr. Boogie Woogie и их ...