Этот альбом виднейшие мастера современной украинской музыки – саксофонист и композитор Юрий Яремчук и певица, актриса, педагог по вокалу Наталка Половинка – записали во Львове в ноябре 2001 года. Запись издана специализирующимся на авангардном искусстве российским лейблом «Длинные Руки» (среди его основателей были легендарные Сергей Курехин и Николай Дмитриев) два года спустя.
Первые совместные записи Яремчука и Половинки (три композиции) появились на альбоме Юрия Duets несколько раньше, но именно Homo Ludens способен в полной мере дать представление об интереснейшем импровизационном эксперименте, который дала встреча этих двух ярких мастеров. Название альбома заимствовано у голландского культуролога Йохана Хейзинги, опубликовавшего в 1938 году одноименную работу. Связь своего проекта с мыслями Хейзинги музыканты подчеркнули размещением в буклете отрывка из книги Хейзинги, где игра трактуется, как основа любой музыки. Но идеи Хейзинги шире: он утверждает примат игрового начала над культурой в целом, видит все проявления культурной деятельности человека, как следствие игры, отсюда и несколько провокационное преобразование «человека разумного» (Homo Sapiens) в «человека играющего» (Homo Ludens).
Коль Юрий и Наталка солидаризируются в своем проекте с Хейзингой, то и рассматривать альбом, на мой взгляд, стоит в этом ключе. В самой большой, занимающей более половины альбома композиции Homo Ludens II, я и пытаюсь разглядеть некую игру. Я бы назвал ее антропологическим путешествием, когда сопрано-саксофон Юрия и голос Наталки отправляются в тот период развития человеческого общества, когда членораздельной речи еще не существовало. И эффект получается потрясающим! Мастерство исполнителей таково, что и без всяких слов оказывается возможным выразить полную гамму человеческих эмоций – от самых простых, физиологических: удовольствие от утоления жажды, насыщения пищей, оргазма и до тончайших оттенков эмоционального состояния – удивление, страх, гнев, интерес, жалость, опасение, кокетство, равнодушие, азарт, наконец, - любовь… Аналогов мастерству Половинки среди вокалисток я подобрать не могу (в мужском вокале сразу вспоминается имя Фила Минтона – вот бы послушать их в дуэте!) А степень взаимопонимания Яремчука и Половинки такова, что их дуэт временами распадается на три: дуэт голоса и инструмента, двух инструментов и даже двух голосов – настолько убедительна инструментализация голоса Наталки и вокализация саксофона Юрия.
В еще большей степени это ощущаешь в первых пяти треках альбома, названных просто «фрагментами». Это отнюдь не «легкие аперитивы» перед «главным блюдом»: Homo Ludens II. Каждый из «фрагментов» - вполне самодостаточное произведение, особая «игра» (по Хейзинге) со своей внутренней логикой и своими правилами. Только правила тут другие – и инструментарий Юрия значительно шире, и голос Наталки странствует от намеков на вполне академический вокализ до этнических интонаций и шаманских заклинаний.
Несколько слов об оформлении альбома. Редко попадаются мне издания Long Arms Records, но каждый раз это конгениально содержанию альбома. Вот и здесь сразу обращаешь внимание на фактуру буклета «из оберточной бумаги» и на основную идею – проходящую через буклет шкалу термометра, проградуированную от 35 до 42°С: вот он, символ хрупкости человеческого бытия, культуры, да и всего человечества – всего семь градусов диапазон нашего существования, больше или меньше – и нас уже нет, игра закончена! Авторам дизайна, Землеройке и Андрею Логвину – особый респект.
Ну, и конечно же, громадная благодарность Юрию Яремчуку и Наталке Половинке, создавшим этот в высшей степени необычный и захватывающе интересный альбом. Он уникален еще и потому, что остается не получившим дальнейшего продолжения памятником сотрудничеству этих музыкантов. Как рассказывал мне Юрий спустя десять лет после издания Homo Ludens, вектор творческих интересов Половинки ныне резко отвернул от экспериментальной музыки к другим направлениям. А жаль! Впрочем, никогда не говори «никогда» - и утешайся, слушая Homo Ludens!
В свое время в разделе новостей журнала анонсировался выпуск этого альбома, а теперь и он сам, пусть с опозданием, но добрался до редакции. Фонографический дебют бостонского ансамбля трудно было не заметить. Экзотическому названию коллектива ...
Очень любопытный, во многом неожиданный и, что весьма существенно, — вполне музыкальный, несмотря на столь свободную стилистику, альбом итальянского трио несколько нетипичного состава. Музыка написана гитаристом Энцо Рокко, следует понимать, в ...
Мягкий, мелодичный, по-скандинавски сдержанный балладный мейнстрим. Сдержанный прямо-таки почти до состояния полной беззубости. Все чистенько, гладенько, грамотненько, аж зевать тянет... Хотя, стоп, назад машина. Зевать тянет лично меня, старого ...
Небесно – голубая саванна это где-то в Африке. А может в Америке или Австралии. Когда-то я бывал на черном континенте и любовался восходами Кении, закатами Нигерии а также их небесно – голубым небом, укрывался от палящего солнца. Красоты природы ...
Согласитесь, настораживает, когда берешь в руки диск с фотографией молодой девушки на обложке, сильно похожей на Нору Джонс. Сразу приходят мысли о проекте-клоне, призванном проехаться на хвосте громкого коммерческого успеха. Вот только грустное ...
В джазовом, да и в популярном англоязычном вокале есть такой термин — «croon». Он означает тихое чувственное проникновенное пение, богатое интонациями, но без форсирования голоса. Норвежская вокалистка Карин Крог — типичная «крунерша». К тому же ...
Вот и еще один концерт в поддержку релиза своего последнего CD-диска запечатлен в формате DVD-Video. Известная во всем мире и культовая в США поп-джазовая певица Natalie Cole представляет нам шоу под одноименным названием Ask a Woman Who Knows. Диск ...
В музыку этого альбома втискиваешься непросто, будто в переполненный вагон метро. Но чем больше ее слушаешь, тем больше она нравится, хотя по музыкальному языку она вовсе не проста. В целом — это современный, достаточно открытой порой формы ...
Весьма и весьма многообещающий молодой норвежский коллектив. Все композиции — сочинения гитариста группы и, надо признаться, слушаются со все возрастающим к концу недлинного альбома интересом. Ничего такого современного и сверхмодного в них нет (то ...
«Ух ты!» — подумал я сразу, как только понял суть данного проекта. Это же насколько важно для молодых (порой — очень молодых) исполнителей заявиться на таком сборнике да в кампании таких опытных ансамблей и исполнителей, как группа "Схід-Side", ...
Шутки в сторону! Старине Джеффу 24 июня сего года исполняется 60! Он появился на музыкальном горизонте в 1966 году в составе группы "Yardbirds", в которой играл полтора года. Его новаторский стиль исполнения особенно узнаваем на таких классических ...
Отличная работа украинского мастера бас-гитары, аранжировщика и композитора Игоря Закуса, музыка настоящего европейского уровня как по идеям, так и по исполнению. Название альбома не случайное: каждая пьеса посвящена определенным людям и ...