nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Yuri Yaremchuk & Natalka Polovinka - Homo Ludens

Yuri Yaremchuk & Natalka Polovinka - Homo Ludens  Этот альбом виднейшие мастера современной украинской музыки – саксофонист и композитор Юрий Яремчук и певица, актриса, педагог по вокалу Наталка Половинка – записали во Львове в ноябре 2001 года. Запись издана специализирующимся на авангардном искусстве российским лейблом «Длинные Руки» (среди его основателей были легендарные Сергей Курехин и Николай Дмитриев) два года спустя.

Первые совместные записи Яремчука и Половинки (три композиции) появились на альбоме Юрия Duets несколько раньше, но именно Homo Ludens способен в полной мере дать представление об интереснейшем импровизационном эксперименте, который дала встреча этих двух ярких мастеров. Название альбома заимствовано у голландского культуролога Йохана Хейзинги, опубликовавшего в 1938 году одноименную работу. Связь своего проекта с мыслями Хейзинги музыканты подчеркнули размещением в буклете отрывка из книги Хейзинги, где игра трактуется, как основа любой музыки. Но идеи Хейзинги шире: он утверждает примат игрового начала над культурой в целом, видит все проявления культурной деятельности человека, как следствие игры, отсюда и несколько провокационное преобразование «человека разумного» (Homo Sapiens) в «человека играющего» (Homo Ludens).

Коль Юрий и Наталка солидаризируются в своем проекте с Хейзингой, то и рассматривать альбом, на мой взгляд, стоит в этом ключе. В самой большой, занимающей более половины альбома композиции Homo Ludens II, я и пытаюсь разглядеть некую игру. Я бы назвал ее антропологическим путешествием, когда сопрано-саксофон Юрия и голос Наталки отправляются в тот период развития человеческого общества, когда членораздельной речи еще не существовало. И эффект получается потрясающим! Мастерство исполнителей таково, что и без всяких слов оказывается возможным выразить полную гамму человеческих эмоций – от самых простых, физиологических: удовольствие от утоления жажды, насыщения пищей, оргазма и до тончайших оттенков эмоционального состояния – удивление, страх, гнев, интерес, жалость, опасение, кокетство, равнодушие, азарт, наконец, - любовь… Аналогов мастерству Половинки среди вокалисток я подобрать не могу (в мужском вокале сразу вспоминается имя Фила Минтона – вот бы послушать их в дуэте!) А степень взаимопонимания Яремчука и Половинки такова, что их дуэт временами распадается на три: дуэт голоса и инструмента, двух инструментов и даже двух голосов – настолько убедительна инструментализация голоса Наталки и вокализация саксофона Юрия.

В еще большей степени это ощущаешь в первых пяти треках альбома, названных просто «фрагментами». Это отнюдь не «легкие аперитивы» перед «главным блюдом»: Homo Ludens II. Каждый из «фрагментов» - вполне самодостаточное произведение, особая «игра» (по Хейзинге) со своей внутренней логикой и своими правилами. Только правила тут другие – и инструментарий Юрия значительно шире, и голос Наталки странствует от намеков на вполне академический вокализ до этнических интонаций и шаманских заклинаний.

Несколько слов об оформлении альбома. Редко попадаются мне издания Long Arms Records, но каждый раз это конгениально содержанию альбома. Вот и здесь сразу обращаешь внимание на фактуру буклета «из оберточной бумаги» и на основную идею – проходящую через буклет шкалу термометра, проградуированную от 35 до 42°С: вот он, символ хрупкости человеческого бытия, культуры, да и всего человечества – всего семь градусов диапазон нашего существования, больше или меньше – и нас уже нет, игра закончена! Авторам дизайна, Землеройке и Андрею Логвину – особый респект.

Ну, и конечно же, громадная благодарность Юрию Яремчуку и Наталке Половинке, создавшим этот в высшей степени необычный и захватывающе интересный альбом. Он уникален еще и потому, что остается не получившим дальнейшего продолжения памятником сотрудничеству этих музыкантов. Как рассказывал мне Юрий спустя десять лет после издания Homo Ludens, вектор творческих интересов Половинки ныне резко отвернул от экспериментальной музыки к другим направлениям. А жаль! Впрочем, никогда не говори «никогда» - и утешайся, слушая Homo Ludens!

© & (p) 2003 Long Arms Records
6 tks / 56 mins
(tks 1-5: Natalka Polovinka – voice, perc; Yuri Yaremchuk – ss, ts, bcl, perc, voice;
tk 6: Natalka Polovinka – voice; Yuri Yaremchuk – ss;)
диск предоставил Юрий Яремчук


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Украина
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2003 г.

  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом вышел к 30-летнему юбилею лейбла и представляет со­бой переиздание двух самых первых его релизов, вышедших в 1973 году. История начиналась на фестивале Concord Summer, где в 1972 году вы­ступал квартет Херб Эллис — Джо Пасс — Рэй Браун — ...
  • стиль: джаз, джаз
Дебютирующий на Leo Records со своим септетом итальянский басист Энрико Фацио помимо приведенного выше названия, дал альбому еще и подзаголовок, в переводе, видимо, не нуждающийся: Recycling Project. Пояснения автор проекта привел в собственноручно ...
  • стиль: джаз, джаз
Эрику Труффазу, похоже, надоели изысканные ремиксы и драм-н-басовый саунд. Новый альбом сделан под девизом "полет и натиск". Полет тру­бы, звучащей отстраненно, ровно и холодно, и натиск ритма, словно вер­нувшегося из джаз-рока семидеся­тых (а порой ...
  • стиль: джаз, джаз
На празднике, посвященном вось­мидесятилетию ветерана свингового тенор-саксофона Flip Phillips звучала масса "горячих" пьес. И те, кому посча­стливилось присутствовать на этом джазовом пиршестве, надолго его за­помнят. Представляемый альбом — не ...
  • стиль: джаз, джаз
"Европейское наследие" — так пе­реводится название этого альбома и его содержание полностью соответ­ствует названию. Все музыканты — европейцы и все пьесы на альбоме сочинения авторов-европейцев. Сдержанное настроение и рафини­рованный ...
  • стиль: джаз, джаз
Джин Харрис, сочетавший в себе легкость и изящество классического джазового фортепиано с настоящим блюзовым чувством и чувственнос­тью, выпустил множество альбомов на лейбле Конкорд. Эта сборка пред­ставляет одиннадцать из них. Отоб­раны наиболее ...
  • стиль: блюз, блюз
Последние несколько лет американские критики не особо жалуют этого еще совсем недавно очень популярного блюзового исполнителя. Они ждут от Thorogood какого-то новаторства, как будто не понимая, что он - давно сложившийся музыкант, нашедший свое ...
  • стиль: джаз, джаз
В этот альбом вошла не издавав­шаяся раньше запись с последнего европейского тура Джерри Маллига­на — концерт в Берлине. Переизда­ния царят на пространстве джазовых CD — здесь присутствует почти сто­процентная вероятность того, что по­купатель ...
  • стиль: джаз, джаз
Лейбл ECM продолжает выпуск се­рии современной академической классики. Как правило, это компози­торы авангардных направлений, ши­роко известные в достаточно узких кругах ценителей и знатоков. На этот раз слушатели имеют возможность сравнить ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыкантов, входящих в этот квар­тет, вы не найдете в джазовых энцик­лопедиях издания до 1993-95 года. Но это вовсе не значит, что они такие уж совсем молодые и неизвестные. На­против, сейчас они представляют со­бой одних из самых популярных ...
  • стиль: этно, этно
Жан-Луи Матинье — один из са­мых интересных европейских аккор­деонистов, работающих на стыке джаза и этники. Впрочем, он не про­сто исполнитель, а в первую очередь неординарный композитор. К тому же квартет, записанный на этом диске, выступает ...
  • стиль: этно, этно
Слушая "Песни зимы", как и пре­дыдущий диск группы под названи­ем "Кедровая Луна", возникают ас­социации с широко известными у нас Sacred Spirit, GENE, Dad Can Dance. Что довольно странно, по­скольку ни сам Jeff Ball, ни другие музыканты группы, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com