nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Yuri Yaremchuk & Natalka Polovinka - Homo Ludens

Yuri Yaremchuk & Natalka Polovinka - Homo Ludens  Этот альбом виднейшие мастера современной украинской музыки – саксофонист и композитор Юрий Яремчук и певица, актриса, педагог по вокалу Наталка Половинка – записали во Львове в ноябре 2001 года. Запись издана специализирующимся на авангардном искусстве российским лейблом «Длинные Руки» (среди его основателей были легендарные Сергей Курехин и Николай Дмитриев) два года спустя.

Первые совместные записи Яремчука и Половинки (три композиции) появились на альбоме Юрия Duets несколько раньше, но именно Homo Ludens способен в полной мере дать представление об интереснейшем импровизационном эксперименте, который дала встреча этих двух ярких мастеров. Название альбома заимствовано у голландского культуролога Йохана Хейзинги, опубликовавшего в 1938 году одноименную работу. Связь своего проекта с мыслями Хейзинги музыканты подчеркнули размещением в буклете отрывка из книги Хейзинги, где игра трактуется, как основа любой музыки. Но идеи Хейзинги шире: он утверждает примат игрового начала над культурой в целом, видит все проявления культурной деятельности человека, как следствие игры, отсюда и несколько провокационное преобразование «человека разумного» (Homo Sapiens) в «человека играющего» (Homo Ludens).

Коль Юрий и Наталка солидаризируются в своем проекте с Хейзингой, то и рассматривать альбом, на мой взгляд, стоит в этом ключе. В самой большой, занимающей более половины альбома композиции Homo Ludens II, я и пытаюсь разглядеть некую игру. Я бы назвал ее антропологическим путешествием, когда сопрано-саксофон Юрия и голос Наталки отправляются в тот период развития человеческого общества, когда членораздельной речи еще не существовало. И эффект получается потрясающим! Мастерство исполнителей таково, что и без всяких слов оказывается возможным выразить полную гамму человеческих эмоций – от самых простых, физиологических: удовольствие от утоления жажды, насыщения пищей, оргазма и до тончайших оттенков эмоционального состояния – удивление, страх, гнев, интерес, жалость, опасение, кокетство, равнодушие, азарт, наконец, - любовь… Аналогов мастерству Половинки среди вокалисток я подобрать не могу (в мужском вокале сразу вспоминается имя Фила Минтона – вот бы послушать их в дуэте!) А степень взаимопонимания Яремчука и Половинки такова, что их дуэт временами распадается на три: дуэт голоса и инструмента, двух инструментов и даже двух голосов – настолько убедительна инструментализация голоса Наталки и вокализация саксофона Юрия.

В еще большей степени это ощущаешь в первых пяти треках альбома, названных просто «фрагментами». Это отнюдь не «легкие аперитивы» перед «главным блюдом»: Homo Ludens II. Каждый из «фрагментов» - вполне самодостаточное произведение, особая «игра» (по Хейзинге) со своей внутренней логикой и своими правилами. Только правила тут другие – и инструментарий Юрия значительно шире, и голос Наталки странствует от намеков на вполне академический вокализ до этнических интонаций и шаманских заклинаний.

Несколько слов об оформлении альбома. Редко попадаются мне издания Long Arms Records, но каждый раз это конгениально содержанию альбома. Вот и здесь сразу обращаешь внимание на фактуру буклета «из оберточной бумаги» и на основную идею – проходящую через буклет шкалу термометра, проградуированную от 35 до 42°С: вот он, символ хрупкости человеческого бытия, культуры, да и всего человечества – всего семь градусов диапазон нашего существования, больше или меньше – и нас уже нет, игра закончена! Авторам дизайна, Землеройке и Андрею Логвину – особый респект.

Ну, и конечно же, громадная благодарность Юрию Яремчуку и Наталке Половинке, создавшим этот в высшей степени необычный и захватывающе интересный альбом. Он уникален еще и потому, что остается не получившим дальнейшего продолжения памятником сотрудничеству этих музыкантов. Как рассказывал мне Юрий спустя десять лет после издания Homo Ludens, вектор творческих интересов Половинки ныне резко отвернул от экспериментальной музыки к другим направлениям. А жаль! Впрочем, никогда не говори «никогда» - и утешайся, слушая Homo Ludens!

© & (p) 2003 Long Arms Records
6 tks / 56 mins
(tks 1-5: Natalka Polovinka – voice, perc; Yuri Yaremchuk – ss, ts, bcl, perc, voice;
tk 6: Natalka Polovinka – voice; Yuri Yaremchuk – ss;)
диск предоставил Юрий Яремчук


Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Украина
музыкальный стиль
авангард





Ещё из раздела издано в 2003 г.

  • стиль: джаз, джаз
Неутомимый исследователь но­вых звучаний, инструментов и сти­лей, басист Джон Патитуччи в своем новом альбоме идет еще дальше, чем прежде. Здесь можно услышать самую различную музыку — совре­менный джаз, американский фолк, бразильскую самбу, ...
  • стиль: джаз, джаз
Аккордеонист и органист Джон Хаммонд — просто однофамилец тех знаменитых Хаммондов. Его корни вообще имеют в себе венгерских и русских предков, хотя сам он по рож­дению американец. На профессио­нальной сцене он выступает с 12 лет и его первый ...
  • стиль: джаз, джаз
Великолепное переиздание двух ранних альбомов мастеров акустиче­ской гитары. Первая же совместная Их работа, Brazilian Soul (первый диск), стала настоящим джазовым исследованием бразильской музыки - от классика нео-самбы Антонио Карлоса Жобима до ...
  • стиль: блюз, блюз
В этом году певице Лавелль Уайт исполняется семьдесят. Возраст почтенный, но блюз (как и джаз) – не поп-музыка, здесь выступают и записываются до глубокой старости, а наличие blues feeling и умение передать его слушателю гораздо важнее ...
  • стиль: блюз, блюз
Певица из Аризоны Lisa Otey и гол­ландец Mr. Boogie Woogie познако­мились через Интернет и через неко­торое время записали свой совмест­ный альбом. Молодые и талантли­вые, они великолепно дополнили друг друга. Фортепиано Mr. Boogie Woogie и их ...
  • стиль: джаз, джаз
He могу сказать, что знакомство с творчеством гитариста Ллойда Гре­гори меня потрясло. Скорее наобо­рот, в памяти всплыло библейское "имя им легион". Альбом Free Failin' — типичнейший образчик smooth — джаза: музыка, приятная во ...
  • стиль: блюз, блюз
Лаки Питерсон был исполнителем блюза всегда. Его отец тоже был из­вестным блюзменом, более того, он держал блюзовый бар, где каждую неделю выступали известные масте­ра — Бадди Гай, Джуниор Уэллс, Мадди Уотерс и многие другие. Осо­бенно ребенку ...
  • стиль: джаз, джаз
Хоть и сказано "не вливайте вино новое в мехи старые", в современной музыке не убавляется эксперимента­торов в этой сфере. И иногда результаты получаются довольно забавны­ми, как, например, в случае с данным релизом. Мэдлиб (он же Отис ...
  • стиль: джаз, джаз
Вообще альбомы такого хрономе­тража вне рамок джаза принято отно­сить к синглам. Правда, в данном случае 30 минут с лихвой хватает для того, чтобы получить полное впечат­ление о классе группы в исполнении народных песен. Правда и то, что некоторые ...
  • стиль: блюз, блюз
Назвать этот, последний no счету, альбом Марсии Болл просто блюзо­вым невозможно. Здесь что ни песня, то отдельный жанр, вернее, стиль: нью-орлеанский старый танцеваль­ный ритм-энд-блюз, техасский блюз-рок, рокабилли или, как его теперь называют в ...
  • стиль: блюз, блюз
Продюсер этого альбома изна­чально определил его как трибьют известному в прошлом исполнителю. Марии Малдор осталось только вы­брать, кому посвятить свою работу, и этим человеком стала совсем недав­но ушедшая от нас Пегги Ли. Выбор оказался удачным ...
  • стиль: джаз, джаз
Мэри Энн Максуини, ученица Рэя Брауна, играет на контрабасе уже окопо двадцати лет. Ее хорошо знают на клубных сценах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, к тому же она постоянно играет в различных бродвейских шоу. Позади выступления вместе с Диззи Гиллеспи и ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com