
Традиционный свинговый джаз наравне с другими направлениями этой музыки уверенно шагнул в ХХI век. И пусть поклонников джазовой традиции меньше, чем любителей более современных направлений, но для изрядного количества людей, не слишком знакомых с тонкостями стилистики отдельных направлений джаза (их особенно много среди молодежи, выросшей на рэпе и техно), именно свинговый джаз и олицетворяет джаз вообще. Echoes Of Swing – один из тех коллективов, которые поддерживают реноме направления на самом высоком уровне.
Этот интернациональный квартет, существующий с 1997 года, объединяет двух немецких музыкантов – пианиста Бернда Лхотцки и ударника Оливера Мевеса, британского трубача Колина Доусона и саксофониста Криса Хопкинса, американца по рождению, с самого раннего детства живущего в Германии. Сразу обратите внимание – состав весьма не тривиальный, тут нет басиста, но виртуозная фортепьянная техника Лхотцки и уверенная игра Мевеса обеспечивают четкий ритмический пульс музыки Echoes Of Swing, а два солиста, то сдваивая голоса трубы и саксофона, то поочередно, демонстрируют высокий класс, импровизируя на выбранную тему. Впрочем, нередко на авансцену выходит и фортепьяно, делая ансамблевое звучание еще более ярким и разнообразным. Echoes Of Swing имеет отличную репутацию на европейской джазовой сцене, отмечен рядом престижных наград во Франции и Германии.
Message From Mars – пятый альбом коллектива. Его программа составлена преимущественно из не часто исполняемых джазовых композиций 20 – 40 годов в аранжировках музыкантов квартета. Так, титульная композиция – это пьеса Сида Филипса, джазового композитора, очень популярного в Англии 30-х годов. Впрочем, есть здесь и известные темы, вроде Don't Explain от Билли Холидэй, где трубач Доусон предстал еще и в качестве вокалиста, есть и собственная композиция саксофониста Криса Хопкинса под названием Twilightnin' Hopkins.
Что хотелось бы отметить особо в музыке квартета, так это убедительное доказательство того, что традиционному свинговому джазу в его исполнении, подвластны и такие сферы, которые многие считают привилегией только современных направлений. Вас привлекает сближение джаза с академической музыкой? Пожалуйста! Слушайте Butterfly Chase, построенную Берндом Лхотцки на основе одного из этюдов Шопена, слушайте Liebesleid Фрица Крейслера, слушайте Gavotte Шостаковича – и вы услышите настоящий свинг, в котором тонко и блистательно обыграны классические темы. Вас привлекает латинский джаз? Moonlight Fiesta Тизоля – Эллингтона или бразильская тема Odeon способны порадовать самого придирчивого поклонника «латины».
Общее позитивное впечатление от альбома дополняют liner notes, представленные здесь сразу двумя авторами. Джо Кайнеман написал немецкий текст, о котором мне, в силу слабого знания языка, сложно что-то сказать, а вот английский текст Дэна Барретта, видного джазового музыканта и педагога из Калифорнии, доставил много удовольствия. Живо, ярко и интересно – как и сама музыка Echoes Of Swing!
EOSP 2011
16 tks / 59 mins
(Colin T. Dawson – tp, voc (tks 4, 12); Chris Hopkins – as; Bernd Lhotzky – p; Oliver Mewes – dr;)
Диск предоставил Крис Хопкинс
Леонид АУСКЕРН