nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Главнейший шаг к джазу. Польский масштаб

Главнейший шаг к джазу. Польский масштаб  Белорусские любители джазовой музыки уже давно осознали бесспорный факт: польские музыканты этого жанра - знак наивысшего качества. И поэтому попасть на их концерты стремятся не только обычные фэны, но и музыканты, которые сами работают в джазе. Потому что, как говорится, учиться никогда не поздно. Тем более, что джазовая школа в Польше насчитывает не один десяток лет.

Все началось в конце 60-х, когда в Академии музыки в Катовицах был основан первый в стране факультет популярной музыки, который в 1984 году был реорганизован в факультет джаза и популярной музыки. С того времени вся музыкальная молодежь, которая хотела учиться джазу, мечтала попасть в Катовице. В расписании занятий появились предметы непосредственно связанные с джазом: джазовая гармония, основы джазовой импровизации, анализ джазовых партитур и т.д. Факультет быстро набирал авторитет, и поэтому в 2004 году произошли очередные перемены в рамках реорганизации структуры всей Академии: в ней был создан факультет композиции, интерпретации, образования и джаза, в состав которого вошел Институт джаза. Важно отметить, что среди его штатных и внештатных педагогов есть музыканты, которых мы слышали в Минске. Это трубач Петр Войтасик, контрабасист Михал Бараньски, пианист Доминик Ваня, певица Беата Пшыбытек. Что существенно, тут изучают не только основные предметы, касающиеся джаза, но, скажем, и секреты в сфере звукорежиссуры. Собственно, все подробности - как стать студентом учебного заведения выходцу из другой страны, какова при этом стоимость обучения, какие дисциплины преподаются и другое - можно найти на хорошо разработанном и насыщенном информацией сайте Академии по адресу http://www.am.katowice.pl/?a=3222_instytut-jazzu.

Вплоть до 2001 года Академия музыки в Катовицах была единственным в Польше высшим учебным заведением, где преподавалась джазовая музыка. Именно тогда в Академии музыки во Вроцлаве было учреждено отделение джазовой музыки. В наши дни на инструментальном факультете действует специализация "Джаз и эстрадная музыка". Однако спрос на профессиональное джазовое образование в Польше был настолько велик, что и другие высшие учебные заведения пошли на создание в собственных стенах отделений джазовой музыки. Третьим таким институтом стала в 2003 году Академия музыки в Быдгощчи, где начались занятия по новой специальности: руководство ансамблями джаза и популярной музыки. Развитие концепции учебного процесса привело к появлению в 2010 году специализации "Джаз и эстрадная музыка" по трем направлениям: джазовая инструменталистика, джазовый вокал и руководство коллективами джаза и популярной музыки. И если в начале в рамках инструментального факультета студенты получали знания только в качестве исполнителей-инструменталистов, то уже в 2011 году тут начали преподавать вокал, композицию и аранжировку.

И процесс развития джазового образования в Польше набирает все большие темпы. Так, в 2007 году на кафедре современной музыки и джаза в рамках инструментального факультета были открыты классы джазовых инструментов и специальных предметов, связанных с джазом. Годом позже в Гданьске на факультете хорового дирижирования, духовной музыки, художественного образования, ритмики и джаза возникла специализация "Джаз и эстрадная музыка". Джазовая специализация преподается в рамках инструменталистики на факультете фортепьяно, органа, клавесина, старинной музыки и джаза в Академии музыки в Лодзи. В 2015 году на факультете музыки Жешувского университета началось обучение по специальности "Джаз и эстрадная музыка". В 2018 году на инструментальном факультете варшавского Музыкального университета появилась специальность "Джаз и эстрадная музыка". И процесс этот зашел так далеко, что джаз вошел в расписание занятий даже непрофильных высших учебных заведений: Института музыки в Университете имени Марии Склодовской-Кюри в Люблине, Института музыки университета в Зеленой Гуре, Института джаза в Государственной высшей профессиональной школы в Нысе. И практически везде главными предметами являются джазовое исполнительство (инструменталистика, вокал), композиция и аранжировка, джазовая гармония, джазовая импровизация, история джаза, джазовая литература, инструментальные группы. Вот почему не вызывает удивления тот факт, что выпускники таких учебных заведений, получив знания у известных в стране преподавателей-практиков, многие из которых заслуженно считаются звездами не только польского джаза, востребованы на отечественной музыкальной сцене. Важно и то, что большинство педагогов делится знаниями со студентами на основе авторских, а не стандартных программ, написанных далекими от этой музыки людьми в высоких министерских кабинетах.

Необходимо вспомнить еще один весьма существенный момент в сфере польского джазового образования, который в принципе отсутствует в Беларуси. Это так называемые джазовые мастерские, которые преимущественно проходят летом и вне стен учебных заведений. Год на год не приходится, но порой таких мастерских, где преподают не только польские педагоги, которые, бывает, вообще не занимаются преподавательской деятельностью, но и известные зарубежные исполнители, насчитывается под два десятка. Старейшими считаются Международные джазовые мастерские в Пулавах и Международные джазовые мастерские Cho-Jazz» в Ходзеже. Что они собой представляют? Во-первых, они бывают платными (проживание, питание), а порой и бесплатными. Во-вторых, они дополняют студенческие занятия разного уровня обучения. Как правило, во время таких мастерских проходят занятия по классам различных инструментов, вокалу, инструментальным группам и биг-бэндам. Кроме того, слушатели знакомятся с историей джаза, а вечерами устраивают концерты со своими преподавателями или джем-сешн - неформальные музыкальные импровизации.

Была идея организовать нечто подобное, но для учителей музыкальных школ, в Солигорске, где раз в два года проходит детский фестиваль-конкурс эстрадной и джазовой музыки. Там в школе искусств есть отличная база. Ее можно использовать для обстоятельного знакомства педагогов с особенностями джаза, что важно, поскольку практически все они имеют академическое образование, а в области джаза, как говорится, "плавают". В качестве лекторов тут могли бы выступить и польские специалисты. Но, чтобы организовать нечто подобное, необходимо решить много вопросов. Пока что все ограничивается разговорами...

В Беларуси же постигнуть секреты джазового исполнительства сегодня можно только в стенах Государственного университета культуры и искусств, который, отмечу, по разным причинам не может принять всех желающих. А потому нам остается только по-доброму завидовать соседям, где джазовая музыка давно превратилась чуть ли не в объект национальной гордости...

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ

перевод с белорусского Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Польша


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела территории

  • стиль: джаз, джаз
З а эти три дня было развенчано — отчасти или полностью — столько мифов из области белорусского джазового менталитета, что фестиваль, прошедший в Минске 27—29 октября, вполне можно считать эпохальным. Он не был джазовым, фестиваль Белорусских ...
  • стиль: джаз, джаз
От редакции сайта Радио 1jazz.ru: Музыкальный журналист и директор концертного агентства Radio 1jazz.ru Виктор Радзиевский, который последние несколько лет активно занимается гастролями зарубежных и отечественных артистов в России, делится своими ...
  • стиль: джаз, джаз
Несколько лет назад мы уже писали о финском джазе (см. "Jazz-Квадрат, №4/99). Однако вернуться к этой теме нас подвигнула неутомимая деятельность Финского информационного музыкального центра, выпустившего в 2002 году очередное, уже шестое по счету, ...
  • стиль: джаз, джаз
У меня дома, на стене, растет большое джазовое дерево. Оно называется «Европейское джазовое сообщество». Его «высадил» в 1999 году известный немецкий джазовый «садовник» Петер фон Бартковски, автор еще одного ...
  • стиль: джаз, джаз
Пусть не усмехаются почитатели знаменитого в 60-х годах репортажа-воспоминаний Романа Вашко "Джаз с фронта и кухни" (WASCHKO R., Jazz od frontu I od kuchni. Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Krakow, 1962), в котором речь идет, главным образом, о музыке ...
  • стиль: джаз, джаз
Всякий раз, бывая в Тель-Авиве, я непременно иду в этот пере­ход. Там и сейчас поигрывают му­зыканты, но поодиночке и без ан­шлага. Время, может быть, серь­езное, не столь располагающее к веселью. Поиграв вдоволь, все традици­онно направлялись к ...
  • стиль: джаз, джаз
Всякий раз, бывая в Тель-Ави­ве, я непременно иду в этот пере­ход. Там и сейчас поигрывают му­зыканты, но поодиночке и без ан­шлага. Время, может быть, серь­езное, не столь располагающее к веселью. И вообще, господа, не отсижи­вайтесь на своих ...
  • стиль: этно, этно
В самом конце восьмидесятых поклонники прогрессивной музыки были взволнованы выходом пластинки со звуковой дорожкой к фильму знаменитого режиссера Мартина Скорцезе "Последнее искушение Хрис­та" — звучавшая в наших умах музыка Питера Габриеля ...
  • стиль: джаз
От редакции. Имя Леонида Нидбальского известно многим джазменам и любителям джаза, прежде всего тем, кто хоть как-то соприкасался с рижским и вообще латвийским джазом. Это человек с техническим образованием, полюбивший джаз с юных лет, и, начиная с ...
  • стиль: джаз
В октябре 1997 года мне позвонил мой старый знакомый, вместе с которым в начале 90-х я организовывал и проводил латиноамериканские вечеринки в разных московских клубах. Он сказал, что ему предложили открыть джаз-клуб, и он хочет пригласить меня в ...
  • стиль: джаз, джаз
Я слежу за джазовой сценой на протяжении довольно долгого времени. Признаюсь, был такой период, когда польский джаз меня практически не ин­тересовал. Случались лишь ис­ключения из этого правила. Но в данное время, последние лет пять, слежу за тем, ...
  • стиль: джаз, джаз
Бум на FM-радиостанции в Ереване начался лет 6-7 тому назад. По­сле распада Союза Ар­мения пережила не­сколько очень неприят­ных и тяжелых лет — полный развал эконо­мики и все вытекаю­щие отсюда последст­вия. Не работали кино­театры, театры, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com