nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джаз под минаретами - прошлое и настоящее турецкого джаза

стиль:

Джаз под минаретами - прошлое и настоящее турецкого джаза
У меня дома, на стене, растет большое джазовое дерево. Оно называется «Европейское джазовое сообщество». Его «высадил» в 1999 году известный немецкий джазовый «садовник» Петер фон Бартковски, автор еще одного известного «дерева», посвященного истории джаза на его родине, в Америке. Но вернемся к Европе. Дерево у Петера фон Бартковски получилось раскидистое, ветвистое. Из одного общего корня, связанного с появлением в Европе в начале ХХ века первых американских джаз-бэндов, идет мощный ствол с живыми, крепкими, плодоносящими ветвями, отражающими вехи джазовой истории в различных европейских странах. Здесь есть свои ветки у французского, венгерского, шведского джаза, есть одна довольно длинная ветка под названием «бывший Советский Союз», есть даже отдельный побег, посвященный цыганскому джазу.

Короче говоря, представлена вся Европа, нет только Турции. Почему? Ведь эта страна раскинулась по обоим берегам Босфора, в том числе и по европейскому берегу: достаточно взглянуть на любую географическую карту. Это очевидно для многих международных спортивных федераций: турки успешно играют в футбол и баскетбол и таскают штангу вместе с другими европейцами. Почему же Петер фон Бартковски прошел мимо этой страны? В Турции нет джаза? Или мало информации о нем? И мы в редакции решили исследовать этот вопрос поглубже, тем более, что среди тысяч туристов из стран СНГ, жарящихся каждый год под ласковым солнцем Антальи и других турецких курортов, вполне могут оказаться и любители джаза, так что наша информация может найти для них и практическое применение. А дальше, кто знает, может наш турецкий «саженец» поможет Петеру привить новый росток к своему дереву в будущих его переизданиях...

Появление джаза в Европе не намного разошлось по времени с рождением молодой Турецкой республики на обломках одряхлевшей Османской империи. Кемаль Ататюрк, этот турецкий Петр Великий, жестко и энергично начал поворачивать идеологию и культуру страны лицом к Западу. В силу этого и к джазу с самого начала отношение властей было вполне благожелательным. Уже в 30-х годах в стране появились профессиональные джазовые оркестры, а начиная с 40-х годов джаз можно было слушать и в специальных радиопрограммах. Начали добираться до Турции с гастрольными турами и родоначальники джаза - американцы. Все это способствовало появлению первых интересных отечественных джазменов. Толчок к карьере одного из них, трубача Маффи Фалая, дал сам Диззи Гиллеспи, познакомившийся с этим музыкантом во время выступлений в Анкаре в 50-х годах. Впоследствии Фалай организовал получившую европейскую известность в начале 70-х годов группу Sevda.

Почти сразу наметились два направления в развитии турецкого джаза. Одно было связано с более или менее удачным копированием американских образцов, как, например, у гитариста Ондера Фокана, играющего преимущественно стандарты, второе ориентировалось на сочетании джазовых элементов с идиомами турецкой народной музыки. Этому способствовало богатая полиритмия и гармонические системы, близкие модальному джазу, характерные для турецкого музыкального фольклора. Кроме того, турецкая музыка вобрала в себя и элементы фольклора других народов Балкан и Средиземноморья, издавна живших рядом с турками. Особая роль тут принадлежит Стамбулу, Нью-Йорку Ближнего Востока, где издавна были значительные греческие, армянские, еврейские, итальянские и цыганские общины. Неудивительно, что наиболее плодотворным и выдвинувшим наибольшее количество ярких музыкантов оказалось именно второе направление.

Здесь в первую очередь надо назвать перкуссиониста Окая Темиза. В начале 60-х годов этот музыкант перебрался в Швецию (кстати, как и упоминавшийся выше Фалай), где какое-то время играл би-боп на ударных. Но вскоре он перешел к сотрудничеству с такими музыкантами, как американская звезда Дон Черри и южноафриканец Джонни Диани, уже на базе экспериментов по использованию в джазе фольклорных мотивов. Позднее Темиз организовал группу Oriental Wind, где играли его шведские коллеги Бобо Стенсон и Леннарт Аберг, а в конце 70-х годов появились интересные записи, сделанные им совместно с индийскими музыкантами из Karnataka College Of Percussion. В настоящее время Темиз вновь живет на родине, много гастролирует в Европе со своей новой группой Magnetic Band и изучает музыку турецких цыган.

По его стопам пошел и представитель более молодого поколения, пианист и саксофонист Туна Отенель, одно время игравший в Oriental Wind Темиза. Он сегодня один из самых известных джазменов Турции, участник самых разных по стилистике проектов, один из наиболее востребованных в записях сайдменов. К числу самых удачных из его собственных проектов относятся альбом Sometimes (1995) и записанный во Франции с местным трио диск L’Ecume De Vian.

В Нью-Йорке живет сегодня очень интересный турецкий джазмен, тенор-саксофонист Ильхан Эрсахин. Его музыка — это причудливый коктейль из электронных ритмов, ярких импровизаций, а иногда и поэтического слова. В Штатах Эрсахин записывается на лэйбле Golden Horn. Его дебютный альбом Home, записанный в формате трио с Лэрри Гренадье на басу и Кенни Уоллесеном за ударными, был издан в 1997 году. На следующий год вслед за этим диском появился альбом Our Song, сделанный уже в квинтете с участием известного американского трубача Эдди Хендерсона. В Турции же, где Эрсахин часто появляется с гастролями, причем не только в Стамбуле и Анкаре, но и в менее крупных городах, весьма популярен его «домашний» диск She Said.

Международной известностью пользуется сегодня и молодой коллектив под названием Asia Minor. Мозгом и мотором этого состава является композитор и бас-гитарист Камил Эрдем, а из других участников можно выделить саксофониста Яхью Даи. Стихия группы — смесь электрического джаза с традиционной турецкой музыкой, причем эта смесь, как правило, пользуется успехом, как у джазфэнов, так и у традиционалистов. На счету Asia Minor уже несколько дисков, все они, включая последний Cat’s Dream, расходились весьма бойко.

Нельзя не упомянуть и таких музыкантов, как Эркан Огур, мастер разнообразных струнных инструментов, играющий со своим трио Telvin медитативную музыку, странно напоминающую одновременно Колтрейна и Хендрикса; как барабанщики на традиционных турецких барабанах дарбукка Хикмет Йилдырым и Эрдем Эрол, создавшие в 2000 году в Анкаре ансамбль Siwatura, успешно выступивший на ряде региональных фестивалей; как вокалистки Юлдуз Ибрахимова, сочетающая выступления с оркестрами с сольным вокалом, и Сибель Кёсе, учившаяся джазу и на родине, и в Польше и сотрудничавшая в течение ряда лет с Туна Отенелем; как талантливый молодой пианист Айдын Эсен, получивший музыкальное образование в престижнейших американских центрах Джульярд и Беркли.

Учиться искусству джаза молодые музыканты сегодня могут и дома. В Турции работают такие специалисты, как поляк Януш Шпрот и венгр Кароль Биндер. В университете Билги в Стамбуле действует специальная джазовая программа, где преподают клавишник Али Перрет, барабанщик Кенгиз Байсал и другие видные мастера. Все это создает тот необходимый «бэкграунд», ту джазовую почву, на которой взрастают выше упомянутые звезды турецкого джаза. И не только это.

В стране проводятся многочисленные джазовые фестивали. Старейший из них, Istanbul Jazz Festival, проводится с 1979 года. Кроме него организуются Parliament Superband Jazz Festival, Akbank Jazz Festival, Fuji Film World Music Days, International Yapi Kredi Youth Festival, фестивали в Измире, Эскишехире, Кушадасы, блюзовый фестиваль Efes Pilsen Blues и другие. Звезды джаза с мировыми именами участвовали в турецких праздниках джаза. Это и Рой Харгрув, и Джо Завинул со своей группой Syndicate, и трио Пако Де Люсия - Эл ди Меола - Джон МакЛафлин, и бэнд Тошико Акиоши, и Хэнкок, и Джарретт, и Кориа, и многие, многие другие. Чуть отвлекаясь, здесь можно сказать, что Турция, во многом как несколько абстрактный символ «Востока вообще», владела и владеет умами многих видных джазовых музыкантов, что отражается и в их творчестве: у Ленни Тристано есть Turkish Mambo, у Брубека — Blue Rondo A La Turk, у Джона Сармэна — Galata Bridge (по названию известного моста в Стамбуле), у Дона Эллиса — Turkish Bath и так далее.

А возвращаясь уже к самой Турции и ее джазовой жизни, нельзя не сказать, что тут есть и общества любителей джаза, например Ankara Jazz Society, существующее с 1995 года, и джазовая пресса (первый турецкий джазовый журнал - ежеквартальник Jazz немного старше нашего издания, он выходит с января 1996 года). С 80-х годов джазовые программы выходят в эфир на национальном турецком радио TRT - 3, передают джазовую музыку и многочисленные FM - станции, особенно выделяется в этом смысле Acik Radio 94,9 FM.

Так что джаз под минаретами пульсирует достаточно громко и уверенно. Конечно, было бы натяжкой причислять Турцию к числу главных европейских джазовых центров. Но джаз здесь живет, у него уже есть свои традиции, свои звезды, неплохое настоящее и перспективное будущее. При этом. в данном материале практически не затрагивалась тема world music, популярнейшего в сегодняшней музыке течения, где Турция представлена блестящими музыкантами, достаточно вспомнить хотя бы такого виртуоза, как Омар Фарук Текбилек. Но это уже чуть - чуть другая история...

Леонид АУСКЕРН

Jazz-Квадрат, №4/2002г.


авторы
Леонид АУСКЕРН
страна
Турция
Расскажи друзьям:

Еще из раздела территории
Финляндия - Джаз в стране Сибелиуса Петербург - джазовые клубы Москва - джазовые клубы Америка - Джазовая жизнь в больших городах
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com