nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джаз в стране Сибелиуса - 2

стиль:

Джаз в стране Сибелиуса - 2
Несколько лет назад мы уже писали о финском джазе (см. "Jazz-Квадрат, №4/99). Однако вернуться к этой теме нас подвигнула неутомимая деятельность Финского информационного музыкального центра, выпустившего в 2002 году очередное, уже шестое по счету, начиная с 1974 года, издание своего справочника "Финский джаз". Так родился сиквел той, давнишней статьи, где мы решили познакомить читателей с тем новым, что появилось в джазовой жизни Финляндии за последние годы, рассказать о том, кто сегодня есть кто в финском джазе.

Благодаря активной и плодотворной деятельности Консерватории поп-музыки и джаза в Хельсинки, джазового факультета Академии им. Сибелиуса, постоянно растет количество молодых, амбициозных эрудированных музыкантов. Многие получают образование в самых престижных джазовых школах в США. Поэтому несмотря на сравнительно короткую историю джаза в Финляндии, здесь сформирова­лись свои школы практически по любому инструменту.

Взять, к примеру, духовиков Активно продолжают рабо­тать музыканты старшего по­коления. Не говоря уже о та­ких звездах, как Отто Доннер или Ээро Койвистойнен, это, например, саксофонист Юхани Аалтонен (р. 1935), леген­дарная фигура в финском джазе. Этот музыкант еще в 70- х годах приобрел европей­скую известность, сотрудни­чая с Петером Брютцманном, Томашем Станько, позже с Яном Гарбареком, а также с са­мым знаменитым финским джазменом, покойным Эдвар­дом Весалой. Но больше и пло­дотворнее всего Аалтонен ра­ботал с пианистом и компози­тором Хейкки Сарманто. В 2001г. эти музыканты отмети­ли 35-летие совместной твор­ческой деятельности, выпус­тив дуэтом альбом "Rise". Тру­бач Маркку Йоханссон (р. 1946), обладатель финско­го джазового Оскара, премии Джорджи за 1993г., выделяется своим стилистическим уни­версализмом. Этот приверже­нец музыки больших оркест­ров не только успешно высту­пает в самом известном биг- бэнде Финляндии UMO Jazz Orchestra, но работает и в сим­фонических оркестрах, а так­же долгое время играл роль финского Юрия Силантьева, возглавляя популярнейший здесь оркестр легкой музыки Vantaa Pops Orchestra. Нельзя не упомянуть и саксофониста Пентти Лахти (р. 1945), одно­го из отцов основателей и UMO Jazz Orchestra, и сак­софонного квартета Saxperiment, активно записывающе­го диски и в качестве лидера.

Музыкантов более молодо­го поколения отличают очень разнообразные вкусы. Саксо­фонист Харри Шострем (р. 1952), долгое время рабо­тавший в США, а ныне живу­щий в Германии, бескомпро­миссный радикал, переиграв­ший чуть ли не со всеми звез­дами европейской фри-джазовой сцены, от Тони Оксли до Александра фон Шлиппенбаха. Самый известный финский традиционалист, кларнетист Антги Сарпила (р. 1964 г.) по­разил всех своим последним альбомом "New Moods — New Sounds", записанным вместе с вибрафонистом Севери Пыйсало и гитаристом Тиму Виникайненом, доказав, что он не менее виртуозно владеет и идиомами более модернист­ских направлений. А вот тру­бач Антеро Приха (р. 1965 г.) со своей группой "Breadmachine" остается стойким привержен­цем электронно — фанковых звучаний, щедро наполняя ими свои последние альбомы "Eternal Friendship" (1998) и "Loveship"(2001).

А рядом с этими музыканта­ми все увереннее заявляют о себе двадцати- и тридцати­летние: тромбонист Антти Рисанен, саксофонисты Джо­натан Раутио и Микко Инанен и многие, многие другие.

Финские джазовые пианис­ты до сих пор сколько-нибудь громкой европейской извест­ностью похвастаться не мог­ли. Молодежь полна решимо­сти изменить эту ситуацию. Разумеется, и здесь каждый выбирает свой путь. Самули Микконен (р. 1973 г.), напри­мер, выбрал путь весьма бес­компромиссный. Его называ­ют самым финским из всех местных пианистов. Его им­провизационная музыка в на­ибольшей степени впитала в себя мотивы национального фольклора, а дебютный аль­бом "Korpea kuunnellessa" (1998г.), его трио с Уффе Крокфорсом и Микой Каллио джазо­вая критика считает самым зрелым за последние годы де­бютом в северном джазе.

Помимо Ярмо Саари, лиде­ра джаз-роковой группы XL и этно-джазовой группы ZetaBoo (из которых первая уже отметила десятилетний юбилей, а вторую эта дата ждет в 2003г.), наиболее ак­тивным в последние годы джазовым гитаристом можно назвать Рауля Бьоркенхайма (р. 1956 г.). Этот музыкант с дипломом Беркли широко из­вестен по выступлениям со своей группой Krakatau (аль­бом 1992-го года "Volition" был удостоен престижной премии), сотрудничеству с та­кими мировыми звездами, как Билл Л асуэлл, Тошинори Кон- до и Питер Эрскин, а также на­писанной им гитарной сим­фонии "Apocalypso", легшей в основу его дебютного соль­ного альбома в 2001-м году. Кстати, и Бьоркенхайм во многом обязан своими успе­хами урокам Эдварда Весалы...

Да, чем больше времени проходит со дня смерти этого выдающегося музыканта в 1999 г., тем яснее становится, какую громадную роль играл он в развитии джаза у себя на родине. Что уж говорить о ме­стных барабанщиках, абсо­лютное большинство кото­рых получало творческие им­пульсы от своего знаменитого коллеги. И, надо сказать, не зря. Такие ударники, как Клаус Суонсаари (р. 1959 г.) или Юккис Юотила (р,
19б0 г.), пер­вый джазмен в Северной Ев­ропе, получивший звание профессора (он возглавляет джазовый факультет в Акаде­мии им. Сибелиуса), широко известны и востребованы в международном масштабе. Среди партнеров первого были Том Харелл, Майк Майниери, Нильс-Хеннинг Орстед-Педерсен, а второго - Джон Скофилд и Рэнди Брекер.

Благотворно влияют на развитие джаза в Суоми не только хорошо поставленное образование и уже сложив­шиеся традиции. Самое глав­ное: музыкантам есть где иг­рать и где записываться. В не­большой северной стране проводится целых 18 джазо­вых фестивалей! Календарь мероприятий национально­го или международного уров­ня настолько плотен, что ох­ватывает практически целый год. Есть фестивали, посвя­щенные исключительно со­временным течениям в джазе ("Тампере Джаз Хэппенинг"), есть фестивали традицион­ного джаза ("РускаСвинг"), но большинство фестивалей от­крыто всем направлениям, причем иногда и не только джазовым, например, ритм-энд-блюзу или латинской му­зыке. Среди них такие круп­ные джазовые форумы, как Международный джазовый фестиваль в Пори (проводит­ся обычно в июле), "Апрель­ский джаз" в Эспоо, "Турку Джаз" и другие. Ну а главным национальным смотром джа­зовых достижений являются "Финские национальные джа­зовые дни", обычно проводя­щиеся в ноябре попеременно в разных городах страны.

Если география фестивалей охватывает практически всю страну, то большинство фин­ских звукозаписывающих лэйблов сосредоточено в сто­лице. Исключение составля­ют, пожа­луй, лишь ос­нованная ги­таристом Никласом Винте­ром первоначаль­но для реализации только собственных проектов Abovoice Records в Турку и сущест­вующая уже почти трид­цать лет в Тампере компа­ния Rockadillo Records. Ее ос­нователь Тапио Корьюс сумел создать крепкую независи­мую компанию, не признаю­щую компромиссов и пользу­ющуюся большим авторите­том в сфере записей инстру­ментальной музыки.

В Хельсинки лэйблов зна­чительно больше, некоторые из них специализированы, как, например, Aito Records, занимающаяся, в основном, музыкой, лежащей между джазом и этно-музыкой, дру­гие записывают музыку раз­ных стилей. Особое внима­ние привлекает молодой лэйбл с громким именем Blue Note Finland / ЕМ1. Он осно­ван при активном содействии финского представительства концерна EMI и на сегодняш­ний день имеет в своем ката­логе три альбома финских джазовых музыкантов, вклю­чая уже упоминавшийся выше диск New Moods — New Sounds (2001 г.).

...Под скупым северным солнцем бережно и кропотли­во растят финны экзотичес­кий заокеанский фрукт под названием "джаз". И успехи их селекционной работы все оче­виднее с каждым годом. Джаз прижился на финской земле, пустил свои корни, дал при­чудливые образчики гибриди­зации с местной музыкальной флорой. И никто не считает его здесь чуждым финской культуре сорняком. В стране Сибелиуса места хватает всем.

Леонид АУСКЕРН



Jazz-Квадрат, №2/2003


авторы
Леонид АУСКЕРН
страна
Финляндия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела территории
30 лет назад открылся Рижский джаз-клуб Персидская Музыка - Страсть, замкнутая в сфере Швейцария - терра инкогнита? Швейцария - джазовая Терра Инкогнита
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com