nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Индийская классическая музыка на Real World

стиль:

Индийская классическая музыка на Real World
В самом конце восьмидесятых поклонники прогрессивной музыки были взволнованы выходом пластинки со звуковой дорожкой к фильму знаменитого режиссера Мартина Скорцезе "Последнее искушение Хрис­та" — звучавшая в наших умах музыка Питера Габриеля завораживала своими необычными для европейцев гармониями и ритмами, экзотиче­скими напевами и пронзительно-грустной и суровой атмосферой Ближ­него Востока. Все мы знали, что Passion стал первым альбомом, издан­ным основанной Питером Габриелем компанией Real World, но мало кто знал тогда, что в реализации этого проекта принимало участие множест­во музыкантов из различных стран мира, и большинство музыкальных образцов, послуживших источниками для Passion, были изданы отдель­ным альбомом Passion Sources, ставшим вторым в каталоге Real World.

Релизы Real World всегда были раритетом на пост-советском простран­стве, и мало кто знает, что компания выпустила около сотни альбомов традиционной и не очень традиционной музыки с этнической и фольк­лорной основой. То, что их авторами являются музыканты со всех оби­таемы* континентов, лишний раз подтверждает, что имя компании соот­ветствует внутреннему содержанию ее деятельности. Наряду с образца­ми музыки из различных уголков Африки, Азии, Европы и Америки ком­пания издала несколько великолепных альбомов индийской классичес­кой музыки. Первый из них назывался Shringar—он стал седьмым аль­бомом фирмы, это было в далеком t989 году. Индийская классическая музыка—это часть великой традиции, ее нелегко понять, она построена по другим законам и выражает другие эмоциональные состояния. Хочет­ся думать, что эти небольшие переводные очерки помогут лучше понять суть древнего искусства.

К SRIDHAR & К SHIVAKUMAR
Shringar

©4 (р) 1989 Real Wcxld Records
2tks/71 mins

Очень редкий дуэт представлен на этой коллекционной раритетной пла­стинке.

Сарод и скрипка — редкое сочета­ние для классической индийской му­зыки. В Индии сосуществуют две му­зыкальные традиции, две школы — северная Хиндустани и южная Карнатак. В основе этих традиций лежит одна базовая система, но манера ис­полнения, тип используемых инстру­ментов и исполняемые раги южной и северной школы совершенно раз­личны.

К. Шридхар и К. Шивакумар—бра­тья, двенадцатое поколение музы­кантов в своей семьи. Оба начали изучать южноиндийскую музыку в са­мом раннем возрасте, затем стали учениками знаменитого мастера се­верной школы Устада Зия Мохиуддина Дагара, специалиста в классичес­ком стиле Друпад Дхамар.

Шивакумар играет на скрипке, его брат Шридхар — на сароде.

Скрипка — западный инструмент, который за последние две сотни лет стал важной частью южноиндийской музыки, особенно в1 качестве акком­панемента при исполнении традици­онных вокальных пьес. Звучание и манера игры на скрипке в карнатакс­кой традиции сильно отличаются от западной.

Сарод — сложный североиндий­ский струнный инструмент типа сита­ра, немногие музыканты играют на нем. Дека и гриф сарода делаются из цельного куска тика или красного де­рева длиной около 120 сантиметров, дека обтягивается кожей, что делает инструмент исключительно чувстви­тельным к вибрации. Гриф сарода покрывается металлом, он безладовый (в отличие от ситара) и очень ши­рокий — понятно, что возможности звукоизвлечения и нюансировки по микротонам у сарода очень велики. Из 25-ти струн четыре используются собственно для мелодии, две — для ритма, четыре настраиваются на до­минирующие ноты исполняемой ра­ги, а остальные пятнадцать—это ре­зонирующие симпатические струны, позволяющие получать более бога­тое, насыщенное обертонами звуча­ние. Звук у сарода более мягкий и не такой яркий, чем у ситара, переходы между нотами более плавные.

На диске записаны две раги — редкая сложная рага Багешри и очень известная рага Бхайрави.

Рага Багешри первоначально на­зывалась Вак Ишвари — Богиня Ре­чи. Эта рага исполняется поздним ве­чером или ночью на полнолуние, имеет любовное, лиричное настрое­ние — это дуэт скрипки и сарода без участия какой-либо перкуссии. Она очень долгая — почти 50 минут, ее ис­полнение Шридхаром и Шивакумаром отличает некоторая жесткость, свойственная южноиндийской музы­ке.

Рага Бхайрави — очень известная и мелодичная рага, исполняемая обычно в конце представления. Обе раги были записаны на концертах, проходивших в рамках фестиваля WOMAD в1988 году.

Буклет диска содержит весьма ин­тересное короткое интервью с К. Шридхаром, в котором он рассказы­вает об индийской классической му­зыке и, на всякий случай, о ее связи с йогой...

Pandit Shiv Kumar Sharma
Sampradava

© &(p) 1999 Real Worid
3tks/67mins

Пандит Шив Кумар Шарма — один из величайших индийских музыкан­тов нашего времни. Он — кумир лю­бителей индийской классической му­зыки, один из великих мастеров, вне­сших огромный вклад в распростра­нение и популяризацию индийской классической музыки как внутри, так и за пределами Индии.

Он единолично поднял сантур — народный инст­румент, который в Индии был распро­странен только в долинах Кашмира, — на уровень общепринятого индий­ского классического инструмента.

Шив Кумар Шарма родился 13 ян­варя 1938 года в Кашмире. Почти­тельная приставка "пандит" перед его именем означает "ученый чело­век!1 — он родом из очень высокой (и очень известной) брахманической касты (вообще, слово "каста" — пор­тугальского происхождения, оно ма­ло приемлемо для Индии, где суще­ствует свой термин — "джати"). Готра (семья) Шарма — один из самых ува­жаемых брахманических родов, дав­ший Индии множество храмовых жрецов, прославленных ученых и ду­ховных учителей, принадлежать к та­кому роду — большая честь. С пяти лет Шив Кумар обучался пению, по­том, под опекой своего отца и гуру пандита Ума Датт Шарма, игре на та­ких классических инструментах, как скрипка, сарод, фисгармония и табла. Затем, в возрасте четырнадцати лет он взялся за сантур, поощряемый отцом, который сам в свое время изу­чил этот инструмент и понимал, на­сколько велик его потенциал.

Сантур — это трапециевидные цимбалы со 116-ю струнами, натянутыми попар­но. По ним ударяют специальными изогнутыми палочками, сделанными из твердых пород дерева. У этого ин­струмента есть свое название на сан­скрите — "шататантри вина" (или "стострунная вина"), которое позд­нее было заменено его персидским именем — "сантур". Неизвестно, где раньше появился этот инструмент — в Индии или в Персии; вообще, по­добные инструменты есть у боль­шинства народов Европы, на Ближ­нем Востоке и в Китае. Шив Кумар Шарма несколько модифицировал инструмент, сделав его более подхо­дящим для собственной манеры иг­ры — он увеличил число мостов, по­лучив более широкий диапазон и большее пространство для плавного "meend" (скользящего звука между двумя нотами), и успешно изменил структурную конфигурацию струн, увеличив точность воспроизведения отдельных нот, подняв, таким обра­зом, сантур на один уровень с други­ми классическими североиндийски­ми инструментами.

Свой первый концерт Шив Кумар Шарма дал в 1955 году, первая плас­тинка с записью его музыки была из­дана в 1960. Он очень, очень знаме­нит — число его записей в Индии ис­числяется, я думаю, сотнями. За по­следние три десятилетия Шив Кумар основал свою линию ученической преемственности, куда входит и его сын Рахул (Rahul), который на этой пластине играет на втором сантуре — это дуэт двух мастеров (по-индийски jugalbandi). Традиция передачи знаний от учителя к ученику сущест­вует в Индии в течение многих столе­тий, и такие линии называются Sampradaya — это слово и стало на­званием этого альбома. Записанная на нем рага Janasammohinl состоит из трех частей и относится к новым рагам, сочиненным самим Шив Кумаром Шарма. Это спокойная и безмя­тежная вечерняя рага: склоняющее­ся к закату солнце, прозрачный воз­дух и далекие горы на горизонте... Легкий, прозрачный, мерцающий звук сантура сопровождается вирту­озными ритмами таблы Шафат Ах­мет Хана (Shafaat Ahmet Khan) и едва слышным пением тамбуры Манорамы Шарма (Manorama Sharma). Пре­восходная по качеству запись была сделана на студии Real World в 1998 году.

Gopal Shankar Mishra
Out Of Stilness

©&(p)2000 Real Wodd Records
5tks/60mlns

"Вина — это как океан..." Гопал Шанкар Мишра

Если верить индусским мифам, вина — самый древний струнный ин­струмент во Вселенной. Творец, че- тырехпикий Господь Брахма медити­ровал под звуки вины прежде, чем со­творить мир... Вина также связана с его шакти — женской ипостасью, бо­гиней мудрости и знания Сарасвати. Это действительно очень древний инструмент — все остальные индий­ские струнные инструменты (такие как сарод, ситар или сурбахар) про­изошли от нее.

Существует несколько видов ви­ны. Наиболее мелодичный сохра­нился на юге Индии — голос южноин­дийской вины так гибок, сладок и пе­вуч, что с ним не может сравниться ни один инструмент в мире! Другой рас­пространенный вид вины — это рудра вина, согласно мифологии она принадлежит Господу Шиве, покро­вителю мистиков и йогов, нй также и божеству разрушения. Голос рудра вины грозен и строг, он занимает ни­жний регистр, и хотя рудра вина — безладовый инструмент, по-видимо­му, именно от нее произошел ситар... Существует еще одна разновидность вины — вичитра вина, то есть "осо­бая, специальная" вина. Она занима­ет как бы промежуточное положение между южноиндийской и рудра виной — ее голос хотя и гибок, но строг, од­нако и не так низок, как у рудра вины. Это инструмент с широким безладовым грифом (dand), закрепленным на двух тыквах гуиро, которые явля­ются резонаторами — и гриф, и резо­наторы богато украшаются резьбой и инкрустациями.

Как и все остальные виды вины, вичитра вина имеет четы­ре главные струны, кроме них имеет­ся ляп» дополнительных струн (chiNaiie), которые создают эффект фонового звучания (их не зажимают, а просто трогают мизинцем) и три­надцати резонансных струн, настро­енных в соответствии с нотами ис­полняемой раги. Музыкант играет специальным плектром (mlzrab), и не одним, а двумя. — они надеваются на средний и указательный пальцы пра­вой руки, ими перебирают струны. Струны зажимают специальным стекпяным шаром (как на слайд-гита­ре), для лучшего Скольжения струны предварительно смазывают оливко­вым или топленым сливочным мас­лом — получается очень плавный звук, а так как рсстояние между дву­мя нотами довольно велико (до шес­ти сантиметров), то музыкант мажет свободно работать с микротонами.

На Out Of Stillness вы можете услышать голос вичитра-вины, поющей в руках одного из самых выдающихся мастеров этого редкого инструмента Гопал Шанкар Мишры. Родом из Канпура (1957), он был воспитан своим отцом и гуру доктором Лалмани Мишрой, который также был выдающимся музыкантом (до двенадцатилетнего возраста он обучался пению а стилях "друпад" и "кхаял", а затем играл на табле, ситаре и вичитра вине) и композитором, писавшим музыку для танцевальной группы Улай Шанкара (брата Раей Шанкара). Он был деканом одного их факультетов Бенаресского Индусского Университета и относительно рано умер.

Гопал Шанкар Мишра с четырехлетнего возраста изучал вокальную музыку и ситар, а в пятнадцать начал заниматься с вичитра-виной.Ему пришлось долго упрашивать отца, пока тот согласился давать ему уроки игры на вине. Когда отец умер, его привязанность к вине возросла - он чувствовал себя ближе к отцу, играя на его любимом инструменте...

В возрасте 22-х лет он стал лектором в Бенаресском Университете, а затем получил степень Доктора Музыки по специальности ситар. Он вошел в элиту индийских классических музыкантов, давал много концертов, делал много записей и обучал много учеников. Он гастролировал по Индии, США и Европе, пока, наконец, не получил приглашение приехать в Великобританию для записи музыки совместно с Ананда Шанкаром (сыном Удай Шанкара) и его группой State Of Bengal - это случилось летом 1999 года.

Тогда, посяв успешно­го выступления ив WOMAO фестивале. Гопал Шанкар Мишра и записал этот свой сольный диск на студии Real Wortd. Стояла пресрасная лвтняя погода, музыканты вместе с дру­зьям отдыхали и развлекались... Сельская местность, казалось, дрем­лет... и из безмолвия рождались звуки этой великолепной музыки...

Неделей позже в Бхопале, на концерте памяти его отца, Гопал Шанкар Мишра умер...

На этом альбоме представлена запись двух классических раг, состоящая из четырех частей - длинной полуночной раги Дарбери Канхра и очень известной короткой и мелодичной раги Мишра Пилу.

"Индийская музыка - вечное искусство. У нее нет возраста. нет "вчера" и нет "завтра", подобно тому, как нет старых рек, старых морей или старого ветра
Рагхава Р. Менон

Андрей Печкарев

Jazz-Квадрат, №6/2001







авторы
Андрей ПЕЧКАРЕВ
музыкальный стиль
индийская музыка
страна
Индия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела территории
Финляндия - Джаз в стране Сибелиуса Петербург - джазовые клубы Москва - джазовые клубы Америка - Джазовая жизнь в больших городах
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com