Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. Это уже четвертое его появление на российской земле.
В предыдущие годы на сцены Москвы и Питера выходили представители соул-блюза, чикагской и нью-йоркской школ... Приезжали и просто исполнители, играющие блюз в собственной интерпретации. Среди гостей фестиваля были такие мировые легенды, как Long John Hunter, The Holmes Brothers, Otis Taylor и другие. В этом году — Louisiana Red, С. J. Chenier и Lil' Ed & The Blues Imperials.
Программа фестиваля была рассчитана следующим образом: три вечера — 5,6 и 7 ноября пиво и блюз царили в Москве (в УСЗ "Дружба" в "Лужниках", поскольку в прошлые годы зал МДМ не мог вместить всех желающих), 9 ноября — в Ростове-на-Дону, а 11 ноября — в Санкт-Петербурге (большой зал Дворца спорта "Юбилейный")
Как видим, на этот раз фестиваль "зацепил" и столицу Южного Федерального. Но не потому, что организаторы наслышаны о горячей ростовской публике или "местные" подсуетились. Просто, в России открылось 3-е по счету отделение пивоварни Efes Pilsener. И располагается оно в Ростове-на-Дону, что имеет самое непосредственное отношение к блюзу.
Все ростовское пив-блюз- действо расположилось во Дворце спорта. Почти на шесть часов вместительная арена спортивного комплекса превратилась в пивную, на сцене которой неистовствовали три американские команды.
Концерту предшествовала небольшая пресс-конференция. Чисто по-русски, она началась на полчала позже. А сами блюзмены появились спустя еще минут 10 (научились у наших). За это время московский представитель Efes Pilsener Blues Festival Ольга рассказала, что блюз и пиво — близнецы-братья, а снимать разрешается только по три композиции каждого коллектива. Затем вышли американцы. Луизиана Ред говорил мало, Шенье вообще молчал, лишь изредка поблескивая ослепительной золотой (в полном смысле слова) улыбкой. В основном говорил Эд — и при этом он ни на секунду не переставал жевать. Все было мило, спокойно и закончилось бесплатным пивом для прессы и автографами для пришедших заранее.
Ростовский концерт вел известный рок-н-ролльщик Виталий Хачкинаев (для сравнения, Питерским руководил Фейертаг!), а в народе — просто "Bill The Сгаzу Man". В свое время Виталий исколесил весь бывший СССР в погоне за джаз-блюз-рок-концертами гастролеров. Он же встречал блюзменов в аэропорту, он же повез "желающих отужинать" в ресторан "Хад-Дон". Он же предложил ничего не подозревающим музыкантам "рояль в кустах" в виде ростовских команд "Cool Cats" и "Revolation". Что потом было — трудно передать словами. Нечто аналогичное я уже видела во время мартовского ужина "Deep Purple". Когда далеко не юные британцы оглушительно свистели в четыре пальца, слушая в исполнении ростовской группы "DAO" собственную "Smoke On The Water". А потом и сами схватились за инструменты.
И на этот раз шума и восторгов было не меньше. К сожалению, не все американцы смогли оценить изобретательность российских музыкантов. К примеру, Луизиана Ред очень устал после полета, "видно, ноют старые раны времен корейской войны", — сказал он потом в беседе. Но присутствующие "молодые" сошлись в колоссальном джеме, из которого "выходили" медленно, печально и с большим трудом.
Итак, — свершилось великое событие: блюз-фестиваль на донской земле. Первым вышел Луизиана Ред (настоящее имя Иверсон Минтер, и живет он уже не в Америке, а скоро 30 лет как в Германии). Познакомившись с его биографией, сразу становится ясно, почему Ред выбрал именно блюз. Акустическая гитара (спустя пару композиций ее сменила слайд-гитара), хриплый, даже надтреснутый голос. Действительно — "блюз во плоти". Самый настоящий, классический, к которому мы привыкли по записям старых мастеров: три аккорда и очень простенькие филлы (инструментальные вставки). Иногда было невозможно определить размер такта, что также указывает на любовь Реда к ранним архаическим формам. Вверх тут же взлетели зажженные спички и зажигалки, а весь зал стал мерно покачиваться, как под гипнозом. Между прочим, Луизиана Ред первым в блюзовой индустрии выиграл W.C. Handy Award как лучший артист года. Это случилось еще в 1983 году. Уже потом были В.В. King, Stevie Ray Vaughan, Willie Nelson...
Реда сменил Си Джей Шенье. Пока он надевал "балдони" (аккордеон), а бэк-вокалист — модифицированную для концертных выступлений стиральную доску (эдакий кантри-антураж), зал затих в ожидании. А с первыми же звуками — тут же пустился в пляс.
Американские журналисты окрестили Шенье "Наследным принцем Луизианского блюза". На принца он действительно очень ПОХОЖ: высокий, стройный, гордая осанка, много золота на руках. А вот поет он "зайдиго" — так называемый "блюз луизианских болот". Не знаю, кому как, а для меня это было полнейшей неожиданностью: эдакая французско-американская смесь кантри, блюза и зарождающегося джаза. В свое время Би Би Кинг сказал: "блюз — это джаз, получивший высшее образование". Слушая Шенье, об этом и не вспомнишь. Самое настоящее забавное и веселенькое "детство".
Завершал фестивальную программу сумасшедший и неуправляемый "Малыш" Эд Уильям. Он уже появлялся на сцене в качестве барабанщика Реда. А теперь он вышел как гитарист команды "The Blues Imperials". Свой первый состав он собрал еще в 1975. Потом музыканты как-то "рассыпались", иногда собираясь для записи CD. А в 1998 году Эд повторил попытку реформировать коллектив для выездных концертов. И весьма удачно.
"Мы зажигаем, как никогда, говорит Эд, — и мы хотим ездить по гастролям, и нам нравится эта безумная жизнь". Летом 1999 года они выступали на блюзовом фестивале в Чикаго перед сотней тысяч восторженных фанатов. Публика вопила, прыгала и танцевала. Особый восторг вызвал "выезд" Эда в публику на плечах гитариста Майка Джерета. Нечто аналогичное было и здесь, хотя до такого не дошло. "Секьюрити" не успевали оттаскивать разогретых пивом, буги-джазом и экзальтированным Эдом поклонников. Кто-то активно пробовал сменять свою черную кожаную кепку на красный тюрбан Эда. И еще долго не отпускали музыкантов со сцены.
Ну что ж, теперь и в Ростове ноябрьские праздники будут вспоминаться не только в связи с октябрьской революцией 'или днями единения, но и как замечательная возможность послушать настоящий американский блюз!
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...