nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Birstonas в 13-й раз

стиль:

Birstonas в 13-й раз
<o:lock v:ext="edit" aspectratio="t"> </o:lock> Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на большую белую стену. На вечерних концертах входных билетов порой продавалось до 200 штук, так что и в фойе тогда было не протолкнуться. Поговаривают, что на один из концертов пожелал приехать из Вильнюса высокий министерский чин. Так вот, даже для него билета вроде как и не нашлось...

Именно в такой возбужденной атмосфере и проходил уже 13-й по счету фестиваль в Бирштонасе. Несомненно, у него уже давно сложились прочные тра­диции, наиболее яркой из кото­рых я назвал бы мощный показ молодых исполнительских сил прежде всего из Литвы. В этой стране, которая еще в начале 80-х прошлого века заложила проч­ный фундамент многоступен­чатой системы подготовки му­зыкантов, в том числе и в облас­ти джаза, сегодня уже есть что показать. Если 20 лет назад Пятрас Вишняускас, как и многие другие, кого сегодня со всем на то основанием называют лиде­рами литовского джаза, высту­пал в составе ученического ор­кестра Литовской академии му­зыки под руководством Влади­мира Чекасина, то на этом фес­тивале уже сам Пятрас вывел на сцену целый бэнд тех, кого в той или иной мере можно называть его учениками.

В целом программа фести­валя, опять же по традиции, была очень насыщенной и плотной: три дня — шесть кон­цертов. Естественно, выдер­жать столь сильную порцию музыкального удовольствия, отслушать все полностью бы­ло практически невозможно, а посему ниже я поделюсь свои­ми впечатлениями о выступле­ниях тех коллективов, кото­рых удалось видеть, а иногда лишь слышать, стоя на балконе чуть ли не на одной ноге.

Вокальная группа JAZZ LAND под управлением Артураса Новикаса существует с 1987 года, являясь сегодня ве­дущим коллективом литов­ского вокального джаза. Не знаю, что-то мне этот коллек­тив никак "не зашел", хотя к чи­стоте исполнения придраться невозможно. Видимо, здесь вся штука — в плоскости темб­ров: временами коллектив зву­чал резковато, теряя при этом насыщенность, мясистость звучания. Впрочем, фестиваль только начинался, литовского пива было испробовано не­много, поэтому на второй день выход того же Артураса Новикаса с другим составом — группой JAZZ ISLAND показал­ся совершенно иным. Судя по возрасту вокалистов, это не­что вроде студии основной группы. Так вот, этот "Остров" был куда более раскрепощен­ным, веселым, хотя, конечно же, и более суматошным. Но очень заводные исполнители, возраст которых — где-то от 16 до 20. В репертуаре — бук­вально все: стандарты, свинговые темы, полно латины, еще чего-то, включая чуть ли не рэп. Кстати, группа приглаше­на в этом году на фестиваль в Монтрё. Существует коллек­тив с 1991 года, нынешний его состав — уже третье поколе­ние обитателей "Осторова".

В первый же вечер играли не­знакомцы с Украины — трио Родион Иванов (фортепиано), Максим Гладецкий (контрабас), Валерий Волков (барабаны). Честно говоря, очень приятное оказалось знакомство! Играют музыканты в основном темы, следует полагать, лидера трио— пианиста Родиона Иванова. Иг­рают просто и густо. Сами темы ничуть не сложны, они очень напевны, мелодичны, исполне­ние выдержано в классическом стиле фортепианного трио без всяких там терзаний внутрен­ностей рояля, истязаний кон­трабаса да шумных соло на ба- рабанном железе. Главное—му­зыканты никуда не спешат, что лично для меня в последнее вре­мя становится чуть ли не самым важным фактором, что в джазе, что в блюзе. Вспоминается фут­больный комментатор Нико­лай Озеров, который изрекал немало перлов, но один из них запомнился: "Спешка ведет к потере мяча". Еще бы! Не только мяча... Суета, часто выдаваемая за показ чего-то нового, ориги­нального, в конце концов суе­той и заканчивается. Украин­ское же трио делает свое дело умело и достойно. Да, вполне традиционно, да, для кого-то и скучно. Но прелесть фестиваля в Бирштонасе в том, что здесь всегда найдется что-то на лю­бой вкус. Так что если не нравит­ся, можно выйти и хлебнуть бо­кальчик "Швитуриса". Пиво, располагающее к нахождению общего языка.

На следующий день поспе­шил на выступление объяв­ленного проекта известного мастера поиграть и погово­рить, педагога и пианиста Оле­га Молокоедова, под ориги­нальным названием "Студио- 5". Подумалось: ну, сейчас бу­дет "протянута собака" по всей сцене, вдоль и поперек! Ничего подобного! "Собака" если и подала голос. то скромно. А все потому, что на сцене главную роль играпи музыканты, которые до "собаки" еще не доросли. Рядом с опытными Молокоедовым и Владиславом Бор­тковским (бас) — его сын Дамианас (фортеепиано), ученик шестого класса музыкальной школы им. Дварионаса, Паулюс Андерсонас (перкуссия, барабаны) — ученик третьего класса той же школы и Мариус Алекса (барабаны), также еще очень молодой музыкант, к слову. — стипендиат фонда Растроповича именно по джазовой специализации, а то,что и как преподает молодым Олег Павлович, было вполне понятно. Началось все с классики, как и положено, но позже учитель начал соблазнять молодых всяческими "собачьими" штучками. демонов гонял трубой. Самое интересное, что молодежь помогала ему в этом вполне осознанно, а во всем была музыка. Олег Павлович признал, что рассчитывает вырастить из Дамианаса и Паулюса именно профессио­налов своего дела, а не просто музыкантов.

У Пятраса Вишняускаса, чув­ствуется, иной подход в педаго­гическому процессу: его вы­ступление с бэндом студентов Литовской академии музыки строилось на достаточно стро­гом следовании классике. Мо­лодежь старательно исполняла отведенные учебным планом соло, наставник демонстриро­вал опыт, но во всем этом ощу­щалось нечто такое солидное, отточенное, вполне зрелое не только как форма своеобразно­го зачета по специальности. В показе этом приняли участие и другие педагоги — мастера тромбона Скирмантас Саснаускас и трубы Валериус Рамошка.

Группа BALTIC ASTEROIDS состоит из литовских и амери­канских музыкантов. Собра­лась она как трио в Чикаго, где учился контрабасист Витис Нивинскас, потом разрослась до квинтета с участием быстро набирающего вес, и не только в Литве, саксофониста Янаса Максимовичуса. В исполне­нии этого интернационально­го квинтета прозвучала вполне интернациональная совре­менная музыка, которую при желании можно уложить в рус­ло эдакого пост-нео-бопа. Но, как мне показалось, в значи­тельной мере лишенной "изю­минки". Все было правильно, окрашено яркими соло, но на душу так и не легло.

Закрывал этот второй за день концерт квартет Артураса Анусаускаса. Этого пианиста мож­но называть романтиком ли­товского джазового фортепиа­но. Среди музыкантов квартета — опытный альт-саксофонист Александр Федотов и молодая ритм-группа: басист Евгениус Каневичус и барабанщик Дари­ус Рудис. Квартет представлял материал последнего альбома "Tylos puota" ("Пир тишины"). Собственно, в самом названии альбома отражен в значитель­ной мере и материал програм­мы: Анусаускас, как лидер квар­тета и автор практически всех пьес, любит поиграть с тиши­ной, любит насладиться каж­дым отдельно взятым звуком и делает это умело. При этом его позицию полностью разделя­ют участники группы.

Совместный литовско-эс­тонский квартет Дайнюса Пулаускаса-Лембита Саарсалу представил музыку, в которой загадок в целом не было. Главная роль в квартете была отведена Лембиту, который с годами своей манере не изменил. Звучала, как я понял, его авторская музыка — в общем хард-боп, который он исполнял еще в дуэте с Леонидом Винцкевичем. Солидно, здорово, но — скучновато. Музыка сверх наполненная, содержательная, продолжительные по времени, развернутые пьесы—это все же на любителя. То, что делает Лембит, ярко подтверждает: манера, вкус, стиль яркого музыканта с годами все же изменить очень сложно. Разве что техника у Лембита дико отшлифовалась, но он из числа именно тех музыкантов, которых можно угадать, не видя исполнителя. А это — большой плюс. На следующий день Лембит Саарсалу играл с бэндом Литовского радио и телевидения. И играл уже по-иному, не столь сложно, поскольку программу составляли стандарты. Правда, делал он это все равно по-своему, как умеет только он.

Наибольшее же потрясение от фестиваля в Бирштонасе осталось (не только у меня) от показа программы "Drum­ming" Владимира Тарасова. Сначала на сцене появились сам мэтр ударных и его 14-летний сын Петр. Исполнили они одну лишь пьеску. Петр очень старался, но, конечно же, все ударные дела у него еще впере­ди. А потом...

На сцену вышли четверо учеников Тарасова — Арвидас Иоффе, Аркадий Готесман, Гедиминас Лауринавичус и Да­риус Рудис. Началось такое!.. Пять полных "кухонь" создали такой спектакль, что зал про­сто затаил дыхание. Нет, гром­ко не было. Было очень вкусно. Как правило, Тарасов задавал тему, которую поначалу, как и положено в джазе, квинтет ис­полнял вместе. Затем наступал черед сольным импровизаци­ям, при этом кто-то неброско поддерживал солиста. В кон­це пьесы все повторно схо­дились в теме. И это не было бессмысленное грохота­ние, как кто-то может поду­мать. Это была настоящая музыка, разве что испол­ненная столь необычным словом.

После концерта Влади­мир Тарасов согласился, что, в принципе, при же­лании можно было вы­ставить еще пару от­личных барабанщиков (скажем, Линаса Буду), но возможности даже столь солидной фир­мы, как "UAB Muzikos Ekspresas", не бесконечны: по моим подсчетам, для подзвучки использовалось ну никак менее 40 микрофонов!

Сразу после выступления директор фестиваля Зигмас Вилейкис вручил Владимиру Тарасову главный (и единственный) приз фестиваля — небольшую скульптуру авторства Мариуса Петраускаса, изображавшую самого музыканта за работой.

Собственно, уже по этому, надеюсь, можно понять, сколь содержателен был фестиваль Из участников выступали еще и прекрасный Каунасский биг-бэнд под управлением Ромуальдаса Грабштаса, французский гитарист Марк Дюкре работавший с квинтетом TOXIKUM (Дания-Литва), в котором очень заметен был ученик Чекасина саксофонист Людас Моцкунас, канадско-латвийский квартет ВОТH ENDS, потрясающее шоу Чека­сина со студентами-вокалистами Академии музыки, квин­тет Янаса Максимовичуса.

А еще — несколько экспозиций джазовой фотографии, среди которых выделялись ра­боты Дайнюса Лабутиса; еже­вечерние (еженочные, точ­нее) сейшны; отлаженная годами организация фестиваля и гостеприимство.

То есть то, что можно было бы пожелать любому джаз-фе­стивалю.


Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ


Jazz-Квадрат, №3/2004


авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Литва
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2002 - 2004 года
31-ый Международный фестиваль джазовых пианистов в Калише (Польша) Kaunas Jazz 2003 29-й джазовый фестиваль Северного моря Vilnius Jazz' 2004 - Осень авангарда
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com