nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

"Джаз над Волгой" от "А" до "Я" - часть 2

"Джаз над Волгой" от "А" до "Я" - часть 2  День четвертый

Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь никого не пропустить и "вспомнить всех поименно". В пятницу первое отделение вновь делили хозяева: "Cutty Sark" гитариста Вячеслава Смирнова и "Overdrive Blues Band" вокалиста Сергея Кузнецова.

Первый квинтет был организован осенью 1996. Все его участники имеют профессиональное образование. Эти и многие другие качества послужили поводом к тому, что с момента открытия в Ярославле Джазового центра, коллектив стал одним из его базовых. А в 2001 они сделали программу,посвященную Дж.Колтрейну. Музыканты показали 4 композиции, в которых явно просматривались и фанк, и рок G-Scofiled "Everybody's Party", Bob Berg "Silverado"). Сам Вячеслав является еще и композитором. "У меня как-то сейчас пошли пьесы на букву "П" "Препятствие" (эта пьеса прозвучит в концерте), "Приближение", "Притяжение", — говорит он.

На смену джаз-року пришел блюзовый квинтет. Что тут скажешь? Название говорит само за себя: музыкантов интересует только блюз, но в самых разных стилях, включая джаз, рок, электро, фанк. Сами они так определили идею своего проекта: соединить накопленный десятилетиям джазовый опыт и страсть к блюзу.

Второй сет был отдан этно-джазу гитариста Тима Дорофеева "Восток-Север" (Архангельск). В составе коллектива — Джаваншир Казымов (тар, вокал), Ольга Ружникова (вокал, клавишные), Владимир Тетерин (бас), Олег Юданов (барабаны), Спартак Резицкий (перкуссия). В репертуаре — весьма необычный сплав джаза, азербайджанского мугама и северной песни. Благодаря этому возникает очень интересная "живая" (даже как бы одушевленная!) контрастная полифония, в которой участвует шесть самостоятельных тем-голосов. И все же нет фактурной плотности, все необычайно прозрачно и находится в постоянном движении.

Я, как завороженная, замерла под воздействием волшебных звуков, которые оказывали на меня чуть ли не психо­терапевтическое воздействие. Здесь важным было всё: и отраженный усилителями звук гитары (Тим ее подносил и особым образом поворачивал перед колонкой), и свистулька-соловей, и звучащая полая трубка, наполненная каким-то сыпучим веществом. Если я правильно помню, то она называется "rainmaker" (делающий дождь). Спартак Резицкий потом мне сказал, что есть целая серия аналогичных звуковых палочек: и ветерок, и морской прибой. Все действо напоминало удивительную "игру в звуки", в которой практически ничего не возможно было предугадать. Просто фантастика!!!

Тимофей Дорофеев — гитарист, композитор, руководитель ансамбля — музыкой занимался с детства: сначала барабаны, затем бас-гитара и фортепиано. Потом остановился на гитаре и в 1979 поступил в музыкальное училище (класс эстрадной гитары Александра Борисовича Богданова). Уже в училище создавал интересные экспериментальные коллективы, в которых играли и педагоги. Настоящий проект был создан осенью 2002. До этого был акустическое "Трио Импровизационной Музыки" (сокращенно "ТИМ"). Из авторских композиций наибо­лее интересны "Осень" (трехчастная пьеса), "Вальс", "Деревенская песня".

А как к вам попал Джаваншир?

Совершенно случайно. В Архангельске на Дне милиции мы выступали в одном концерте. Джаваншир родился в Азербайджанском селе Ханагах. Музыку любил с детства. Видя такое пристрастие старший брат взял мальчика в Баку. Первый инструмент — скрипка, потом — пианино. В 1988 закончил музыкальную школу и поступил в Бакинский Университет культуры и искусства (руководитель оркестра народных инструментов). В 1998 переехал в Архангельск и поступил в университет на юридический факультет. Сейчас работаю в милиции, звание — лейтенант.

Как вы решились на такой проект? Вроде к джазу вы раньше никакого отношения не имели?

Когда они мне предложили попробовать, я очень обрадовался. Поскольку это очень оригинально. И по духу это мне близко. А Тим вообще-то интересовался музыкой Вагифа Мустафа-заде и даже сочинил песню в память о нем.

В одной из композиций прозвучали интонации некогда популярной песни, которую исполнял Рашид Бейбутов "Я встретил девушку". Там буквально цитата из припева: "Ах, эта девушка меня с ума свела".

Эту песню я сочинил сам, а слова народные. Хотя я сам и музыку сочиняю, и слова. Собственных пьес более 10.

Вы певец или исполнитель на таре?

Я с детства играю на таре. А петь стал петь недавно. В этой команде я с сентября 2002.

Блюститель правопорядка и музыкант. Задумывались, как это будет вместе уживаться: милиция — это порядок и строгость, а джаз — импровизация и свобода.

Не могу сказать. Может быть, придется чем-то жертвовать. Но я больше отдаю предпочтение творчеству, хотя и не как работа, а скорее — для души.

...И заключительный аккорд фестивального дня — биг- бэнд п/у Михаила Радинского (Ростов-на-Дону). Оркестр, ведущий свою историю с 1978 года, уже бывал в Ярославле: в 1990 он принимал участие в конкурсе молодых джазовых исполнителей и стал лауреатом 1 премии. Кстати, тогда же коллектив привлек внимание зарубежных представителей и получил приглашение приехать в Финляндию для участия в Международном конкурсе молодежных биг- бэндов, где занял призовое II место. За последние три года музыканты выпустили три CD: "Есть только миг", "Старые друзья" и "Ветер перемен" (поет Сергей Апатенко).

В недрах оркестра есть несколько интересных малых составов. Но Михаил Радинский решил показать свое "последнее детище" — квартет "Леди-блюз". Очаровательные ростовские леди в таком темпе исполнили пьесу Ч.Кориа "Испания", что у слушателей буквально дух захватило. Все участницы квартета — ученицы Юлии Фроловой, которая и завершила выступление биг-бэнда.

Вечерний джем открыл оркестр училища культуры В.Во- робьева-В.Супруна (Ярославль) и квартет Сергея Бездетко (Рыбинск). И — до утра!

День пятый

Как уже говорилось ранее, в рамках ярославского джаз-марафона прошел и III Региональный конкурс-фестиваль детских джазовых коллективов и солистов "Музыкальный родник — детям". В указанном событии участвовали действительно юные, но не только джазмены. Решением жюри победитель конкурса, саксофонист Михаил Смета­нин (ансамбль "Вестники джаза") был рекомендован для участия в V Всероссийском конкурсе молодых джазовых исполнителей (г. Ростов-на-Дону). Далее — вновь Государственный концертный зал и вновь три отделения, по одному на каждый коллектив.

"Academic Band" тромбониста Николая Новичкова (Ульяновск). Он создан участниками Ульяновского государст­венного академического симфонического оркестра в 1984 . году. В программе — традиционный джаз, пьесы из репертуара Луи Армстронга и других ансамблей Новоорлеанского стиля. Музыканты собрались разные по возрасту. Есть среди них и "старожилы" из самого первого состава (сам Николай и трубач Вадим), а Алексей Кулик еще доучивается в консерватории. А "главный аранжировщик" (в помощниках Николай и Вадим) — кла­вишник и вокалист "а-ля Армстронг" Олег Зисер. Недавно в ансамбле появился еще один трубач — Владимир Ма­карьев, так что к кларнету- скандалисту верхнего регистра добавился еще один виртуоз-свистун.

, Музыканты объехали с гастролями практически все Поволжье, выступали в Кривом Роге и Москве. Первая зару­бежная поездка — фестиваль диксилендов в Дрездене (1989). Затем — Бренсон (Америка, штат Миссури). Кстати, после фестиваля в Ярославле они вновь едут по привычному маршруту в Бренсон, и это уже в четвертый раз. Так что здесь "Academic Band" в какой-то мере обкатывал свою американскую программу. В программе 14 композиций, в числе которых "On the Sunnyside", "I Love Jazz", "Georgia" и, — конечно же! — "Caravan".

...Ярославский квартет гитариста Юрия Тихомирова в составе: Андрей Мартыненко (клавишные), Владимир Кокуев (бас) и Сергей Шаров (ударные). Музыканты показали собственное видение известных джазовых пьес: "Таке Five" (D.Bruveck), "Footspriuce" (W.Shorter), "Lover Man" (R.Ramirez), "Meditations" (A.C.Jobim), "My Secret Love" (S.Fine), "Latin Lover" (J.Basko).

Последний сет был отдан ансамблю Владимира Данилина — Алексея Кузнецова (Москва). Здесь рассказывать о полученном удовольствии не просто бессмысленно, а даже невозможно. И в этом со мной солидарен Юра Тихо­миров: "О Данилине с Кузнецовым говорить — слов не хватит".

Да простят меня контрабасист Евгений Онищенко и барабанщик Игорь Игнатов, но я их практически не заметила. Все внимание — на уникальный дуэт аккордеона — гитары. Фантастические соло, немыслимые повороты музы­кальной мысли, постоянное ожидание "а куда сейчас" даже в хрестоматийном стандарте "Поезд "А". К концу сета я окончательно сорвала голос, а на балладе Т.Монка "Round Midnight" просто и молча умерла. И была безмерно благодарно "девушке в красном", чей сумасшедший визг грел мне сердце не только на концерте, но и последовавшем джеме.

День шестой

Вот и пришел он — ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ день. Не знаю, как другие, но я, если честно, и не заметила, как пролетела эта неделя. Все было настолько насыщено, разнообразно и интересно, что потерялось ощущение времени.

Последний день поделили трио ярославского саксофониста Алексея Терентьева и две питерские команды: квин­тет виртуознейшего трубача Ивана Васильева и темпераментный фанк "Лера Гехнер бэнд" (Гамбург — Санкт-Петербург).

Несколько слов о лидере ярославского трио. Музыкой Алексей начал заниматься в 4 года (пел в хоре мальчиков). Окончил ДМШ, затем московское училище и университет культуры (1997). Играл в биг- бэнде Вячеслава Тихонова, с музыкантами оркестра радио и телевидения Земли Гессен, басистом Карлом Джексоном из Нью-Йорка, с квартетом Дениса Баптиста из Англии ("Джазовая провинция 2000"). Год тому назад собрал трио, ориентированное на новые стандарты и хард-боп. Трио — традиционный состав. Казалось бы, что здесь можно сделать? И все же музыканты решили попробовать самые разные формы преподнесения композиции с элементами перфоманса. Одну пьесу начинает только саксофон. Причем, он и на сцене один. После достаточно продолжительного речитатива к нему присоединяется басист, затем барабанщик. В следующей композиции — иное вступление голосов. И вновь на сцене только один музыкант. Я бы сказала, очень уважительное и корректное преподнесение каждого исполнителя с привлечением к нему максимум внимания и пре­доставлением максимум возможностей "поговорить". К тому же — это лишнее подтверждение тому, что каждый в группе — солист.

Следующий сет — питерский квинтет из "Acoustic Band" трубача Ивана Васильева в составе: Юрий Богатырев (тенор-саксофон), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас), Алексей Черемизов (клавишник) и на барабанах Алексей Шихов. Вообще "Acoustic Band" — это десять питерских музыкантов, которые в 2002 году решили объединиться, чтобы играть акустическую музыку середины XX века: бибоп, хард-боп.

Из буклета я узнала, что тенорист — ученик Геннадия Гольштейна — лауреат конкурса молодых джазовых му­зыкантов, басист несколько лет прожил в Нью-Йорке (кстати, он сотрудничает и со следующей питерской коман­дой "Лера Гехнер бэнд"). Пианист обладает прекрасным чувством джаза, Алексей Шихов — самый приглашаемый в Питере барабанщик, а руководитель считается самым сильным трубачом северной столицы.

Мне чрезвычайно понравилось выступление — очень мощное и яркое. Конечно же, поразила потрясающие воз­можности и блестящая техника солиста. Есть у него что- то от исполнительского стиля "Диззи" (Гиллеспи) и "Фэтс" (Наварро). К тому же достаточно ощутимо влияние трубача Клиффорда Брауна: Ивану тоже "есть что сказать", хотя опыт только накапливается. Вероятно, Клиффорд является для питерского трубача главным ориентиром. По крайней мере, так позволяет думать репертуар, в котором пьесы и самого Клиффа, и его пианиста Ричи Пауэлла.

Завершающий аккорд фес­тиваля — "Лера Гехнер Бэнд" в составе: Алексей Попов (сак­софон), Алексей Никонов (клавишные), Алексей Дегуса­ров (гитара), Владимир Коль- цов-Крутов (контрабас) и Ни­колай Миронов (ударные). Лера Гехнер родилась в Ле­нинграде. Здесь же училась в институте театра, музыки и кинематографии. Работала в театре-студии "Кудесник", в театрах "Рок-опера", "Синий мост"...С 1991 жила в Герма­нии. В 1998 уехала в Гамбург и добилась известности в мест­ных театрах и джаз-клубах, организовав проект "L.E.R.A." (рок, блюз, джазовые стандар­ты, регги). Выступала со мно­гими немецкими музыканта­ми, а также участвовала в шоу Владимира Чекасина (театр "Mon Martha").

В 2001 Лера вернулась в Рос­сию. Как пошутил ведущий концерта, "ее утомили горя­чие немецкие парни, и она ре­шила поработать со спокой­ными российскими музыкан­тами". Лера тут же собрала не­сколько ансамблей, чтобы ис­полнять современный джаз. Самым успешным оказалось сотрудничество с аранжиров­щиком и саксофонистом Алексеем Поповым, благодаря которому возникла фанк-шоу группа, завершившая всю фес­тивальную программу.Я этот коллектив видела уже второй раз, так что к ранее сказанному особенно и доба­вить нечего. Эффектно и зре­лищно.

Лера в течение программы несколько раз меняла имидж, используя чисто театральные приемы. Сначала, соответст­вуя выбранным композици­ям, это была кокетливая дев­чонка-чертенок (два хвости­ка и черные круглые очки). Потом очки куда-то перемес­тились, и перед нами оказа­лась серьезная девушка, вни­мательно и с каким-то удивле­нием глядящая нам в глаза. А под конец — исчезли и хвос­тики: перед нами была уже зрелая и крайне эмоциональ­ная женщина. И все это — в контексте репертуара.

Вечером, конечно же, джем. Самый последний, самый-са- мый, на котором уже все были братья и еще раз братья, а ус­тавших профессионалов спа­сали профессиональные лю­бители. Играли все! Под­тверждение тому — перед ва­ми. Я слышала, как один музы­кант говорил другому об игре Фейертага: "Надо же, дает: так просто и незамутненно, но как стильно!"

Моя любимая "девушка в красном" оглушительно виз­жала, Тихомиров переместил­ся к роялю (и весьма-весьма!!!), Ваня Васильев брал запредель­ные ноты. А все вместе — оглу­шительная феерия прощания с джаз-марафоном по имени "Джаз над Волгой 2003".

Ольга КОРЖОВА

Jazz-Квадрат, №3/2003


стиль
джаз
автор
Ольга КОРЖОВА
страна
Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2002 - 2004 года

  • стиль: джаз, джаз
26-28 марта 2004 года в московском доме композиторов прошел 1-й Московский фестиваль «ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА». По словам организатора и вдохновителя джаз-события народного артиста России Анатолия Кролла, в нем приняли участие только самые лучшие силы ...
  • стиль: джаз, джаз
И вновь любители живой музыки остались довольны: 9, 10, 11 апреля в Тольятти состоялся фестиваль, посвященный не одному стилю, и даже не культовой фигуре, а именно музыкальному инструменту. Какому? Вы догадаетесь, услышав название мероприятия – ...
  • стиль: джаз, джаз
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
  • стиль: джаз, джаз
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
  • стиль: джаз, джаз
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
  • стиль: джаз, джаз
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритян­ского пианиста и компози­тора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" нико­му не было известно. Но од­нажды, когда ансамбль Уиль­ямса играл в одном из чикаг­ских баров, какая-то леди по­дошла к ...
  • стиль: джаз, джаз
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напом­ню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного арти­ста России, лауреата Государ­ственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
  • стиль: блюз, блюз
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
  • стиль: блюз, блюз
Если джаз в России с недавних пор ассо­циируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 го­ду прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
  • стиль: джаз, джаз
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
  • стиль: джаз, джаз
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организа­цией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, са­мый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com