nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Charles Mingus Dynasty Band - Хранители наследия Мингуса

стиль:

Charles Mingus Dynasty Band - Хранители наследия Мингуса
На завершившемся в Юрма­ле музыкальном фестивале Summertime звучал и джаз. Публика, заполнившая кон­цертный зал «Дзинтари», впервые услышала леген­дарный Mingus Dynasty Band из США.

Чарльз Мингус - выдаю­щийся контрабасист, ком­позитор, один из новаторов в джазе. Разработанные им интереснейшие компози­ционные структуры, напол­ненные свободными им­провизациями музыкантов, предвосхитили появление фри-джаза.

После смерти Мингуса в 1979 году осталось множе­ство никогда им не испол­нявшихся партитур, неза­вершенных композиций, заботливо сохраненных вдовой музыканта Сыо Мин­гус. С целью исполнения произведенеий своего мужа и популяризации его имени Сью из семи ведущих нью- йоркских музыкантов соз­дала септет Mingus Dynasty Band. Ведь именно септет был последним составом в жизни Чарльза. За 28 лет сущсствования Dynasty объездил с концертами весь мир, принимая участие в крупнейших джазовых фестивалях, записывая диски.

За долгие годы в септете переиграло много извест­ных джазменов Нью-Йорка: трубач Рэнди Брекер, сак­софонист Джеймс Картер, пианист Дэйв Кикоски... (Между прочим, все трое в разное время выступали в Латвии.) Более десяти лет играют в Dynasty и два рос­сийских музыканта - трубач Александр Сипягин и кон­трабасист Борис Козлов. И этот факт особенно подог­ревает интерес публики к американскому' оркестру.

...И вот на на сцене Charles Mingus Dynasty Band. С первой композиции дух захватывает от острого, резкого звучания септета. Плотный, упругий ритм, блистательные импрови­зации трубача Александра Сипягина, тромбониста и вокалиста Фрэнка Лэйси, пианиста Джорджа Коллигэна, барабанщика Джонатана Блэйка... создают ощущение невероятно эмоциональ­ного накала. Несколько «в тени» держатся альт-саксо­фонист Абрахам Бэртон, тенор-саксофонист Дэнни МакКослин, контрабасист Джо Мартин. Исполняются исключительно темы Мин­гуса. Музыкальная ткань и аранжировки композиций, думаю, не столь просты и понятны курортной пуб­лике и на первых порах ей требуется приложить опре­деленное усилие для их вос­приятия. И, вероятно, для расслабления зала тонко и проникновенно исполняет балладу Джордж Коллигэн. И вновь на сцене бушуют страстн. На невероятную высоту забирается труба Си­пягина, не уследить за быст­ротой рук Блэйка и, кажется, ударная установка вот-вот рухнет, в постоянном движении эмоциональный Лэйси, и когда его тромбон уже не в состоянии передать все нахлынувшие на музы­канта чувства, Фрэнк голо­сом африканских предков переходит на неистовый скэт... Публика в восторге, и все завершается еще одной композицией Мингуса на «бис».

После концерта беседую с Александром Сипягиным.

Валерий Копман: Са­ша, расскажите о себе, как оказались в джазо­вых бандах Америки?

Александр Сипягин:Родился в Ярославле. В 12 лет играл в детском дикси­ленде, которым руководил замечательный педагог Владимир Сизов. В 1988-м году окончил джазовое от­деление Гнесинки и вско­ре уже играл с известными российскими джазовыми музыкантами - Игорем Бри­лем, Александром Осейчуком, Борисом Фрумкиным... Через два года, в 1990-м на международном конкурсе имени Монка в Вашингтоне стал одним из победителей и в качестве приза получил трубу из рук великого Клар­ка Терри. Этот успех в 2 3 года открыл мне дорогу в Мекку джаза - Нью-Йорк. За 17 лет жизни на родине джаза я пе­реиграл со многими извест­ными джазмэнами. Кроме сотрудничества с Dynasty выступаю, записываюсь и много гастролирую с дру­гими составами. Например, с оркестром контрабасиста Дэйва Холланда.

Вы вспомнили Вла­димира Сизова... В 1975 году детский диксиленд Владимира Сизова из Ярославля играл на от­крытии первого Рижско­го джаз-клуба. Публика в зале со слезами радости на глазах слушала яро­славских мальчишек. Становилось ясно - джаз жил, живет и будет жить. Растет молодая смена и есть кому продолжать... Вы, я думаю, не могли в тот год играть в этом дик­силенде?

Нет, конечно. Ведь мне то­гда было всего 8 лет.

Да, вот так на ярослав­ской земле начинался путь Саши Сипягина в «высшее общество» джа­за... Скажите, вы ведь се­годня играете и в других составах, носящих имя Мингуса? И как они соз­давались?

После того, как септет Dynasty удачно вышел на орбиту джаза, стал широ­ко известен, Сью Мингус создала еще и Mingus Big Band. И вновь она воплоти­ла в жизнь мечту мужа, ко­торый всегда хотел, чтобы его музыку играл большой оркестр. Вскоре появился и еще один состав из 10 музы­кантов - Mingus Orchestra. Но он стал совершенно иного звучания, более ка­мерный, в нем можно услы­шать валторну, фагот, бас- кларнет... Есть еще и самый большой бэнд из 31 музы­канта - Epitaph, руководи­мый Гюнтером Шуллером. Все эти оркестры представ­ляют Мингуса, как компо­зитора необычайно само­бытного, разнопланового в своих проявлениях. И во всех я принимаю участие.

Около 30 лет Dynasty исполняет композиции Мингуса. И вы из года в год повторяете их в кон­цертах?

Да, мы играет только Мин­гуса. Ведь им написано столь­ко великолепных компози­ций... Разумеется, есть темы, которые мы играем много лет, но поверьте, есть еще и прежде не исполнявшиеся.

Для концертов в Амери­ке и гастрольных турне у вас интересно формиру­ются составы оркестров. Каждое место может за­нять один из двух-трех джазмэнов, свободный на данный момент. Ска­жите, такой подход не сказывается на качестве игры оркестра?

Наоборот. Оркестры имени Мингуса состоят из занятых нью-йоркских му­зыкантов, хорошо знающих репертуар. Все они в отлич­ной форме - имеют свои со­ставы и постоянно играют в других проектах. Поэтому уровень всех оркестров дер­жится высоким. У Dynasty около 50 концертов в год. Кроме того, раз в неделю, по вторникам, выступаем в нью-йоркском джазовом клубе «Иридиум». И сегодня состав септета у нас несколь­ко изменен, к сожалению, не смог приехать Борис Коз­лов. В ближайшее время и я в септете играть не смогу - гастроли с оркестром Дэй­ва Холланда. А в сентябре у Dynasty концерты в России - в Москве, Ярославле, Ар­хангельске, на Соловках...

Вы часто выступаете на своей родине. Ваше мнение о российском джазе?

В течение года я обяза­тельно 2-3 раза играю в Рос­сии. Уровень российских джазмэнов очень вырос. Принимая участие в фес­тивалях, каждый раз пора­жаюсь появлению молодых талантливых музыкантов.

Скажите, а вы знакомы с латвийским джазом?

В Латвии я впервые. До отьезда в Америку слушал при­балтийских музыкантов на грампластинках: Чекасина, Вишняускаса... С латышски­ми музыкантами мог встре­титься осенью прошлого года на джазовом фестивале в Архангельске. Но разми­нулись. Когда мы приехали на фестиваль, джаз-оркесгр Mirage Гунapa Розенберга уже отправился домой.

Как складываются в оркестрах Мингуса ваши отношения с афро-аме­риканцами? И есть ли на ваш взгляд какое-либо преимущество в джазе у черных музыкантов?

У нас нормальные, друже­ские отношения. Все с уваже­нием относятся друг к другу. Сложнее было в Союзе, ведь к музыкантам старшего по­коления, которые вроде бы все знали о джазе и владели информацией о нем, было не подступиться. У афро­американских музыкантов, с которыми я общаюсь, нет никаких расовых проявле­ний, и они не замыкаются в своем кругу, чтобы никого туда не впускать. А о каком- то особом преимуществе черных музыкантов я, опять же, слышал только в Союзе. Ведь сколько сегодня в аме­риканском джазе черных музыкантов, столько и бе­лых. И все они помогали мне, молодому музыканту; когда я в 23 года оказался в Америке. Мне пришлось полностью переучиваться, все начинать с нуля, хотя и был у меня ди­плом об окончании джазо­вого отделения Гнесинки. И главное, мы не имитировали свинг, как у кого- то другого, а находили его в себе.

Интересно, для Dynasty, где сложнее играть - в Америке или в Европе?

В Америке играть легче. Публика нас знает и при­нимает очень хорошо. В ев­ропейских странах, тем бо­лее, где выступаем впервые, сложнее и потому ответст­веннее. Каждый раз волну­емся, как пройдет концерт, вдруг мы не понравимся публике... Потому стараемся играть от души, с полной от­дачей. Должен сказать, ваша публика сегодня слушала нас очень хорошо и прини­мала замечательно. Это от­метили все наши музыкан­ты. В таких случаях играть - одно удовольствие.

Как часто репетирует Dynasty?

Только тогда, когда появ­ляются новые аранжировки композиций Мингуса, при подготовке к записям диска, к гастролям или ответствен­ным концертам, например, в нью-йоркском Линкольн- Центре...

Как вы относитесь к итогам ежегодных опро­сов джазовых критиков в журнале Down Beat?

Серьезно я их не воспри­нимаю. Это скорее пособие для продюсеров и промоуте­ров, хотя какая-то доля прав­ды в них и есть. Но вот диски, которые они рекламируют, слушать невозможно.

Саша, скажите, когда вы оказались в Америке, вам не предлагали высо­кооплачиваемую работу в шоу-бизнесе, в рестора­нах?

Заявляю ответственно: для джазового музыканта подобная работа на сто про­центов тупик. Не ради денег я оказался в Америке. Джаз - состояние души, и это моя музыка. Главное, не разме­ниваясь на попсу, стремить­ся достигнуть в джазе дос­тойного исполнительского уровня, добиться признания профессиональным джазо­вым сообществом. На пер­вых порах, пока я вставал на нога в новой для меня стра­не, пришлось пройти через ресторан, свадьбы, вечерин­ки... В 1991 году, в одном из ресторанов Нью-Йорка, я играл в составе московского ансамбля «Мелодия» Бориса Фрумкина. Имея ангажемент на две недели, мы отработа­ли в ресгоране... 5 месяцев. Но все равно, я твердо знал и понимал - главное, пока молодой, надо вовремя из всего этого уйти. К сожа­лению, многие молодые и одаренные джазовые музы­канты пропадают в пучине поп-музыки.

В связи с чем в Америке сокращается количество биг-бэндов?

Все дело в экономике. Ко­гда во всех странах она идет вниз, то это сразу отражает­ся на джазе, и в первую оче­редь страдают биг-бэнды.

Насколько жизненно важна для американско­го джаза Европа?

Очень важна. Не знаю, гак бы он жил без Старого Све­та. Ведь американские му­зыканты значительное вре­мя проводят в европейских странах: концерты, джазо­вые фестивали, ангажемен­ты, работа по контрактам... К счастью, люди продолжают любить джаз.

Спасибо за беседу и до новой встречи.

Валерий КОПМАН

Jazz-Квадрат, №5/2007


авторы
Валерий КОПМАН
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Россия, США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с ансамблями
Alvin Atkinson &The Sounds Merchants Мирайф Karpatt - Шансон is (из) Karpatt ArtaSax
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com