nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Милан Свобода и интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд»

стиль:

Милан Свобода и интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд»
После очередного джаз-фестиваля в Ростове-на-Дону «Центр имени Кима Назаретова приглашает» Интернациональный биг-бэнд «Ростов – Дортмунд» (напомню, что он объединил джазмэнов муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова и джазовой академии Глена Бушманна) вновь появился в Германии, где дал несколько концертов и принял участие в Dortmund Monday Jazz Festival. На этот раз, помимо уже выступавших с оркестром тенориста Ондрея Штверачека (Чешская республика), пианиста Петера Беетса (Соединенное Королевство Нидерланды), трубача Района Карньо (США), флюгель-горниста Маттиаса Бергманна (Германия) и вокалистов Денниса Роуланда (США) и Диан Пративи (Индонезия), была приглашена команда тромбонистов из Чешской Республики во главе с композитором, пианистом и бэндлидером Миланом Свободой.

Милан Свобода – удивительнейшая личность. Это универсальный музыкант, которому подвластны чуть ли не все стили и жанры, вплоть до симфонического полотна Concerto Grosso (двойной концерт для скрипки, фортепиано и струнных). Милан окончил Пражскую консерваторию по классу органа, постиг мир музыкознания в Карловом университете, в Пражской Академии Музыки усовершенствовал навыки композиции, не миновал и знаменитой Berkeley College of Music (1984 год). Кстати, за время пребывания в Бостоне Милан собрал для концерта в Berkley Performance Center оркестр из студентов и профессионалов. Среди них Greg Hopkins, Paul Fontaine, Ken Pulling, Greg Badolato, Gordon Brisker и Aaron Scott. Концерт, состоящий преимущественно из композиций Свободы, был определен журналистами как «звездный», но выпущенный затем CD назвали почему-то более чем просто – The Boston Concert.

Милан играл со многими известными джазмэнами, такими как James Moody, Tony Lakatos, Aaron Scott, Phil Wilson, Sonny Constanzo, Victor Mendoza, Sigi Finkel, Jiří Stivín… Записал компакт-дисков, последний из которых на сегодня – Homage to J. Jezek (Rudolfinum Jazz Orchestra).

Карьера композитора началась в 1975 году с мюзикла The Knight of a Burning Pestle. За свою более чем 30-летнюю творческую жизнь (родился он в 1951 г.) Милан работал в самых разных областях: писал мюзиклы, балеты, песни, музыку к театральным постановкам, анимационным и телевизионным фильмам… По его собственным словам, ему интересно любое творчество, если за этим стоит не простая идея. Но главная его любовь – джаз.

Свой первый джаз-оркестр – Prague Big Band – Милан организовал в 1974 году, свой первый квартет – пятью годами позже. И все же до сих пор отдает явное предпочтение оркестру. На вопрос «почему?», пожал плечами: «А как же иначе, ведь здесь и палитра богаче, и больше простора для фантазий». В 90-х Милан возглавил достаточно успешный молодой джаз-оркестр Contraband, который стал вызовом своему времени. Коллектив выглядел более чем необычно: музыканты на сцене могли быть одеты как угодно, вплоть до маски для подводного плавания и карнавальных костюмов. Это было настоящее джаз-шоу, мастерски сыгранное высочайшими профессионалами. Многие авторские композиции Милана Свободы, написанные для Contraband’а, с удовольствием исполняются другими оркестрами, в том числе и Интернациональным биг-бэндом «Ростов – Дортмунд», к примеру – Hugs And Kisses («Объятия и поцелуи») или Tribute To G.E. (Посвящение Гилу Эвансу). Пьесы Свободы всегда оригинальны и самобытны. Ни одна не похожа на предыдущую. Причем, не повторяются не только жанры и формы, но и инструментовка: в каждой есть своя «изюминка», управляющая принципом распределения голосов и расстановкой акцентов. Наверное, поэтому для композитора не существует проблемы с названием пьес, коих более 30: сначала идея, потом ее музыкальное воплощение.

Ольга Коржова: Что для вас является определяющим при работе над пьесами для джаз-оркестра?

Милан Свобода: Прежде всего – интрига или авантюра, если угодно. Слушатель должен все время ждать, что же будет дальше. Скучно слушать музыку, в которой нет элемента неожиданности. А вот если вдруг сделать остановку, внезапно приглушить динамику или вывести на первый план непривычное тембровое сочетание – это нарушит инерцию восприятия. А значит, слушатель будет не только получать удовольствие от прекрасной игры музыкантов, но и еще сможет в концерте «работать» или «соучаствовать», что, кстати сказать, еще никогда никому не вредило.

Последний день пребывания Интернационального биг-бэнда в Германии совпал с записанным на диск джаз-фестивалем,в котором приняли участие Milan Svoboda Sextet, New Centropezn Jazz Quartet, European Trom-bone Quartet, Holger Weber Quartet, Andrew Krasilnikov Quar-tet (специальный гость Ондрей Штверачек) и Uwe Plath – Ryan Carniuax Quintet (специальный гость Диан Пративи).

Ольга КОРЖОВА

Jazz- Квадрат, №1/2008


авторы
Ольга КОРЖОВА
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Чехия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры
Астор Пьяццола - El Gran Ástor Stan Kenton - Музыкант, устремленный в будущее Мир без Долгова Ивар Мазурс - Вся жизнь в ритмах джаза
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com