nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Иосиф Вайнштейн - близкие радости

Иосиф Вайнштейн - близкие радости  "Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..."

Когда над страною гудели метели,
Мы все из Вайнштейновской вышли шинели.
Под этой шинелью скрывался не раз
От выпадов злобных прекраснейший джаз.
Борис Гершт

Эти строки были использованы в оформлении пригласительного билета на юбилейный вечер, посвященный 80–летию одного из старейших мэтров отечественного джаза, руководителя знаменитого биг–бэнда Иосифа Владимировича Вайнштейна. Но сыновей вайнштейновского полка можно было увидеть задолго до юбилейных торжеств. Как и некогда, единой музыкальной семьей, они собрались у прилетного терминала аэропорта "Пулково–2" в день прибытия на родину их бывшего руководителя, который последние шестнадцать лет живет в Канаде. Толпа встречающих вызывала нездоровый интерес у несведущего народа. Еще бы — большая группа немолодых уже людей с портретами, транспарантами и музыкальными инструментами. В ожидании виновника торжества несколько усеченный биг–бэнд Юрия Ильина репетировал музыкальное приветствие, группа под руководством Геннадия Гольштейна разворачивала лозунги "Нет джаза без Вайнштейна" и "Спасибо Канаде за 80–летие "Дяди"" ("Дядей" звали шефа музыканты его оркестра), Владимир Фейертаг давал интервью кстати оказавшемуся здесь же телевидению.

И вот свершилось то, во что до конца не мог поверить никто из присутствующих — бережно поддерживаемый под руки своими учениками, Иосиф Вайнштейн вышел к встречающим. Оркестр заиграл "Stardust", маэстро прослезился. Объятия, приветствия... Встреча была очень трогательной. Иосиф Владимирович прилетел в Петербург вместе со своей женой Нинель, день рождения которой совпал с днем приезда в родной город. Нинель Федоровна и Иосиф Владимирович вместе уже 55 лет. Она — его муза, ангел–хранитель и биограф. Название написанной ей и изданной в Торонто в 1997 году книги говорит само за себя — "Ленинградская симфония о 52 годах, прожитых в любви, борьбе и музыке". Заглянем в эту книгу, чтобы освежить в памяти этапы жизненного пути Иосифа Вайнштейна.

Родился Иосиф на Украине, в г. Белая Церковь, а в 1931 году семья приехала в Ленинград, где юный Ося разу же стал учиться музыке. И не зря в эпиграфе шла речь о шинели, ведь свою музыкальную карьеру Иосиф Вайнштейн начал... на крейсере "Аврора", где, будучи на действительной военной службе, состоял матросом–трубачом музыкальной команды. В 1937 году он поступил в училище им. Мусоргского и уже в 1938 создал свой джаз–оркестр, с которым выступал на танцах в гостинице "Европейская". Начало войны Вайнштейн встретил в окопах под Невской Дубровкой, но в 1942 году он становится капельмейстером военного оркестра в Кронштадте, а в начале 1945 года — военным дирижером оркестра ВВС Балтийского флота в г. Таллинне. После демобилизации, вернувшись к своей работе в "Европейской", создает новый джаз–оркестр. Но не стоит думать, что все в жизни нашего героя складывалось удачно. Совершенно неожиданно Иосифа Вайнштейна вновь призывают на военную службу. Дело, судя по всему, не обошлось без участия людей, которым поперек горла стоял его успех. Иосиф Владимирович становится дирижером оркестра Нахимовского училища, которым руководит с большим успехом, даже получая очередные воинские звания. Однако в покое его не оставили, и в 1952 году по сфабрикованному обвинению он оказывается сначала в "Крестах", а потом и в лагере, где проводит 2,5 года. Сколько пришлось перенести за эти годы Иосифу Вайнштейну и его семье, знают только они, и это может быть темой отдельного повествования. Но заключение не сломило неукротимую силу воли музыканта. Он нашел в себе силы подняться и снова вернуться к любимому делу. В 1955 году на базе Ленгосэстрады создается новый джаз–оркестр, который выступает в различных Дворцах культуры Ленинграда: ДК 1–й Пятилетки, ДК Ленсовета и ДК им.Горького.

В 1958 году начинается новая эра оркестра Вайнштейна. Почти полностью меняется состав и репертуар. Именно в те "золотые" для оркестра годы (конец 50–х — начало 60–х) в его составе последовательно появляются такие музыканты, как Жорж Фридман, Геннадий Гольштейн, Константин Носов, Алексей Канунников, Игорь Петренко, Фридрих Запольский, Давид Голощекин, Ярослав Янса, Станислав Стрельцов, Валерий Милевский — этот список можно продолжать. А ведь взять на работу многих из этих людей в то время требовало немалого гражданского мужества. Именно про этот период написал много позже Сергей Мелещенко в поздравлении к 60–летию Иосифа Вайнштейна следующие строки:

Цензурные рассеяв тучи,
Он в исторический момент
Однажды сгреб джазменов в кучу
И дал названье ей "биг–бэнд".

Большую часть обновленного репертуара оркестра составляла настоящая джазовая музыка в инструментовках ведущих солистов оркестра. Признанным лидером коллектива стал Геннадий Гольштейн, он же выполнял функции концертмейстера оркестра. Популярность бэнда росла стремительно. Люди приходили не только танцевать, но и слушать музыку. Билеты раскупались сразу же после открытия кассы. Это был период взлета. В 1959 году на фирме "Мелодия" вышла первая пластинка биг–бэнда. В обход существующих тогда правил, чтобы записать на пластинку американскую музыку, приходилось изменять названия и авторов композиций. Так, например, Стэн Кентон (Stan Kenton) стал Станиславом Канецким, а "American Patrol" — "Дозорным". А оркестр продолжал жить своей жизнью: менялись музыканты (в оркестр пришли саксофонист Всеволод Левенштейн и тромбонист–виртуоз Александр Морозов), за взлетами следовали закономерные падения. В 1962 году после выступления на пленуме Союза композиторов последовала разгромная статья в газете "Правда".
Дальше все пошло по советской системе, и оркестр был буквально вынужден уйти в подполье. Однако он очень скоро возродился при поддержке А. Петрова, Л. Утесова, А. Эшпая, А. Колкера и руководителей Ленконцерта. Тогда же, в начале 60–х годов, судьба свела оркестр с музыковедом В. Б. Фейертагом, вместе с которым был организован целый цикл лекций–концертов о джазе. В 1968 году оркестр перешел на гастрольный режим работы, который продолжался до 1975 года. Сотни городов от Мурманска до Дальнего Востока, Украина, Белоруссия, Грузия, Крым, Прибалтика и Средняя Азия восторженно принимали музыкантов:

Вайнштейн по городам и весям
Везет аншлаг, несет анонс:
Он — наш советский Каунт Бейси
И Вуди Герман и Тэд Джонс.

Но гастрольная жизнь — тяжелый труд. Руководитель коллектива из 44 человек, у каждого из которых свой характер и своя жизнь, несет огромную ответственность. К окончанию гастрольного периода оркестра за плечами у его руководителя был не только всенародный успех, но и два инфаркта.

Последним творческим детищем Вайнштейна в нашей стране стало создание на базе большого джаз–оркестра варьете в гостинице "Ленинград". В этот период у него играли Олег Кувайцев и Владислав Панкевич (ныне "Ленинградский диксиленд"), Михаил Костюшкин. Но здоровье руководителя продолжало ухудшаться, последовал третий, а затем и четвертый инфаркты. И тогда было принято нелегкое решение об отъезде. Дочь Иосифа и Нинель Вайнштейнов эмигрировала в Канаду еще в 1975 году и давно и настойчиво звала родителей к себе. Во имя сохранения жизни тяжелобольного Иосифа Владимировича было принято решение ехать. И оно было оправдано. Сразу же по приезде была сделана операция на сердце, которая спасла жизнь этого замечательного человека. "Канада дала нам королевскую старость", — говорит Нинель Вайнштейн, и, наверное, она права.

Однако ностальгия сопровождает любого человека вдали от родины. А тем более человека, прожившего в родной стране такую богатую событиями жизнь. И, как следствие ностальгии, у супругов Вайнштейнов возникла мысль о праздновании 80–летия Иосифа Владимировича в родном Ленинграде. Осенью прошлого года, узнав о концертах Давида Голощекина в Нью–Йорке, Иосиф Владимирович специально прилетел туда, чтобы не только послушать ученика, но и поговорить о возможности организации своего юбилея в Филармонии джазовой музыки. Естественно, ответ питерского джазового маэстро, который до сих пор с гордостью несет звание "вайнштейновца", мог быть только положительным. И через год по приглашению Филармонии джазовой музыки Иосиф и Нинель Вайнштейны прилетели в Санкт–Петербург.
Время от прилета до юбилея пролетело быстро. Телефон гостей просто раскалился от звонков. Родственники, друзья, знакомые, да и незнакомые люди, узнавшие о приезде Вайнштейна из телерепортажа и всеми правдами и неправдами раздобывшие номер телефона, звонили, чтобы выразить свою радость от его приезда, узнать о самочувствии, поделиться общими воспоминаниями. Кроме того, супруги много гуляли по улицам родного города, так изменившимся за прошедшие годы, посетили любимые места и родные могилы, побывали в Джаз–филармоник холле на концерте ансамбля Геннадия Гольштейна (трое участников ансамбля — бывшие "вайнштейновцы").

Если перечислять всех, кто играл в оркестрах разных лет под руководством Иосифа Вайнштейна, то точно наберется больше сотни человек. А ведь есть еще друзья и знакомые. И все они начали стекаться на Загородный проспект вечером 28 октября. Люди в зале были не менее звездные, чем на сцене. Стоит упомянуть присутствие таких известных композиторов, как Андрей Петров и Александр Колкер. Сам юбиляр, хотя и приехал заранее, до начала торжеств разделял только общество своей супруги, чтобы не разволноваться раньше времени, ведь предстоял длинный праздник, а возраст все–таки, что ни говори, почтенный. В виде исключения было дано несколько коротких интервью телевидению, которого тоже было в избытке. Когда же наконец юбиляр появился в зале — зал встретил его стоя настоящей овацией.
С вступительным словом выступил Давид Голощекин. Как бывший "вайнштейновец", он поздравил маэстро с юбилеем и высказал слова благодарности от всех музыкантов своего поколения, которые творчески состоялись благодаря тому, что некогда прошли школу оркестра Вайнштейна. Затем Голощекин пригласил на сцену Нинель Вайнштейн. По ее собственному признанию, свое выступление она продумала еще по дороге в Россию, в самолете. Поэтому, не надеясь на спонтанное красноречие, она зачитала его из красивой тетради. Напомнив вкратце жизненный и творческий путь Иосифа Владимировича, упомянув с благодарностью любимых учеников, Нинель Федоровна наконец и сама поздравила своего мужа с его замечательным юбилеем. А дальше Давид Голощекин, напомнив, что главным на юбилее музыканта должна быть все–таки музыка, пригласил на сцену биг–бэнд п/у Юрия Ильина. Этот бэнд по праву считается преемником оркестра Вайнштейна, хотя бы потому, что в его составе семь человек, включая самого руководителя, работали в оркестре Иосифа Владимировича в разные времена.

Биг–бэнд исполнил несколько композиций, составляющих золотой фонд того оркестра, причем в аранжировках "вайнштейновского" периода. Юбиляр был в восторге. После этого несколько слов пожелал сказать бывший вайнштейновский контрабасист Вадим Неплох. Он не только поздравил юбиляра от себя лично, но и зачитал полученное накануне в консульстве Канады поздравление от дочери Вайнштейнов Эллы и ее семьи. Выступали "Лениградский диксиленд" и диксиленд Алексея Канунникова — ученики маэстро по–прежнему в строю. Владимир Фейертаг вручил памятную медаль, которая, по его словам, призвана возместить отобранные при отъезде правительственные награды. Надпись на медали гласила: "Музыкант в биг–бэнд пришел, и сказала кроха — мне с Вайнштейном хорошо, а с остальными плохо". От джаз–клуба "Квадрат" выступил Сергей Мелещенко со стихотворным приветствием. Его приветствие двадцатилетней давности уже цитировалось в этой статье, и он не мог и представить, что сможет прочесть свое новое творение непосредственно самому юбиляру. Поздравляющие сменяли друг друга, многим было что сказать.
И снова настал черед музыки. Геннадий Гольштейн с друзьями начал с исполнения своей композиции "Тогда и всегда", написанной как посвящение Иосифу и Нинель Вайнштейнам. После исполнения квартетом Гольштейна и певицей Яной Радион еще нескольких вещей, на сцену вышли уже ученики учеников Вайнштейна, третье поколение музыкантов — ансамбль из 20–ти саксофонов, созданный Геннадием Гольштейном из своих учеников по училищу им. Мусоргского. Это выступление стало кульминацией юбилейного вечера. А завершающим аккордом было исполнение "Happy Birthday".

И, наконец, сам юбиляр поднялся на сцену. Голосом, дрожащим от волнения и нахлынувших чувств, он поблагодарил всех собравшихся за то, что они откликнулись на его приглашение и закончил свое короткое выступление словами: "Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня. Я и моя супруга счастливы, что сегодня мы здесь с вами!" Общая фотография, сделанная по окончании концерта, по словам корреспондента "Светской хроники" петербургского телевидения, стала уникальной еще в негативе.

На этом закончилась официальная часть юбилейного вечера. Неофициальную же мы оставим за рамками этого репортажа. Скажу лишь, что юбиляру был преподнесен шикарный торт с восемьюдесятью свечами, которые он и задул с помощью своих друзей.

Праздник закончился. Занесенные на родину ветром воспоминаний, Иосиф и Нинель Вайнштейн вернулись в Канаду, унося в своем сердце всю ту любовь, которую подарили им друзья и ученики. Надеюсь, что воспоминания об этом вечере доставят им еще много приятных минут и продлят их счастливую жизнь. И мы, те, кому дорога история петербургского и российского джаза, будем всегда помнить о нем и, слушая современных питерских джазменов, будем знать, как и с кого все это начиналось.

Наталья СИДЕЛЬНИКОВА
Фото Рудольфа ЕЛЬНИКА


стиль
джаз
автор
Наталья СИДЕЛЬНИКОВА
страна
Россия
музыкальный стиль
свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

  • стиль: джаз, джаз
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное впечатление: ...
  • стиль: этно, этно
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа "Шестнадцать ...
  • стиль: джаз, джаз
Реабилитация саксофонов Министром культуры СССР в 1954 году работал старый друг Рознера Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. Встреча была теплой, и вскоре Рознер начал собирать свой новый оркестр. Делать аранжировки для первой программы он ...
  • стиль: джаз, джаз
Поэт Валентин Парнах был первый, кто в России произнес слово "джаз", собрал первый в РСФСР джаз-бэнд, первый концерт которого состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Тогда он сказал: "Течения музыки Азии и Африки странно скрестились в Америке". Если ...
  • стиль: джаз, джаз
"Дело" Рознера Во Львове Рознер с женой и ребенком оказались неслучайно: именно в этом городе проходила регистрация тех бывших польских граждан, которые в 1939-1941 годах проживали в западных районах Украины и Белоруссии и изъявили желание ...
  • стиль: джаз, джаз
И вновь гастроли, гастроли, гастроли... К 1 января 1945 года в составе оркестра было 53 человека, включая танцевальную группу. Эти люди колесили по стране в двух пассажирских вагонах, возя с собой 13 детей, среди которых были и грудные. Концертная ...
  • стиль: джаз, джаз
"С миру по нитке..." Музыканты, которыми пополнился оркестр, были представителями самых разных городов страны и самых разных национальностей. В документах оркестра можно найти списки состава, относящиеся к 1944-1946 годам, с указанием "домашнего ...
  • стиль: джаз, джаз
Война Весной 41-го Госджаз-оркестр БССР выступал в Москве, в помещении Клуба летчиков на Ленинградском проспекте, а в начале лета оказался в Киеве. Воскресный день 22 июня обещал отдых на Днепре. Проснулись утром в гостинице. Прекрасная погода, ...
  • стиль: джаз, джаз
БЕЛОСТОКСКИЕ ВИРТУОЗЫ Уехав в начале мая 1940 года на гастроли, Государственный джаз-оркестр БССР под управлением Эдди Рознера смог дать следующий свой концерт в Минске уже после того, как Белоруссия была освобождена от фашистов. 5 июня 1940 года в ...
  • стиль: джаз, джаз
Эдди Рознер — путь к джазу Сын польского эмигранта-рабочего, родившийся в Берлине Эдди (Адольф Эдуард) Рознер уже в четырехлетнем возрасте проявил незаурядные музыкальные способности, однако получить специальное образование в кайзеровской Германии ...
  • стиль: джаз, джаз
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
  • стиль: джаз, джаз
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com