nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Памяти Владимира Коновальцева

Памяти Владимира Коновальцева  От редакции: В прошлом году не стало прекрасного джазового музыканта, саксофониста Владимира Коновальцева (1943 - 2011). Любители джаза с солидным стажем могут помнить его по выступлениям в составе Тульского биг-бэнда Анатолия Кролла в середине 60-х годов, люди помоложе - по участию в первом составе легендарного ансамбля "Аллегро" Николая Левиновского (1978 - 1982), по его собственным ансамблям, с которыми он играл до конца 80-х годов. А вот те, кто начал слушать джаз уже в пост-советский период, вообще могут не знать это имя. В этой связи, надеемся, всем будет интересно прочесть воспоминания о Владимире Коновальцеве музыканта, который хорошо знал его и выступал с ним на одной сцене...

Затея написать об этом человеке оформилась в мысль: "Напишу без официоза, каким я его знал". Но первым делом, все-таки, я отправился в Википедию, и не прогадал: такой страницы там не было. Вот страница Льва Кушнира, который начинал свою карьеру в ансамбле Владимира Коновальцева, есть, а сам Коновальцев пока(надеюсь, что"пока") этой чести не удостоился.

Мы познакомились в начале 80-х, после концерта Би Би Кинга в зале "Россия". Случилось это по "наводке" одного общего знакомого, промышлявшего продажей виниловых дисков. Джазовые музыканты никогда не были особо популярны, ну,разве в 60-е: помню по центральному радио вдруг прокрутили композицию "Терем-теремок" ансамбля Гараняна, что связано было с удачным выступлением "наших" на Пражском джаз-фестивале. Гаранян, Козлов... - наверное, самые известные широкой публике джазмены. Потом был Чижик, сегодня - Бутман.

Поэтому, честно говоря, я не знал, кто такой Коновальцев, но незадолго до этой встречи увидел по ТВ выступление ансамбля "Аллегро" Николая Левиновского. Номер был странен тем, что показали его в рамках какого-то сборного концерта, чуть ли не к 8 марта приуроченного. Позднее мне Володя объяснил, что "так надо было для престижа" (то есть начиналась не особо умелая "раскрутка" коллектива).

Так началось наше знакомство, и хорошие отношения продолжались лет 15, пока Владимир окончательно не бросил играть. Наступало время перемен, когда становилось все больше информации, она легче проникала к нам. Конец 70-х вообще многое изменил в мировой музыке, стало больше стилей и шел активный поиск новых форм, новых звучаний. На волне этой моды стали востребованы саксофонисты с другим, более "припопсованным" (как сейчас модно говорить) высоким звуком.

Так, Владимира в "Аллегро" сменил Сергей Гурбелошвили (очень хороший саксофонист, сегодня живет в Америке). Какое-то время они поиграли вместе, но были слишком разными... Вспоминаю очень красивую балладу Левиновского "Прощание с летом". Так и осталось впечатление, что после Коновальцева у Гурбелошвили не получилось раскрыть глубину этой композиции. В одном интервью Н.Левиновский точно заметил, что "заменить Володю было невозможно, у него был земной, даже точнее "земляной "звук" (цитирую по памяти - А.К.).

Что за музыкант был Владимир Коновальцев? Опять свои впечатления. Это был, конечно, виртуоз. Достаточно послушать его соло на сопрано - саксофоне в редких (увы) записях. Это был человек, который со знанием дела играл все: от Колтрейна до фьюжн с элементами рока и фольклора. Он был очень точен и изобретателен. Помню после совместного выступления я изучал его записи. Какие-то импровизации он сыграл идеально "отрежессированными" - со вступлением, развитием, кульминацией, завершением - хоть сейчас помещай
в учебник по джазу. Это при том, что они были ему предложены прямо перед концертом.

После ухода из"Аллегро" Владимир какое-то время был лидером собственного ансамбля, где играли отличные музыканты: Станислав Григорьев, Лев Кушнир(только начинал)... Но жизнь стремительно менялась, менялась мода, уезжали люди, труднее становилось выступать, распадались крепкие ансамбли.

Последний раз я видел Володю лет семь назад на фестивале в саду "Эрмитаж". Он был моложав, энергичен, как раньше. Его узнавали, с радостью здоровались (при мне к нему подходил А.Кролл и другие известные личности). Год назад Владимира не стало... Не знаю, что послужило причиной, ему не было еще 70 лет.

Остался сын Иван - известный тележурналист, шеф-редактор популярной передачи, человек, любящий и знающий джаз. Помню его мальчиком, когда он во время выступления отца баловался за кулисами с фонариком в руках.

Да, упомянув ТВ, на ум пришло, что лет двадцать назад был телеспектакль по роману Виктории Токаревой "Ехал грека через реку". По этому роману потом были сняты версии, одна из которых (на мой взгляд, не очень удачная) называлась "Шляпа" (с О.Янковским в роли трубача). Телеспектакль назывался "Между небом и землей". В главной роли был Андрей Миронов, а музыкантов ресторанного ансамбля играли настоящие музыканты, среди которых были Герман Лукьянов и Владимир Коновальцев. Там можно и саксофон его великолепный услышать.
Да вот не показывают...

Андрей КАНУНОВ



на фото - Владимир Коновальцев и Андрей Канунов, 1983 год, Загорск (ныне - Сергиев Посад), на концерте с ансамблем Андрея Канунова.
фото предоставлено автором


стиль
джаз
автор
Андрей КАНУНОВ
страна
Россия
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела саксофонисты

  • стиль: джаз, джаз
"...его музыка — утверж­дение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забве­ния жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы пря­таться за оградой звуков; он проводит ...
  • стиль: блюз, блюз
Я не уверен, получится ли у ме­ня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагро­мождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третье­го тут будет более, чем доста­точно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
  • стиль: джаз, джаз
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
  • стиль: джаз, джаз
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
  • стиль: джаз, джаз
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя этого музыканта с тре­петом произносят мелома­ны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровиза­тор. За свою более чем 25- летнюю творческую дея­тельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
  • стиль: джаз, джаз
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей ка­рьеры выпустил девять автор­ских ...
  • стиль: джаз, джаз
Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, ...
  • стиль: джаз, джаз
«...Говорят: он иноходью скачет, это значит — иначе, чем все.» (Вл. Высоцкий, «Бег иноходца») Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей ...
  • стиль: джаз, джаз
В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его ...
  • стиль: джаз, джаз
Владимира Петровича Резицкого я увидел и услышал впервые в 1980 году. Концерт его группы "Архангельск" состоялся в каком-то новом московском залe, кажется, в концертном зале Олимпийской деревни. Это была первая новоджазовая группа, которую мне ...
  • стиль: джаз, джаз
Уважаемые читатели! Владимиру Чекасину — ле­гендарному джазовому саксо­фонисту, композитору, педаго­гу, режиссеру в феврале 2007 года исполняется 60 лет. Яркие, почти невероятные по событийности и значению фак­ты его творческой биографии, связанные ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com