nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Вилнис Кундратс - на джазовые концерты я ездил автостопом

стиль:

Вилнис Кундратс - на джазовые концерты я ездил автостопом Намедни в новом джазовом клубе Carpe Diem выступал известный латвийский тенор-саксофонист Вилнис Кундратс. Более двух часов публика наслаждалась "вечнозеленой" классикой джаза и собственными композициями музыканта.

...По черно-белому "Рекорду" показывали выступление джаз-оркестра. Крупно – солирующих музыкантов. Отец, показывя на экран, спрашивает у 6-летнего сынишки: "На каком из всех этих красивых инструментов ты бы хотел играть, когда вырастешь?". "На саксофоне" – не задумываясь, отвечает маленький Вилнис.
Через несколько лет папа принес домой и подарил сыну самый настоящий сакс.

– Мой отец очень любит джаз – рассказывает Вилнис. Неплохо играет на аккордеоне. У нас дома в Гулбене всегда было много нот, полно грампластинок. Отец работал шофером автобуса и часто бывая в Риге и Пскове привозил все новинки "Мелодии": Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Каунт Бейси... Он часто брал меня на репетиции военного оркестра, где играл его приятель. И я, затив дыхание, слушал знаменитые темы оркестра Глена Миллера. Помню, как однажды мое юное воображение поразил концерт Рижского эстрадного оркестра (РЭО), выступавшего в гулбенском Доме культуры. Яркие, сверкающие инструменты, элегантные костюмы музыкантов, красивая джазовая певица – Айно Балыня. А когда вставали все пять саксофонистов и вместе играли...От всего этого кружилась голова.

Детскую музыкальную школу Вилнис закончил в Гулбене, а училище – в Резекне. Он с огромным упорством, во многом самостоятельно, познавал секреты джазового исполнительства. Слушал много пластинок, записей. Нравилось сочное, как-бы сыпучее звучание саксофонов Бена Вебстера и Колмена Хоукинса.
– Джаз меня интересовал все больше и больше. В конце 70-х из Резекне ездил в Ригу на фестивали "Ритмы лета", на концерты Леонида Чижика, Давида Голощекина, Игоря Бриля… До Риги добирался автостопом.Запомнилось выступление Татевик Оганесян в Юрмале. Лето. Запах морского курорта. Изумительно теплый вечер. Птицы поют. Утопающий в зелени, заполненный публикой концертный зал "Дзинтари". И Татевик – поющая "Когда любовь пройдет" Джорджа Гершвина. Много раз бывал в рижском джаз-клубе при ДК "Октобрис". Вот это действительно был настоящий джазовый клуб, где собирались горячие поклонники джаза. С интересом слушал латвийских звезд, особенно саксофонистов: Раймонда Раубишко, Владимира Колпакова, Эгила Страуме, Владимира Вайнера... Запомнился и великолепный биг-бенд Гунара Розенберга.

В 81-ом Кундратс поступает в Латвийскую консерваторию. Занятия по саксофону проводит Эгил Страуме. Долгое время он находится под влиянием творческих концепций своего учителя. Настойчиво шли поиски в области "третьего пути" – синтеза классики и джаза. Разбирались и боповые импровизации Чарли Паркера. Страуме давал советы абсолютно точными легкими штрихами.

– Позднее я брал уроки у Артиса Симаниса, закончившего Ленинградскую консерваторию и прошедшего школу известнейшего саксофониста Анатолия Вапирова. После окончания Консерватории меня призвали в армию. Служил в штабном оркестре ПрибВО. В свое время в этом оркестре переиграли многие известные музыканты: Александр Пищиков, Владимир Болдырев, Лембит Саарсалу и другие. И в армии я продолжал много заниматься на саксофоне. Когда пришел из армии в разгаре шла перестройка Горбачева. В Риге открылись первые кооперативные кафе. Во многих местах теперь можно было услышать джазовые музыку. Я начал играть на саксофоне в одном из кафе в Старой Риге. Вместе с моим армейским другом–пианистом. Играли джазовую классику, известные темы и уже не было никаких тарификаций, строго утвержденных программ... Да, все быстро менялось. В начале 90-х с Зигурдом Резевским работали в новом шикарном ресторане LIDO у Домской площади. Кроме нас там играли Борис Банных, Леонид Горовой,Владимир Вайнер... Веселенькое было время. "Америка 30-х". Мы играем джаз – горячий и страстный свинг.В огромном полупустом зале гуляет криминального вида публика. Здесь же рядом крепкие парни в камуфляже с ...автоматами.

Интересуюсь у Вилниса много ли сегодня времени у него уходит на занятия джазовой музыкой. Что слушает, когда хочется отдохнуть, расслабиться...

– Сегодня мое постоянное место работы - штабной оркестр Национальных вооруженных сил Латвии. В последнее время я и звукорежиссер.Стараюсь все значительное записывать. Это отличная возможность накапливать материал для истории. Ведь в джазе, если что-то упустил, уже ничего вернуть нельзя и повторить невозможно. Занимаюсь на саксофоне ежедневно. Слушаю Джона Колтрейна, Билла Эванса, Майкла Брекера, Майлса Дэвиса... Из молодых – Джошуа Редмена. Сам пишу музыку. У меня в концертах часто звучат собственные темы. Под музыку отдыхать не могу. Для меня слушать музыку – всегда работа. Недавно с интересом анализировал известные темы Сонни Роллинса записанные сегодня и 30 лет назад. Сравнивал эти импровизации, фразы, акценты...Вторгался в самую глубину его музыки. Я был похож на ремесленника внимательно смотрящего на работу другого ремесленника. Все это тренирует мозг. Как в шахматах. Меня иногда спрашивают можно ли копировать импровизации? Странный вопрос. Как можно копировать состояние души другого музыканта, который в своей импровизации выразил именно СЕБЯ в данное конкретное мгновение? Но анализировать музыку больших мастеров необходимо.

Прошу Вилниса рассказать о том, чем сегодня наполнена его джазовая жизнь……

– В основном джаз играю в клубах, исполняя кроме своих композиций, все чаще и чаще извесгные стандарты. Ведь, чтобы уверенно идти вперед необходимо иногда "остановиться и оглянуться". А быть может и вернуться немного назад, чтобы осознать прошлое. Стараюсь, если вижу в зале много молодежи, играть ясно, понятно, как в далекие времена играл Бен Вебстер. Ведь главное – познакомить молодых людей с классикой мирового джаза. Играя в клубах, очень ценю творческие контакты. Часто выступаю с разными партнерами. Это обогащает, рождаются новые идеи. Всегда доставляет удовольствие играть с Артуром Кутеповым, Виктором Ритовым, Андрисом Грунте... Долгое время мы замечательно сотрудничали с пианистом Александром Смирновым. Выступили даже с несколькими концертами. Мне удалось сделать целый сборник записей этих выступлений. Запомнился и очень удачный концерт в камерном зале Вагнера с Александром Смирновым, контрабасистом Андрисом Грунте и барабанщиком Марисом Бриежкалнсом. В первом отделении мы играли стандарты, во втором мои композиции. В прошлом году на Rigas Ritmi играл в фестивальном биг-бенде и в составе джаз-оркестра Мirage Лауриса Амантовса и Гунара Розенберга. Большое творческое удовлетворение доставила мне и моя группа Wet Point.

Спрашиваю Вилниса о его отношении к истории развития джазовой музыки в Латвии. Ведь сегодня никак нельзя забывать музыкантов, которые вписали яркие страницы в летопись латвиского джаза, особенно в 70 - 80 годы: Иварс Мазурс и Гунар Кушкис, Виталий Долгов и Александр Пищиков, Зигурд Резевский и Раймонд Раубишко, Гунар Розенберг и Ивар Галениекс…

– Все правильно. Историю надо хранить. И ее должна знать молодежь. Вы слышали с каким уважением сегодняшняя звезда Америки Уинтон Марсалис отзывается о творчестве Луи Армстронга? Лет десять тому назад я оказался в доме у старейшего латвийского джазового музыканта Бориса Когана. У него были золотые руки и он взялся отремонтировать мой саксофон. Гостепреимный и добрейший человек усадил меня за стол: чай, булочки и приносит альбом с фотографиями музыкантов далекого прошлого. В альбоме вся история джаза в Латвии. Сколько имен совершенно ранее мне незнакомых я открыл для себя! Жаль,что этот удивительный человек уже ушел от нас.

Прошу рассказать Кундратса – главного организатора грандиозного четырехчасового джазового концерта на Домской площади в день открытия торжеств по случаю 800-летия Риги о том, как он сумел тогда организовать такое чудо.

– Режиссер праздничного концерта "Сотворение Риги" Угис Брикманис предложил мне найти исполнителей, для осуществления его идеи : соединения визуального ряда и оригинальных авторских джазовых композиций. Мне удалось найти необходитых исполнителей и думаю джазовые музыканты из Латвии, Литвы и Эстонии великолепно справились с поставленной задачей. По завершению праздника прозвучало много лестных слов в наш адрес.

И в заключении нашего разговора прошу рассказать Вилниса о его самом, на мой взгляд, интересном проекте последних лет – группе Wet Point.

– Думаю, что самое главное – судьба счастливо соеденила единомышленников. С гитаристом Артуром Кутеповым мы давно играем и он хорошо знает репертуар. Сразу согласились на сотрудничество контрабасист Андрис Грунте и барабанщик Каспарс Курдеко. Замечательно, что в группу вошел и молодой, талантливый тромбонист Лаурис Амантовс, вернувшийся в Ригу после окончания джазового отделения Клайпедского Университета. Пригласил я и своего коллегу по штабному оркестру тромбониста Интарса Бусулиса. Я давно обратил внимание на молодого музыканта, когда узнал о его интересе к джазу и особенно к вокалу. Знакомство с джазом у музыканта произошло уже в юном возрасте, когда на тромбоне играл в детском диксиленде. И вот, в свободное от армейской службы время, Интарс часами работал над вокальными импровизациями, вырабатывая свой исполнительский стиль и свой скэт-вокал. Зная об этом, я дал ему около пятнадцати джазовых тем и предложил разучить их для выступлений. Интарс замечательно все подготовил и в результате, в Латвии появился великолепный джазовый вокалист. Все концерты нашей группы проходили с огромным успехом. На этот раз играли в первом отделении мои композиции, во втором – джазовые стандарты в аранжировках Лауриса Амантовса. В дальнейшем я включил с состав группы еще двух музыкантов: альт-саксофониста Райво Сташанса и тенор-саксофониста Индрикиса Вейтнерса и еще больше возросла роль аранжировки. Я этому уделяю сегодня большое внимание. Если послушать записи Чарли Паркера в составе секстета или даже квартета везде присутствует аранжировка. Мне говорили, что в Беркли-колледже преподают аранжировку даже и для малых составов.

Мы прощаемся и я желаю Вилнису творческих удач на тернистом пути современного джаза.

Фото: Сергея БУДАНОВА

Валерий КОПМАН


авторы
Валерий КОПМАН
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Латвия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела саксофонисты
Julian Cannonball Adderley - Флорида - Нью-Йорк - Вечность Jerry Bergonzi - Все, и музыку в том числе, содает Всевышний! Carlo Actis Dato - Итальянский Чекасин? Владимир Михнович
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com