В третий раз американский джазовый пианист с российскими корнями Миша Цыганов выпускает свой альбом на известном голландском лейбле Criss Cross Jazz. Playing With The Wind последовал вслед за The Artistry Of The Standard (2014) и Spring Feelings (2016) – работами, которые наш сайт уже освещал ранее. Как легко заметить, двухлетний интервал в пополнении своей дискографии на этом лейбле Миша выдерживает четко, впрочем, он не менее последователен и в гораздо более существенных моментах. Как и во многих других работах Цыганова, в состав квинтета, с которым записывался Playing With The Wind, вошли его старинный друг и компатриот, трубач Алекс Сипягин (правда, сам Миша – петербуржец, а Алекс – из Ярославля) и тенор-саксофонист Симус Блейк. Ритм-группа, правда, обновилась: на этот раз ее составили басист Мэтт Брюэр и ударник Дэн Вейс. Кстати, все партнеры Цыганова также имеют на своем счету не одну запись на Criss Cross Jazz, да и продюсировал альбом шеф лейбла Герри Тикенс - так что для Criss Cross это, так сказать, «семейный» проект, а Миша Цыганов, констатируем, прочно вошел в состав этой международной «семьи».
Теперь о тех самых более существенных моментах. Пианист, композитор и аранжировщик – как и в Spring Feelings, Цыганов здесь един в трех лицах. В программу, занявшую чуть более часа звучания, вошли четыре авторские композиции, четыре стандарта в аранжирвках Цыганова и русская народная мелодия «То не ветер ветку клонит» (No, It's Not A Branch Bowing To The Wind) в его джазовой интерпретации - продолжение постоянной в творчестве Миши увлеченности фольклором, особенно масштабно выраженной его российским альбомом Slavonic Roots (2015). Сам Цыганов, по свидетельству автора liner notes Теда Панкена, считает эту программу гораздо более продвинутой и сложной по сравнению с предыдущими. Уже стартовая пьеса Миши Playing With The Wind дает основания согласиться с этим утверждением: после эмоционального фортепьянного интро Блэйк и Сипягин вовлекают слушателей в головокружительный диалог саксофона и флюгельгорна при постоянно меняющемся пульсе композиции. Не менее эмоциональна и не менее технически сложна пьеса Mama, посвященная автором самому дорогому для него человеку. В короткой композиции Dream Catcher и более развернутой Orange Dream базовая академическая школа, полученная Мишей в петербургском музыкальном училище им. Мусоргского, проступает особенно рельефно. Из четырех стандартов этого альбома, два можно отнести к «старой» джазовой классике (Cry Me A River Хэмилтона и The Very Thought Of You Ноубла), а два к классике «новой» - это пьесы любимого Мишей Уэйна Шортера. Особенно я отметил бы очень красивую версию шортеровской баллады Virgo – на мой вкус, один из самых удачных треков альбома.
Отдельно надо подчеркнуть, что у Цыганова всегда звучит именно ансамбль, квинтет, а не «лидер и все остальные». Взаимопонимание музыканты демонстрируют высочайшее. И в этой связи трудно удержаться от еще одной цитаты из эссе Панкена, где он приводит слова Миши Цыганова: «Вы можете пригласить самых лучших, но если они не говорят на одном языке, они не смогут звучать вместе надлежащим образом. Если этого нет в ритм-секции, если в ней нет грува, нет свинга – не имеет значения насколько хороши солисты. Я бы никогда не пригласил даже гениальных басиста и ударника, если бы не был уверен, подходят ли они друг другу.» В квинтете Цыганова на Playing With The Wind все на месте: солисты Сипягин и Блэйк, ритм-группа Брюэр – Вейс, и их лидер, разумеется!
Можно сколько угодно говорить о кризисе музыки фьюжн, об отсутствии свежих идей, о творческом тупике. Но вот я слушаю Fusiolicious, понимаю, что скроен этот альбом по лекалам, изобретенным еще в 70-х годах, в эпоху расцвета джаз-рока, вспоминаю ...
Аргентинского басиста Пабло Аслана наши читатели могут помнить по совместному альбому с Роджером Дэвидсоном, который обозревал jazzquad.ru. Аслан, уже много лет живущий в США, хорошо известен, как большой мастер полистилистки, успешно сочетающий ...
Еще один релиз от Leo Records 2018 года на наших страницах. В данном случае Лео Фейгин представляет альбом американского пианиста и композитора Пата Баттстоуна The Last Taxi: In Transit. Будучи уже немного знакомым с творчеством Баттстоуна и зная ...
Новый альбом хорошо знакомого нашим читателям голландского альт-саксофониста Пауля ван Кеменаде по структуре своей напоминает сразу две его недавние работы: альбом 2016 года A Kind Of… и большой бокс-сет из четырех дисков Master of Lyric. ...
Свои первые музыкальные альбомы британцы Пола Рэй Гибсон и Кит Даунс выпустили в одном и том же году – 2007-м, но ни тогда, ни в течение долгого времени после этого их творческие пути не пересекались. Пола Рэй Гибсон сделала себе имя, как ...
Живущий в Нью-Йорке аргентинский басист и композитор Педро Жиродо сотрудничает с лейблом Zoho Records не первый год, но 2018-й в этом плане стал особенно урожайным, принеся сразу два новых альбома под логотипом этой компании. С одним из них, An ...
«Аргентинец в Нью-Йорке» - это Педро Жиродо о себе. Он родился на севере Аргентины, в Кордове, втором по величине городе страны, но уже более двадцати лет, с 1996 года, живет в Нью-Йорке и стал за это время весьма заметной фигурой на ...
Четыре года, четыре лучших года в истории группы, с 1978 по 1982-й провел барабанщик Питер Эрскин (р.1954) в составе Weather Report. Составляя фантастическую ритм-секцию вместе с Жако Пасториусом, он принимал участие в записи пяти альбомов ...
Тромбонист Питер Лин родился в Батон-Руж, Луизиана, он американец китайского, а точнее – тайваньского происхождения. Тонкости джазового искусства Питер постигал в нескольких университетах. У него были отличные учителя – Кертис Фуллер, ...
Petrolio – проект, основанный в 2015 году итальянским музыкантом Энрико Черрато. Первый альбом Petrolio под названием Di Cosa Si Nasce был выпущен в апреле 2017 года и получил неожиданно теплый прием в Италии и за ее пределами. Правда – ...
Новый релиз петербургского лейбла авангардной и экспериментальной музыки Intonema Records увековечил визит своего шефа Ильи Белорукова в Барселону. Там летом 2017 года саксофонист и электронщик Белоруков, один из лидеров петербургской ...
Впервые приступая к прослушиванию диска, изданного лейблом со столь оригинальным названием, как ears&eyes Records, я предполагал, что и музыку он должен издавать нетривиальную. Что же, в случае с Филом Шаргером эти надежды оправдались. The Waters ...