Французский джазовый гитарист (а вообще-то, мультиинструменталист), вокалист и композитор Анри Сальвадор родился 85 лет назад (то есть в один год с джазовой грамзаписью) в Кайенне, столице Французской Гвианы. Навсегда заразился джазом в 11- летнем возрасте, услышав записи Армстронга и Эллингтона. Первую гитару и первый кабацкий заработок имел в 16. Еще через пару лет Анри получил работу в парижском "Jimmy's Ваг", где встретился с Джанго Рейнхардтом, на которого произвели большое впечатление чувство ритма и музыкальность молодого гвианца. Рейнхардт пригласил Анри Сальвадора в свой комбо. Потом была большая творческая жизнь (которая, слава Богу, длится и поныне), полная встреч с множеством замечательных людей. (Так, в 1957 году Анри подружился с Борисом Вианом,с которым сделал ряд совместных записей. Кроме того,друзья под псевдонимом Henri Cording написали первые французские рок-н- роллы — "Rock Hoquet" и "Rock And Roll Mops".) Всю жизнь Анри Сальвадор следовал правилу: сделав студийную запись (особенно ежели воспоследовала удачная концертная презентация записанного), обязательно нужно записаться с этим же материалом еще раз — "живьем".
Впрочем, это вовсе не означает, что артист вгонял свою творческую деятельность в какие-то жесткие рамки — с развитием техники Анри откорректировал разработанную схему следующим образом. Где бы он ни выступал— в "Олимпии", "Зените", "Прентан де Бурж", на любом из фестивалей — его всегда сопровождали команда звукоинженеров и передвижная звукозаписывающая студия. Над записанным материалом Сальвадор позже подолгу колдовал в стационарной студии. Так появился альбом "Salvador On Stage".
И, подобно некоторым американским звездам, в первую очередь Синатре, Сальвадор на всю катушку использовал и использует возможности TV и видео. С помощью приглашаемых в телестудию ли, на концерт ли артистов он превращает совместные выступления в такие эксклюзивные фрагменты жизни, так закручивает действо, что каждый из подобных джэмов оказывается лакомым куском для телевидения и телезрителей.
Рецензируемый альбом сделан на основе сессии, записанной 2 марта 2002 г. силами одной из студий телеканала "Canal +". Для участия в концерте Сальвадор пригласил звезд французской джазовой сцены — ударника Andre Ceccarelli, гитаристов Dominic Cravic и Bireli Lagrene, басиста Vincent Artaud, трубача Eric Lelann, клавишника Bernard Arcadio. "Ma Doudou" исполнено дуэтом с карибской вокалисткой и гитаристкой Laurent Voulzy, а "All I Really Want" — со шведской вокалисткой Lisa Ekdahl, которая участвовала в шоу вместе со своим гитаристом Salvadore Рое (автором названной песни). Для шлифовки возможных неровностей был приглашен Европейский симфонический оркестр. (Бирели Лагрен достоин отдельного рассказа — когда он, еще подростком, ярко вспыхнул на джазовом небосклоне лет 15-20 назад, вся околоджазовая пресса дружно окрестила его "Джанго наших дней", намекая, помимо всего прочего, на общее с Рейнхардтом цыганское происхождение.)
Что же до собственно Анри Сальвадора, то тем, кто неравнодушен к французскому шансону, он, пожалуй, напомнит в каких-то вещах Шарля Трене, в каких-то—Азнавура, в каких-то — Ива Дютэя. Для тех же, кто любит джаз, его мягкая манера, возможно, будет ассоциироваться с одним из лучших бразильских изобретений — босса-новой (Сальвадор и концерт-то начал "Corcovado", одной из наиболее известных жобимовских песен).
Мне же при прослушивании альбома пришло в голову следующее обобщение: и шансон, и босса-нова, появившись в XX веке, позволили по- новому ощутить прелесть соответственно французского и португальского языков. Наиболее джазовый номер сессии — инструментальная композиция Сонни Роллинза "Oleo" (Андре Чеккарелли, Бирели Лагрен, Винсент Арто). В следующем номере — "Duke, Basie Et Louis" — Анри Сальвадор отдает дань уважения своим джазовым кумирам и заочным учителям.
(р) & (с) 2002 EXXOS
18tks/62mins
Предоставлен S.B.A./GALA Records.
Старый добрый знакомый нашего журнала, частый гость «CD - Обзора», итальянский саксофонист Карло Актис Дато в новом проекте заметно реорганизовал состав своего ансамбля. Теперь это уже не квартет, а квинтет, появился дополнительно ...
Французское новоджазовое трио существует с 1993 года. Это их третий альбом. Музыка представляет собой сочетание монотонных, но прихотливых ритмов таблы со свободной линией препарированного фортепиано и чистых, открытых, вокализированных ...
Первый сольный альбом артистки, которой пришлось работать с Кларком Терри, Джонни Гриффином, Билли Кобэмом, Слайдом Хэмптоном, Харри "Суитсом" Эдисоном и еще много с кем. Альбом записывался в ноябре прошлого года в Италии с участием замечательных ...
Эл Ди Меола умело сочетает репутацию консерватора и новатора. Его стиль всегда узнаваем, но в лучших своих работах он постоянно умудряется открыть для нас какие-то новые грани как уже известной, так и заново сочиненной им музыки. В новом альбоме, ...
Московская эйсид-джаз группа Alissid Jazz пытается делать не пошлую музыку. Это у нее получается. Также она пытается делать интересную музыку. Это у нее получается не всегда. Потому что музыке для того, чтобы быть одновременно не пошлой и ...
Когда в 1996 году Элвин Харт получил приз им. У.Хэнди как лучший новый артист за альбом Big Mama's Door, все надеялись, что он и дальше продолжит петь традиционный акустический блюз — очень уж здорово и свежо у него это получалось. Однако ...
М-да. Похоже, одни из самых интересных работ в джазе в последнее время выходят не на мэйджор-лэйб- лах, а на независимых компаниях. С одной стороны это хорошо, что музыкантам для того, чтобы издать альбом, не надо обязательно идти на поклон к ...
«Засветившись» в новостном разделе нашего журнала, этот релиз объявился теперь и в «CD - Обзоре». Солидный бокс-сет с весьма смелым названием «Композиторы столетия». Надо сказать, что в названии нет никакой ...
Американец Бен Лейнбах — далеко не новичок в музыке. С 1978 года он играет на ударных, учился музыке в трех солидных учебных заведениях, включая бостонскую Беркли и получил степень бакалавра в Калифорнийском университете. ...
Для начала несколько слов о том, с кем мы имеем дело и почему альбом назван столь загадочно. «Оркестр берлинских джазовых композиторов» — это понятно, вторая часть названия — это аббревиатура немецкого названия JugendJazzBand ...
Ручаюсь, этот диск заинтересует очень многих. Во-первых, Бобби МакФеррин довольно долго молчал и поклонники этого яркого вокалиста с нетерпением ждали: когда же, наконец, появится его новый релиз? Во- вторых, к участию в своем проекте Бобби и его ...
Ударник Бадди Майлз больше известен широкой публике как участник различных проектов Джими Хендрикса, Карлоса Сантаны и Бутси Коллинза, чем как автор и исполнитель блюзов. Тем не менее он выпустил уже больше десяти собственных альбомов, а также ...