Yuriy Yaremchuk & Ilia Belorukov - Meeting in Saint-Petersburg
19.05.2013
Для меня этот альбом, размещенный на Clinical Archives под номером ca414 стал первым после более, чем десятилетнего перерыва путешествием в дискографию известного украинского мастера авангардного джаза, саксофониста и композитора Юрия Яремчука и абсолютно первым знакомством с творчеством петербургского саксофониста Ильи Белорукова. Их встреча, состоявшаяся 31 мая 2009 года в Санкт-Петербурге, была для обоих музыкантов также первым совместным выступлением. Тенор и альт, Львов и Санкт-Петербург, зрелость и молодость – по многим параметрам эта встреча двух саксофонистов выглядела весьма контрастно. Юрий (р. 1951) – признанный мастер, участник многих проектов с европейскими и американскими музыкантами фри-джаза. Илья (р. 1987), на момент записи альбома двадцатидвухлетний музыкант, - представитель совсем другого поколения, с совершенно иным историческим, да и творческим опытом. Но этих двух столь разных людей объединило главное – любовь к свободной импровизации, к эксперименту, к поиску. Предваряя нижеследующее, скажу, что, на мой взгляд, контакт у музыкантов состоялся, а диск – получился.
Meeting in Saint-Petersburg состоит из пяти композиций. Иногда музыканты авангардного джаза, как и музыканты, работающие в иных стилистиках, выбирают для своих произведений конкретные названия. Это обычно дает слушателю некий ориентир, направляет его мысли в определенном направлении. Яремчук и Белоруков выбрали в этом плане наиболее радикальный вариант: никаких названий, просто номера композиций. С одной стороны, это продолжение идей свободной импровизации – полная свобода ассоциативного мышления для слушателя, с другой – человек остается один на один с музыкой, язык которой очень непрост, музыкой, способной у неподготовленного человека вызвать эффект отторжения. Так что, очень рекомендовал бы всем слушателям этого альбома запастись толерантностью, терпением и … включать собственное воображение!
Я, по крайней мере, поступил именно таким образом. Так что, любые мысли по поводу музыки российско-украинского саксофонного дуэта – плод воображения автора этих строк, и они могут решительным образом не совпасть с тем, что вкладывали в свою работу авторы. Так, основными эмоциями стартовой пьесы я бы назвал ощущение радости и красоты жизни. Тенор Юрия и альт Ильи превратились в моем воображении в неких двух мальчишек, весело бегущих вперегонки вдоль улицы и переполненных беспричинной радостью – светит солнышко, веет ветерок, воздух вкусен, жизнь бесконечна и полна только приятных сюрпризов! По контрасту вторая композиция с ее медленным, как бы исподволь разворачивающимся развитием, на мой взгляд, передает в первую очередь состояние некоей тревоги, настороженности, возможно, скрытой угрозы. Какие уж тут мальчишки. Герой этой пьесы, нарисованной двумя саксофонами, скорее человек основательно битый жизнью и не ждущий от нее ничего хорошего.
Ну, а если оставить дилетантскую литературщину, то мне больше всего понравилась композиция №4. Здесь тоже все музыкальное действо начинается весьма неторопливо. Почти половину десятиминутной композиции занимают вздохи, всхлипы обоих саксофонов, частые паузы, неравномерные интервалы между ними. Выход на фразы хотя бы в несколько нот нащупывается только к середине пьесы. А дальше развитие ускоряется. Тенор и альт ведут каждый свою линию, которые то сливаются на какой-то период друг с другом, то вновь расходятся – и так до финала с очень эффектной сонористикой.
Далек от навязывания кому-то своих впечатлений, но мне кажется, что любителю спонтанной импровизации этот диск будет интересен. А эмоции и настроения, которые породит у вас музыка Юрия Яремчука и Ильи Белорукова, - они у каждого будут своими: на то он и фри-джаз!
Один – два альбома этого жанра ежегодно появляются в редакционной почте. Обычно это происходит ближе к концу года, что не удивительно, Christmas music – жанр сезонный, это целая индустрия, особенно развитая в Штатах, и свой товар, те, ...
Если Ваше внимание привлекли работы Тассоса Спилиотопулоса, о которых уже рассказывал «Jazz-Квадрат», то Вас наверняка заинтересует и этот диск. Дело в том, что состав трио Асафа Сиркиса…полностью идентичен составу трио ...
Представляемый альбом - первый совместный проект для Стевко Буша и Пауля ван Кеменаде, хотя оба они – люди уже весьма опытные, отмеченные наградами и ранее не раз играли вместе. Живут музыканты в Голландии, при этом Пауль и родился здесь, в ...
Один из самых главных в истории человечества текстов всегда привлекал внимание мастеров разных видов искусств. В литературе евангельские сюжеты использовали Андреев, Булгаков, братья Стругацкие, в кино – Пазолини, Вайда, Скорсезе, ну, а уж в музыке ...
«Шпигель», один из самых известных в Германии журналов (заметьте, это издание не специализированное музыкальное, а общественно-политическое, одно из тех, что формирует так называемое общественное мнение) назвал Нильса Вограма прямым ...
Не сомневаюсь, что этот релиз немецкий тенор-саксофонист и композитор Норберт Штайн готовил с особым чувством. Как-никак, Silent Sitting Bulls – юбилейный, двадцатый альбом Pata Music. Он записывался в Бонне в феврале 2010 года. Перерыв между ...
Симпатичный сюрприз преподнесла очередная бандеролька от Blind Raccoon. Ранее мне никогда не доводилось ни слушать ансамбль The Delta Flyers, ни слышать об оном. Так что, знакомство началось сразу с шестого альбома группы с очень блюзовым названием. ...
Я впервые услышал Air Rapide летним вечером в Граце, столице австрийской земли Штирия. Музыка этого дуэта словно нагнетала энергию в атмосферу разомлевшего после знойного дня города, в архитектуре которого средневековье причудливо соседствует с ...
Уже только имя одного из самых выдающихся среди ныне здравствующих блюзменов на обложке альбома Living Proof способно вызвать обильное слюноотделение у поклонников этой музыки. Но помимо условных рефлексов, есть еще и более рациональные поводы для ...
«Архипелаг» - так называется второй альбом живущего в Лондоне греческого джазового гитариста и композитора Тассоса Спилиотопулоса. Он издан спустя четыре года после дебютного альбома Wait For Dusk, о котором мы писали в № 1/07 ...
музыкальный стиль: мэйнстрим, ритм-энд-блюз, свинг
Наши читатели уже имели возможность запомнить имя Марджи Бейкер по ее дуэтному альбому с Шотой Осабе A Bit Of Jazz And More .... Новая же встреча носит совершенно особый характер. Не зря на обложку диска помимо названия альбома вынесен подзаголовок: ...
Если творчество Кирстин Тин вам незнакомо, то обложка альбома Delicious с фотографией миловидной девушки с роскошными рыжими волосами может навести на мысль об очередной поп-звездочке, и поклонник блюза в таком случае равнодушно пройдет мимо этого ...