Yuriy Yaremchuk & Ilia Belorukov - Meeting in Saint-Petersburg
19.05.2013
Для меня этот альбом, размещенный на Clinical Archives под номером ca414 стал первым после более, чем десятилетнего перерыва путешествием в дискографию известного украинского мастера авангардного джаза, саксофониста и композитора Юрия Яремчука и абсолютно первым знакомством с творчеством петербургского саксофониста Ильи Белорукова. Их встреча, состоявшаяся 31 мая 2009 года в Санкт-Петербурге, была для обоих музыкантов также первым совместным выступлением. Тенор и альт, Львов и Санкт-Петербург, зрелость и молодость – по многим параметрам эта встреча двух саксофонистов выглядела весьма контрастно. Юрий (р. 1951) – признанный мастер, участник многих проектов с европейскими и американскими музыкантами фри-джаза. Илья (р. 1987), на момент записи альбома двадцатидвухлетний музыкант, - представитель совсем другого поколения, с совершенно иным историческим, да и творческим опытом. Но этих двух столь разных людей объединило главное – любовь к свободной импровизации, к эксперименту, к поиску. Предваряя нижеследующее, скажу, что, на мой взгляд, контакт у музыкантов состоялся, а диск – получился.
Meeting in Saint-Petersburg состоит из пяти композиций. Иногда музыканты авангардного джаза, как и музыканты, работающие в иных стилистиках, выбирают для своих произведений конкретные названия. Это обычно дает слушателю некий ориентир, направляет его мысли в определенном направлении. Яремчук и Белоруков выбрали в этом плане наиболее радикальный вариант: никаких названий, просто номера композиций. С одной стороны, это продолжение идей свободной импровизации – полная свобода ассоциативного мышления для слушателя, с другой – человек остается один на один с музыкой, язык которой очень непрост, музыкой, способной у неподготовленного человека вызвать эффект отторжения. Так что, очень рекомендовал бы всем слушателям этого альбома запастись толерантностью, терпением и … включать собственное воображение!
Я, по крайней мере, поступил именно таким образом. Так что, любые мысли по поводу музыки российско-украинского саксофонного дуэта – плод воображения автора этих строк, и они могут решительным образом не совпасть с тем, что вкладывали в свою работу авторы. Так, основными эмоциями стартовой пьесы я бы назвал ощущение радости и красоты жизни. Тенор Юрия и альт Ильи превратились в моем воображении в неких двух мальчишек, весело бегущих вперегонки вдоль улицы и переполненных беспричинной радостью – светит солнышко, веет ветерок, воздух вкусен, жизнь бесконечна и полна только приятных сюрпризов! По контрасту вторая композиция с ее медленным, как бы исподволь разворачивающимся развитием, на мой взгляд, передает в первую очередь состояние некоей тревоги, настороженности, возможно, скрытой угрозы. Какие уж тут мальчишки. Герой этой пьесы, нарисованной двумя саксофонами, скорее человек основательно битый жизнью и не ждущий от нее ничего хорошего.
Ну, а если оставить дилетантскую литературщину, то мне больше всего понравилась композиция №4. Здесь тоже все музыкальное действо начинается весьма неторопливо. Почти половину десятиминутной композиции занимают вздохи, всхлипы обоих саксофонов, частые паузы, неравномерные интервалы между ними. Выход на фразы хотя бы в несколько нот нащупывается только к середине пьесы. А дальше развитие ускоряется. Тенор и альт ведут каждый свою линию, которые то сливаются на какой-то период друг с другом, то вновь расходятся – и так до финала с очень эффектной сонористикой.
Далек от навязывания кому-то своих впечатлений, но мне кажется, что любителю спонтанной импровизации этот диск будет интересен. А эмоции и настроения, которые породит у вас музыка Юрия Яремчука и Ильи Белорукова, - они у каждого будут своими: на то он и фри-джаз!
Дебютный альбом очень молодого коллектива, чей первый концерт состоялся только в конце мая 2009 года в Мальме. Через пару дней после этого концерта музыканты в одной из студий того же шведского города и записали все восемь композиций альбома. ...
Торбен Вальдорф – новое имя для «Jazz-Квадрата». Этот родившийся в Дании гитарист сегодня живет «на два дома»: и в Швеции, и в Дании, но и с родиной джаза его связывает очень многое. В середине 80-х годов Торбен учился ...
В подходе к записи своих альбомов известный мастер джазовой флейты из Торонто Билл МакБирни верен сложившимся традициям, как британский аристократ. Его новый проект Mercy как и прежде объединяет два формата – квартет и дуэт. Как и ранее, ...
Иэн Торделла родился в Вашингтоне и именно там начинал заниматься музыкой, но в 2002 году перебрался в Калифорнию, что дало новый импульс его творчеству. У себя в Южной Калифорнии он довольно быстро завоевал определенную популярность среди ...
Четыре года назад американская вокалистка Антуанетт Монтегю дебютировала альбомом Pretty Blues и тогда же мы познакомили с этой работой наших читателей (см. «Jazz-Квадрат» №6/06). За прошедшее с тех пор время Монтегю стала одной из самых ...
В интервью для jazzquad.ru Юрий Яремчук назвал Алексея Лапина в числе своих самых удобных партнеров, тех музыкантов, с которыми ему играть легко и интересно. Поэтому альбом Anatomy of Sound я ставил в проигрыватель с особым чувством. Как оказалось, ...
В 2010 – 2012 годах Nevermore, Inc в ассоциации с MoonJune Records предприняли переиздание в формате CD первых альбомов Copernicus, издававшихся в 80-х годах только в виде LP. Nothing Exists – самый первый альбом Copernicus, появившийся ...
Myshki-Narushki, где в названии сквозит очень прозрачный намек на фамилию лидера группы, - альбом, не похожий на другие работы «Князя Мышкина», которые мне довелось слышать. Он состоит из очень разных концертных записей разного времени ...
Этот сетевой альбом «Князя Мышкина» с малоизвестной графикой Рембрандта на обложках концептуальным не назовешь. Pasiarod напоминает скорее дневник, фрагмент летописи, рассказывающей о житии вышеупомянутого князя. Конкретно он охватывает ...
Взгляните на обложку: мне кажется, это не абстрактный персонаж мужского пола со всклокоченными волосами и очень живым взглядом, а сам Ричард Бливас, каким он увидел себя в 2010 году. Во всяком случае, Astral Prints – альбом тотально авторский: ...
Их было трое на сцене кельнского «Лофта» 6 февраля 2009 года – прекрасный концертный Steinway, известный джазовый пианист и композитор Симон Набатов и … тень другого джазового пианиста и композитора, умершего почти за ...
Прекрасно снятый Павлом Бородиным документальный фильм о фестивале новоджазовой и экспериментальной музыки Music Unlimited в австрийском городе Вельсе, состоявшемся в ноябре 2009 года. В два с небольшим часа экранного времени вместились и видеоотчет ...