nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

5-й Иерусалимский международный фестиваль "Джаз-глобус". Впервые на святой земле

5-й Иерусалимский международный фестиваль "Джаз-глобус". Впервые на святой земле  В декабре с успехом завершила выступления на 5-ом Иерусалимском международном фестивале "Джаз-глобус" рижская группа Дениса Пашкевича Baltic Nova Collecnive. Все дни на фестивале находился и джазовый обозреватель Валерий Копман.Его впечатления от увиденного и услышaнного предлагаем вашему вниманию. Скажу сразу - латвийские джазовые музыканты впервые выступали в Израиле. В стране, где джаз вызывает определенный интерес у музыкантов и публики и "Джаз-глобус" там далеко не единственный джазовый фестиваль. За последние годы многие джазмены Израиля приезжали на праздники джаза в Латвию. И летом 2008-го играли они на Rigas Ritmi, на Саулкрастском фестивале, но вот ответных визитов наших музыкантов в Израиль до сих пор не было. И когда я узнал, что лидер знаменитого в 70-80 годы литовского джазового трио Г-Т-Ч, выдающийся композитор и пианист современного джаза Вячеслав Ганелин, стал художественным руководителем фестиваля "Джаз-Глобус" то отправил ему СD нескольких групп Дениса Пашкевича - самого, по моему мнению, яркого и творчески очень активного латвийского джазмена. Ганелина убедили работы Пашкевича и вскоре к нам пришло приглашение на Иерусалимскийфестиваль. Вот так среди участников "Джаз-глобуса" оказалась группа Пашкевича Baltic Nova Collective в составе: Йоланта Гулбе (вокал), Денис Пашкевич(тенор-саксофон, флейта), Мадар Калниньш ( фортепиано) и Нефф Иризарри (гитара).

***

После морозной и заснеженной Риги, Израиль встретил нас ясным, солнечным утром. С первых шагов по святой земле многое вызывало восхищение. И великолепие аэропорта, где нас встретил продюсер фестиваля Владимир Мак и вьющаяся серпантином дорога до Иерусалима с с пальмами,цитрусовыми и другой вечнозеленой растительностью... Не покидало ощущение, что все это мне знакомо и немного напоминало Крым. Разместили нас в самом центре города в отеле Jerusalem Tower, который оказался буквально в двух шагах от Иерусалимского Культурного Центра, в котором и проходил джазовый фестиваль.

***

В день открытия фестиваля, у входа в Культурный Центр, уже днем небольшой бэнд играл джаз и из окна моего номера на 9-ом этаже все было замечательно слышно. Музыка с хорошим свингом создавала праздничное настроение и рядом с оркестрoм уже толпился народ... Все дни публика охотно заполняла уютный зал Культурного Центра и до начала концертов с удовольствием знакомилась с замечательной фотовыставкой Григория Хатина. Среди участников, в основном - израильские музыканты. И это не удивительно. Ведь любой фестиваль, это, в первую очередь - смотр "джазовых сил" страны организатора. Среди гостей "Джаз-глобуса"" музыканты Германии, США, России, Латвии...
***

Блистательной игрой выделялся на фестивале российский трубач из Екатеринбурга Сергей Пронь. Изумительная техника, драйв, звучание трубы, то прозрачно чистое, то с настоящими dirty tones. Принимая участие в нескольких проектах, Сергей уверенно играл все: свинг, хард-боп, фри-джаз... Абсолютно свободно чувствовал себя в разных стилях и виртуозный германский барабанщик Клаус Кугель. Контрабасист из Америки Виктор Фонарев-бывший рижанин. Элегантную игру музыканта с четким, уверенным ритмом, с красивыми глиссандо я помню еще по шестидесятым годам. Ровный пульс его контрабаса являлся основой саунда Рижского Эстрадного Оркестра (РЭО). Впервые я познакомился с московским трио современного джаза "Второе приближение" - Андрей Разин (фортепиано), Игорь Иванушкин (контрабас) и Татьяна Комова (вокал). Лидер трио Разин – композитор и все номера программы - плод его таланта, ярко выраженного в музыке, синтезированной из фольклора, музыкального театра, джаза... Безупречно импровизировали Разин и Иванушкин. Но все же в центре всего действа -Татьяна Комова. Ее вокализы, артистизм, пластика восхищали. К необыкновенно обаятельной блондинке приковано все внимание публики.

***

Из израильских музыкантов самое большое впечатление на меня, безусловно, произвел Вячеслав Ганелин . Его талант необьятен, музыкальные фантазии в свободном джазе не знают границ. Они всегда изысканны и утонченны. Квартет "Экслибрис": Ганелин- Фонарев – Пронь - Кугель открывал фестиваль. Впечатляющая, наполненная страстями 50-ти минутная композиция, в которой произошло предельное откровение музыкантов, вызвала оглушительную овацию зала. Вне всяких сомнений, уже первое выступление стало самым лучшим на фестивале. Ганелин с программой "Альянс-2008" и завершал фестиваль. И вновь на наших глазах рождалось абсолютно спонтанное сочинение, построенное на контрастах в духе настоящего фри-джаза.В этом проекте партнерами Ганелина стали: Борис Гаммер, Денис Пашкевич и Виктор Фонарев. Но в этот раз Ганелин как бы ушел в тень, предоставив полную свободу двум саксофонистам Гаммеру и Пашкевичу.И со своей ролью музыканты справились. Должен сказать, что на Дениса участие в проекте с самим Ганелиным произвело огромное впечатление. Увлекательную программу, исполненную очень профессионально, с хорошим вкусом показало трио скрипача Авнера Кельмера. Замечательно играл "Клезмер-джаз" Гаммера с превосходным молодым гитаристом Ильей Сельцовым. Сколько искрометного юмора было в этой веселой программе и как виртуозно играл на кларнете Гаммер! Запомнилась молодая, с колоритной внешностью и необычной манерой исполнения джазовая вокалистка – Михаль Коэн. На любом фестивале особенно интересно познакомиться с юными музыкантами - будущими джазменами страны-организатора. Восторженно принимала публика иерусалимский детский "Кляйман-бенд". Джазовая классика прозвучала убедительно, с хорошим настроением. Но главное – дети, поразившие всех своими импровизациями. Особенно, девочка-пианистка и просто гениальный мальчик, которому лет 10-11, (бесспорно, будущая звезда израильского джаза!) с абсолютно правильным, по-настоящему джазовым звучанием трубы. С детским бэндом вдохновенно импровизировали, проводя своеобразный мастер-класс - Сергей Пронь, Денис Пашкевич и Андрей Разин. Запомнилось выступление квартета саксофонистов, порадовали яркой игрой пианисты Михаил Агрэ, Нахум Переферкович, Шимон Липкович, саксофонисты Дмитрий Шурин и Роберт Анчиполовский, контабасист Валерий Липец, барабанщик Евгений Майстровский...

Несколько слов о Михаиле Агрэ. Все 80-ые годы в рижской газете "Советская Молодежь", впервые в СССР, проводил я ежегодные опросы джазовых критиков страны по определению лучших джазовых музыкантов года. И вот по итогам 1987 года, в разделе "открытие года" впервые появилась новая фамилия: Агрэ Михаил (фортепиано) г.Свердловск. В "открытие года" попало и трио Агрэ. По итогам 1988 г. все повторилось. Я никогда раньше не слышал игру Михаила. И вот на "Джаз-глобусе" мы познакомились. Мне очень понравилась игра рослого, мужественного на вид человека, никак не похожего на музыканта. Его внешность - настоящий мачо.Столь же мощной и впечатляющей была его игра. Должен сказать,что Агре -единственный музыкант на фестивале, кто в 80-ые годы попадал в All Stars моего опроса.

***

Группа Пашкевича Baltic Nova Collective достойно представляла на фестивале латвийский джаз. Играла она с таким вдохновением! Быть может, программа для кого-то оказалась несколько неожиданной, кроме продюсера фестиваля, которому был выслан CD группы. Музыканты исполняли композиции, в основе которых мелодии и ритмы босса-новы, африканские мотивы и все в совершенно новых и оригинальных аранжировках. Думаю, никто не возразит, что босса-нова- один из джазовых стилей, спокойный, негромкий (близкий стилю кул) и мелодически очень красивый. Думаю, никто не осмелится утверждать, что босса-нова Антонио Карлос Джобима в исполнении Джоао и Аструд Джильберто - музыка... для ресторана. И появление босса-новы на фестивале - всегда подарок для публики. Должен сказать, что группа Baltic Nova Collective, была создана летом прошлого года специально для фестиваля "Джаз-глобус". Она - усеченный вариант основной группы Дениса Пашкевича Riga Groove Electro, состоящий из семи музыкантов. Надо сказать, прошлый год стал для группы необычайно насыщенным. Полгода выступала она в 11-ти странах, находящихся вокруг Балтийского моря, в рамках международного проекта Balticness. В полном составе группа надеялась выступить и в Иерусалиме. Но, вероятно, из-за серьезных проблем с бюджетом фестиваля, группу в полном составе принять не смогли, и Денис Пашкевич вынужден был ее сократить до четырех исполнителей. Так в середине лета появилась новая группа Baltic Nova Collective. Публика и участники фестиваля "Джаз-глобус" с восхищением отмечали чарующий вокал Йоланты Гулбе и превосходные импровизации на тенор-саксофоне и флейте Дениса Пашкевича. Много лестных слов услышали в свой адрес Мадар Калниньш и Нефф Иризарри. Кроме фестивального выступления группа Пашкевича исполнила свою программу и в музыкальном клубе в Тель –Авиве. На фестивале латвийские музыканты принимали участие и в других, любопытных, по своей сути проектах, придуманных организаторами "Джаз-глобуса".

***

В интернациональном проекте "Джазовый мост", который стал одной из кульминаций фестиваля, на сцену вышли " все звезды": Пронь, Пашкевич, Анчиполовский, Разин, Иванушкин и Кугель. С невероятным драйвом исполняли музыканты джазовые стандарты, бескомпромиссно ведя в импровизациях еще и творческие сражения друг с другом. Дух захватывало слушая все это. (И как здорово после такой эмоциональной встряски послушать... босса-нову. Ведь именно многообразием стилей и ценится "весь этот джаз").

***

Другой проект – "Рижский бальзам". Лично для меня он стал интересен тем, что в нем, кроме нашей четверки: Пашкевич, Гулбе, Калниньш, Иризарри, принимали участие и музыканты, которых я хорошо знал уже много лет, ведь их творческий путь в 1960-1970-е годы начинался....в Риге: Фонарев, Гаммер, Переферкович, Липкович. Принимал участие в проекте и барабанщик Майстровский. Рассказывают, он в свое время часто играл в Риге, любит наш город, у него там много друзей и в душе все еще чувствет себя немного рижанином. Эти "серьезные" аргументы и позволили Евгению попасть в команду настоящих рижан. Перед началом программы "Рижский бальзам", меня пригласили на сцену и я коротко рассказал израильской публике о латвийском джазе, о рижском кафе "Аллегро", которое было открыто в 1971-м и где впервые в Латвии стал регулярно звучать современный джаз. В те годы, именно в "Аллегро" принимали активное участие в джазовых программах молодые и талантливые музыканты: Фонарев, Переферкович, Гаммер... Рассказал о сегодняшней рижской джазовой жизни- клубах, концертах, фестивалях... В завершении своего выступления я пригласил на сцену участников этого уникального проекта. И начался немного трогательный и сентименгтальный для меня концерт. На моих глазах происходило соединение джазменов моей молодости и дня сегодняшнего. Прозвучали, как и много лет назад объединяющие джазменов всего мира стандарты. Началось выступление рижан, настоящих и бывших, с горячей и неудержимой темы Billie's Bounce, а следующей стала нежная и трогательной латышская песня "Вей, ветерок". (И что интересно, предложил ее исполнить Нахум Переферкович!). Превосходно пела Йоланта Гулбе, а талантливые импровизации музыкантов создали, на основе темы ветерка, развернутую композицию, которая нашла горячий отклик у публики иерусалимского Культурного центра. "Рижский бальзам" стал для меня настоящим сюрпризом и я благодарен всем музыкантам, принимавших в нем участие, за превосходную игру.

***

На фестивале бал правил мейнстрим. Все, от юных музыкантов до убеленных сединой джазменов – отдавали предпочтение основным стилям джаза, От традиционного до фри-джаза. А вот фьюжн, фанк и джаз-рок прозвучали, по- моему, лишь однажды. К счастью никто не играл сладкий смус-джаз...

***

Несколько слов об организации фестиваля. Все проходило спокойно, по - домашнему, никакого нервного напряжения. Небольшой зал все дни был почти полный. За исключением одной группы, все, кто был указан в программе фестиваля, выступили. Надо отдать должное организаторам фестиваля, которые придумали разнообразные тематические программы. Некоторые из них были абсолютно спонтанными и по своей сути напоминали джем-сешн. И здесь были настоящие удачи ("Джазовый мост", "Рижский бальзам"...). Однако, я считаю, что по своему усмотрению подбирать музыкантов для определенных проектов, включать эти составы в программу фестиваля, без получения согласия каждого конкретного музыканта, дело не совсем корректное. Как можно, например, соединить музыкантов, играющих в разных джазовых стилях? Тем более, без их согласия. Вы можете себе представить, чтобы на каком нибудь джазовом фестивале Луи Армстронга, без его согласия, включили бы в состав Jazz Messengers поиграть вместо Ли Моргана ? Что за бред, скажет любой. Но на "Джаз-глобусе" такое стало возможным. Один пример. Музыкант латвийской группы Нефф Ирризари категорически отказывался принимать участие в проекте гитаристов - "В субботу вечером в Иерусалиме". Что-то не устраивало его - профессионального джазмена в чисто музыкальном аспекте. Участие в проекте никто с ним не согласовывал и потому отказаться Нефф имел полное право. И тогда начались ультиматумы, что меня поразило больше всего. В конце концов был найден компромисс и Нефф согласился выйти на сцену в середине концерта и присоединиться к израильским гитаристам. Но лучше бы Нефф не выходил, так как играть он стал в совершенно иной, более агрессивной манере и поднять эмоциональный градус вялого и скучнейшего выступление трех гитаристов он никак не смог. К счастью, все это не выбило Нефффа из колеи и в проекте "Рижский бальзам" он сыграл замечательно, как и ранее в двух концертах в составе Baltic Nova Collective. К сожалению, откровенным слабым оказался не только проект "В субботу вечером в Иерусалиме", но и еще один – "Сальсомания", не оставили никакого впечатления и две вокалистки Юлия Фельдман и Элла Алексеева А вот идея вспоминать джазовые кафе, которые сыграли значительную роль в развитии джазового движения в СССР, мне понравилась. Прекрасно помню московские джазовые кафе 60-х годов: "Молодежное", "Синяя птица", "Печора"... На фестивале проект назвали "Синяя птица" по очень простой причине. Один из активных джазменов тех лет-пианист Михаил Кулль, постоянно выступавший в легендарном кафе, сегодня живет в Израиле и продолжает играть свой любимый джаз. Он и вывел на фестивальную сцену квинтет "Синяя птица". С молодыми и талантливыми партнерами Кулль уверенно исполнил известные темы джазовой классики.

И у меня появилась идея для организаторов фестиваля в 2009 году. А почему бы не вспомнить и рижское кафе "Аллегро"? Тем более, что на святой земле живут не один, а два известных джазмена игравших в "Аллегро": Гаммер и Переферкович. А из Америки может прилететь и третий – Фонарев. Могу организовать приезд в Иерусалим и их бывших партнеров – рижан, находящихся и сегодня в отличной форме: барабанщика Зигурда Резевского, кларнетиста Юрия Мутулиса, контрабасиста Бориса Банных...

***

Понравилась ведущая концертов, переводившая все с русского на иврит –Дина Клейман. Поразился, услышав от молодой девушки: джем-сешн. Ведь сегодня все вокруг только и говорят: джем- сейшн. В редакциях газет корректура постоянно правит сешн на чисто попсовый сейшн, ссылаясь на какие-то словари. Удивительно, как люди,даже знающие английский, не могут правильно написать по-русски - jam session.

***

Превосходнейший пример интеграции исполнителей из совершенно разных музыкальных жанров – уникальное ( по обоюдному согласию!) выступление дуэта: Ирина Беркович - Вячеслав Ганелин.На наших глазах происходило невероятное - соединение казалось бы несоединимого. На двух фортепиано играли : замечательная пианистка академической музыки и выдающийся пианист и композитор современного джаза. Слушать дуэт было невероятно интересно. В исполнении Беркович звучала классика: Равель, Скрябин... В эти мгновения озвученную с нот музыку обволакивали и уводили в другой мир спонтанные импровизации Ганелина. Публика, как завороженная слушала сиюминутно рождаемые композиции.

***

А теперь, несколько замечаний по организации фестиваля. Не было полной и доступной информация о участниках фестиваля. Думаю, что не очень дорого стоило бы подготовить скромный буклет или хотя бы отдельные листы. Например, мне хотелось получить информацию о израильских музыкантах. Где и когда стали заниматься джазом, в каких странах, республиках, городах. Какое получили образование. С кем играли, каких успехов добились. Удивлен, что не было аккредитации и пресс-конференции в день открытия фестиваля и потому, полное отсутствие интереса у израильских журналистов к гостям фестиваля. Это было так непривычно видеть. Разве любителям джаза, да и людям интересующимся культурной жизнью в своей стране, было бы неинтересно узнать о том, как развивается джазовая музыка в Москве, на Урале, в Германии, Латвии?. На фестивале, если я не ошибаюсь, в один момент присутствовало шесть джазовых критиков из разных стран во главе с редактором крупнейшего российского портала jazz.ru Кириллом Мошковым. Что помешало организовать на 1,5-2 часа "круглый стол" с обсуждением острых и актуальных проблем в джазе. Например: как предотвратить размывание джаза как музыкального жанра?. И последнее. На многих фестивалях с гостями из-за рубежа всегда находятся рядом, на общественных началах, добровольные помощники - молодые парни и девушки, владеющие иностранными языками. Каждый из них опекает свою группу, решая всевозможные вопросы, возникающие у гостей по ходу фестиваля. Везде молодые люди считают за честь получить такое предложение от организаторов фестиваля.

***

Завершая своё выступление в проекте "Рижский бальзам", я сказал: мы рады, что стали первыми из представителей латвийского джаза, кто приехал на святую землю. Теперь, я надеюсь, джазовые контакты между нашими странами станут постоянными. Пройдут годы, из Латвии будут приезжать все новые и новые джазовые музыканты. Но хочу верить, что всегда будут помнить тех, кто первыми открыл Израиль для латвийского джаза.

Иерусалим-Рига
На снимке Денис Пашкевич

Валерий КОПМАН


стиль
джаз
автор
Валерий КОПМАН
страна
Израиль


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2008 - 2010 года

  • стиль: джаз, джаз
Хорошо, когда над подготовкой и проведением фестиваля работает слаженная команда единомышленников. «Джаз по-ростовски» в этом смысле едва ли не исключение. По существу, это проект одного человека: вот уже в пятый раз Рафаиль Туишев провел ...
  • стиль: джаз, джаз
Июль. Cамый жаркий месяц. И каждый год в солнечные июльские дни бал правит – джаз. В это время и происходят два главных события – фестивали Rigas Ritmi и Saulkrasti Jazz. И в этом году все начиналось с Rigas Ritmi. Все дни город жил под ритмы джаза. ...
  • стиль: блюз, блюз
Уже стали доброй традицией встречи гитаристов в конце каждого года на фестивале «Грифомания» в Минске. 22 – 23 ноября состоялся очередной фестиваль. Он стал десятым по счету, приобретя к сегодняшнему дню статус международного. Не случайно ...
  • стиль: джаз, джаз
Мне, конечно, и до этого приходилось брать «коллективные» интервью, т.е. одновременно разговаривать с несколькими участниками события, но чтобы с разными людьми, в разное время, находящимися в разных местах и по телефону – такое со мной впервые. ...
  • стиль: этно, этно
Говоря о национальных чертах в искусстве нельзя не отметить, что многие исполнители из корыстных побуждений злоупотребляют этим понятием в угоду самому смыслу искусства. Особенно это заметно в Беларуси, где уже довольно продолжительное время ...
  • стиль: блюз, блюз
Блюз, как поговаривают, родился у берегов Миссисипи, а точнее, в самой ее Дельте, на юге одноименного штата. А потом стал достоянием всего человечества, его любят и играют во всем мире. Эта музыка дала начало целым направлениям, таким как джаз, ...
  • стиль: джаз, джаз
Этим летом, отдыхая в Аджарии, мне повезло побывать на джазовом фестивале в Батуми. Прекрасный подбор музыкантов, красочная реклама и великолепная организация – все вызывало белую зависть. Но больше всего меня поразил выбор места проведения – ...
  • стиль: джаз, джаз
"У вас в стране (в Украине – прим. ред.) какое-то другое понимание слова «джаз»", – сказал мне бас-гитарист латвийской группы Twin Town Эдвин Озолс (Edvin Ozols). Ситуация была немного парадоксальной, но при этом понятной. Парадокс заключался в том, ...
  • стиль: этно, этно
Для организаторов фестиваля современного фольклора «Таўкачыкі» текущий год выдался богатым на события. В начале с большим успехом были проведены филармонические концерты «Таўкачыкаў на Каляды». Но время летит, и уже подоспели «Таўкачыкі на Юр’я». ...
  • стиль: джаз, джаз
Прошло каких-то тридцать лет с тех пор, как в Бирштонасе состоялся первый джаз-фестиваль. Но эти тридцать лет отразили не просто историю становления современного литовского джаза – они отразили целую эпоху в развитии музыкальной культуры Литвы. ...
  • стиль: блюз, блюз
Мне многое доводилось слышать о ставшем уже легендарным фестивале, который прошел с 12 по 14 апреля 1968 года в Минском радиотехническом институте. Но до последнего времени мне было довольно тяжело определиться, какого же уровня мероприятие было в ...
  • стиль: этно, этно
Международный музыкальный арт-фестиваль МАМАКАБО-2010 завершился в минувшее воскресенье, 29 августа, в Культурно-образовательном центре ЭТНОМИР в Калужской области. Полностью оправдав слоган "Продли себе лето!", фестиваль четыре дня боролся с ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com