nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Юрий Яремчук - Новая музыка из старых Карпат

Юрий Яремчук - Новая музыка из старых Карпат  Как-то так случилось, что после распада СССР сошел на нет и миф о советской "новой музыке", и произошло это не только в связи с политическими событиями, но и в результате ухода многих музыкантов из сферы свободной импровизации. Судите сами: уехали А.Вапиров, М.Альперин, В.Ганелин, А.Кириченко, умер С.Курехин, представления В.Чекасина носят скорее театральный характер, где музыке отводится все меньшая роль.

Тем отраднее, когда в Москве появляется музыкант со своим сложившимся индивидуальным музыкальным мышлением, ни на кого не похожий и не пытающийся никому подражать, в отличие от большинства московских саксофонистов, стремящихся играть не свою музыку, а по-американски. Этот музыкант, о котором я говорю, львовскийсаксофонист Юрий Яремчук. Именно он вместе с гитаристом Александром Нестеровым является пионером новой музыки на Украине, правда последнее время Юра работает либо с актрисой и певицей Наталкой Половинкой, либо с двумя своими дочерьми-консерваторками Настей и Юлей. Вот и этот приезд на фестиваль "Глубокая глотка или опасные связки", проходивший в ноябре в Московском культурном центре "Дом", Юрий Яремчук привез квартет с Н.Половинкой и своими дочерьми. А буквально накануне, на новом подлейбле московской фирмы "Landy Star" - "Jazzland - Русская серия", руководимом известным джазовым общественным деятелем Михаилом Митропольским, вышел компакт диск "Закрытые горы", с участием Яремчука. Об этом диске и его новом проекте, с которым Юра выступал в Москве я и решил с ним побеседовать.

Валерий Силаев – Юра, поздравляю тебя с выходом твоего первого компакт диска, и, так как в силу ряда причин на диске отсутствует информация о проекте "Закрытые горы", хотелось бы узнать об истории возникновения проекта и смысле его названия.

Юрий Яремчук – Название проекта "Closed Mountains" – "Закрытые горы" объясняется довольно легко. Дело в том, что для французских музыкантов, с которыми мы записали этот диск, Карпаты, да и сама Украина долгое время являлись закрытой зоной. Более того, они не только никогда не были на Украине, но даже и не подозревали о ее существовании! Но все-таки сначала они попали во Львов, а затем украинский участник проекта скрипач и путешественник Роман Рось предложил им в качестве одной из музыкальных составляющих украинскую народную музыку. Ну а поскольку в подлинной чистоте ее можно услышать только в Карпатах, то, приехав в горы, французы открыли для себя целый мир!

В.С.: Юра, был ли Роман Рось раньше знаком с этими музыкантами? Как произошла Ваша встреча?

Ю.Я.: В древности, существовал такой легендарный украинский корабль "Чайка", на котором украинские казаки плавали в разные страны, и что-то там продавали и покупали. В наше время украинские энтузиасты сделали подобную "Чайку", на борту которой собрались литераторы, философы, музыканты, художники. Все они, подобно древним казакам, стали плавать по разным странам, но не торговали, а несли в мир прежде закрытую для него Украинскую культуру. Я не знаю точного маршрута этого корабля, но знаю, что они доплыли до Бреста, где высадились на берег, как раз там Роман Рось всех покорил своей игрой на скрипке.

В.С.: Скажи пожалуйста, Рось — чисто этнический музыкант?

Ю.Я.: Нет. Скорее такой смешанный. Он этнический западный украинец и поэтому очень хорошо владеет фольклором Карпат. Так вот, в это время в Бресте проходил морской фестиваль, в котором участвовали актеры, поэты и музыканты. И одним из таких французских участников фестиваля был прекрасный бас-кларнетист Кристоф Роше, с которым Роман Рось музицировал на этом фестивале, и вот с этого контакта и берет свое начало наш совместный проект.

У Кристофа есть товарищ - саксофонист Жан Килливик, играющий на всем семействе язычковых инструментов. Вот этих двух музыкантов Роман Рось и пригласил во Львов, где они выступили в арт-галерее "Дзыга". Сначала Роше и Килливик играли дуэтом, а затем к ним присоединились львовские музыканты. Роман Рось встретил меня на улице и пригласил поиграть вместе с французами, чтобы как-то поддержать марку Львова. Я пришел сыграл с ними джем-сейшн,а потом отыграл с французами целый концерт спонтанной музыки!

После концерта мы пришли ко мне домой, выпили немного вина, и Кристоф Роше несколько раз спросил меня, буду ли я участвовать в совместном проекте. И я несколько раз ответил: "Yes! Yes! Yes!" Это было в 1998 году. Потом, спустя примерно полгода, французы прислали нам приглашение, и мы выехали в Брест, где сначала репетировали, а потом записали вот этот диск, который сейчас имеем! Это была очень интересная работа. По окончании записи мы уехали, даже не отслушав вычищенный и сведенный материал, так как у нас закончилась виза. Но в 2000 году мы снова приехали в Брест, где записанный нами материал был осуществлен в концертном исполнении.

В.С.: То есть, как бы, в качестве промоушена еще не вышедшего диска?

Ю.Я.: Да. Можно и так сказать. Мы играли в одном из самых престижных залов Бреста – "Кварц". В этом концерте, кроме нас, участвовал замечательный ансамбль "Квинтет новь" - "Новый квинтет", в составе которого играют гитаристы Кристин Эскуде и сын Джанго Рейнхардта – Барбик Рейнхардт.

В.С.: Я не знал, что сын Джанго занимается джазом! Ну и как, поддерживает сын папину марку?

Ю.Я.: Еще как! Они замечательно выступили, сыграв такой современный вариант ансамбля "Хот-клуба де Франсе"! Горячую, струнную свинговую музыку!

Ну а мы сыграли ту программу, которая записана на компакт-диске. Прием был очень хороший. Затем выступили на фестивале современной музыки. Директором этого фестиваля является мой партнер по "Закрытым горам" Кристоф Роше. Фестиваль целиком посвящен новой музыке, в нем участвовали достаточно крупные музыканты, такие, как например профессор парижской консерватории - перкуссионист Рамон Лопе, саксофонисты Мишель Данида, Даник Лазро, английский контрабасист Пол Роджерс! Пол Роджерс был одним из самых ярких музыкантов на этом фестивале. Были и менее известные у нас музыканты, но тоже очень интересные – певица Паскаль Лабе, электроакустик из Нанта Кристоф Атави, брестский электроакустик Джарма. Я получил очень большое удовольствие.

Кроме этого мы выступили в помещении кинотеки, где мы играли, сопровождая показ документальных фильмов о жизни провинции Бретань. Играли спонтанно! Вообще культурная жизнь в Бресте просто на высоте!

В.С.: Есть ли у этого проекта какое-нибудь продолжение?

Ю.Я.: Я пытался пробить выступление проекта на Украине, подавал на заявку в киевскую организацию "Возрождение", но мне в деньгах отказали, сославшись на то, что проект не набрал рейтинга. А я мечтал о записи второго компакт диска этого проекта и именно с этнической украинской музыкой, с записью настоящих гуцулов и съемкой видов Карпат… но все-таки я надеюсь на продолжение, тем более, что через интернет я с французами общаюсь, и львовский союз композиторов вроде бы обещал спонсировать приезд французов на Украину.

В.С.: Юра, а теперь расскажи, пожалуйста, немного о своем новом проекте, с которым ты сейчас в Москве!

Ю.Я.: С Наталкой Половинкой у меня "любовь с первого взгляда", я имею в виду музыкальную любовь. Мы были на Днях украинской культуры в Кракове, где я со своим трио, играл джазовую программу. На этот концерт пришли львовские актеры, которые решили посмотреть, что же это за музыканты из Львова выступают параллельно с ними? И после нашего выступления ко мне подошла Наталка Половинка, которая просто была ошеломлена тем, насколько ей близка музыка, исполнявшаяся нами. После этого, уже во Львове, она мне так и сказала: "Это мое!".

Мы с ней стали пробовать понемногу музицировать. В итоге у нас с ней родился целый спектакль "Homo Ludens", в котором Наталка играет драматическую роль, проживая жизнь женщины со всеми ее аспектами: любовь, горе, радость… а я создаю такую своеобразную звуковую подкладку на своих инструментах, будучи каким-то образом, тоже включен в эту драматургию. Работая с этим проектом, я увидел возможность подключения к нему своих детей. У меня две доченьки: Анастасия – флейтистка и Юлия, которая играет на фортепиано, они студентки львовской консерватории! Я им очень много дал в плане современного музыкального мышления, они научились импровизировать, бережно относиться к звуковым пустотам, которые играют огромную роль в современной музыке. Девочки обладают хорошей академической школой, так что, подключая их к нашему с Наталкой дуэту, я знал, что они ничего не нарушат в уже сложившейся нашей структуре, а только украсят и обогатят ее новыми звуковыми красками.

Этим квартетом мы впервые выступили в этом году на фестивале "Золотой Лев", сыграв своеобразный концерт-перформанс. Отзывы были очень хорошие, после концерта подходили разные люди и нас благодарили. Затем возникло приглашение от Николая Дмитриева на голосовой фестиваль, для которого мы подготовили новую программу, рассчитанную специально на голос Наталки Половинки и основанную на украинском фольклоре. Это программа полностью отличается от того, что мы показали на"Золотом Льве". Мы набрали фольклорный материал и сделали такие остро современные инструментальные подкладки, которые больше свойственны современной академической музыке, нежели джазу. Как мы поняли из приема московских зрителей наша программа понравилась. Вот собственно и все.

В.С.: Юра, я благодарю тебя за беседу. Еще раз поздравляю тебя с выходом компакт диска и желаю тебе новых дисков, тем более, что в портфеле фирмы "Лэнди Стар" есть еще одна твоя интересная запись, которая включает твои дуэты с разными музыкантами. Ну и, конечно же, желаю новых интересных концертов не только в Москве но и в других городах бывшего Союза! Успехов тебе!

Валерий СИЛАЕВ

2006


стиль
джаз
страна
Украина
музыкальный стиль
авангард


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с саксофонистами

  • стиль: джаз, джаз
Вряд ли нужно специально представлять нашего сегодняш­него собеседника. Ян Гарбарек — попросту один из лидеров ев­ропейского джаза, а в 70-80-е годы — вероятнее всего, и вовсе единоличный лидер. И вот, благодаря содействию компании "Богема Мьюзик" и ...
  • стиль: джаз, джаз
От переводчика: Это интервью Саймон Саргсян из JazzBluesNews.Space взял у австрийской саксофонистки Мюриэль Гроссман в конце 2017 года. К этому времени вышел ее альбом Momentum, а Мюриэль уже работала над следующим проектом. Им стал альбом Golden ...
  • стиль: джаз, джаз
Это интервью было взято незадолго до смерти музыканта. Нью-йоркский трубач Кен Фрэдли (Кеn Fradley) встретился со своим кумиром на следующее утро после того, как Таррентайн участвовал в концерте памяти Милта Джексона. Стенли Тэррентайн выходит из ...
  • стиль: джаз, джаз
Большой неожиданностью на музыкальном рынке Польши в 2003 году стало появление очередного альбома Збигнева Намысловского, который называ­ется незатейливо "Стан­дарты". Знаменитый поль­ский саксофонист вообще редко, как исключение из правил, ...
  • стиль: джаз, джаз
Школа Беркли не нуждается в особом представлении. Попасть туда — мечта каждого начинающего джазовый путь музыканта. И все же у многих сложилось устойчивое мнение: нет необходимости долго учиться в бостонской школе. Вполне достаточно побывать месяца ...
  • стиль: джаз, джаз
Впервые с Алексеем Кругловым мы встретились на совместном выступлении. Презентовали авторскую программу – композиции Леши, его друзей и наставников, кое-что из моего… С первых же сыгранных нот стало понятно, что этот артист относится к творческому ...
  • стиль: джаз, джаз
Анатолий Вапиров родился в 1947 в Бердянске, Украина. На саксофоне на­чал играть в 13 лет. В 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу кларнета, а в 1979 — аспиранту­ру по классу саксофона. С 1976 по 1982 работал в Лениградской ...
  • стиль: джаз, джаз
Отсутствие информации о музыканте в широкой печати еще не означает его от­сутствие или его несостоятельность. Ар­мянский саксофонист Армен Уснунц яр­кий тому пример. Великолепный музы­кант, талантливый педагог, одинаково хорошо исполняющий ...
  • стиль: джаз, джаз
Екатерина Рамжаева — саксофонист, композитор и преподаватель, бэнд-лидер ансамбля «Kate & Friends», а также выпускница престижнейшего музыкального колледжа США «Berklee College of Music» (Boston). Многочисленный призер и участник фестивалей ...
  • стиль: джаз, джаз
Игорь Бутман родился в 1961 году в Санкт-Петербурге (Ленинграде). В 11 лет начал играть на кларнете в детской музыкальной школе. В 1976 г. поступил в музыкальное училище им. Мусорг­ского по классу саксофона. Будучи студентом, играл в ансамбле Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Александр Островцов: Павел, страна должна знать своих героев. Расскажи, по­жалуйста, о себе: где родил­ся, как пришел к музыке, по­чему выбрал именно духо­вые? Павел Аракелян: Я ро­дился в городе Баку. Мой отец Юрий Павлович Араке­лян — музыкант, он ...
  • стиль: джаз, джаз
Павел Скорняков – молодой джазовый саксофонист и композитор, известный и любимый не только в России, но и далеко за ее пределами. Искренний и эмоциональный голос альт-саксофона в его руках говорит со слушателями на универсальном языке, близком ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com