nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Tylos Labanoro 2014 + Niamiha

стиль:

Tylos Labanoro 2014 + Niamiha
Думаю, большинство зрителей, собравшихся в малом зале КЗ «Минск» 30 мая 2014 года, в общих чертах заранее представляло, что их ждет. Но и те, кого на концерт привело в первую очередь имя одного из крупнейших мастеров современного литовского джаза, хорошо известного далеко за пределами Литвы саксофониста Пятраса Вишняускаса, наверняка не были разочарованы. Старый проект и новый проект, инструменты старинные и современные, голос деревни и голос города, музыканты Беларуси и Литвы – это не дихотомии, наоборот, все дополняло друг друга и сливалось в единое впечатляющее действо, общим знаменателем которого стала этническая музыка.

Программа концерта состояла из двух частей, названия которых вынесены в заглавие данного текста. Впрочем, я позволил себе некоторую вольность, добавив к названию Tylos Labanoro обозначение 2014. Мне это дополнение показалось уместным, поскольку речь шла о новой концертной версии уже хорошо известного и нашумевшего проекта, которому рукоплескали зрители и Вильнюса, и Каунаса, и Минска, и который был увековечен при поддержке ЮНЕСКО в одноименном альбоме Tylos Labanoro (2006). В свое время об этом проекте и об этом диске писал для «Jazz-Квадрата» Дмитрий Подберезский, чью рецензию можно найти на нашем сайте, однако, какие-то базовые моменты необходимо напомнить.

Тодар Кашкуревич, музыкант и художник, представитель славной в Беларуси династии мастеров изобразительного искусства, талантливый реконструктор, своими руками воссоздающий старинные белорусские волынки – дуды и внесший огромный вклад в возрождение искусства игры на этом инструменте, вместе со своим литовским единомышленником, фотографом и музыкантом Гвидасом Коверой, подготовил программу музыкальных импровизаций на дудах на основе народных мелодий Литвы и Беларуси. И волынки-дуды, и сам фольклор Литвы, Западной Беларуси, Латгалии чрезвычайно близки и восходят к общей истории не только в рамках Великого Княжества Литовского, но и к более древним корням, уходящим далеко вглубь веков, в еще дохристианскую эпоху. Когда к Тодару и Гвидасу присоединился Пятрас Вишняускас, и аутентичное звучание волынок соединилось с фри-джазовыми импровизациями сопрано-саксофона, проект в 2005 году был записан, а год спустя издан в Литве. Он получил название Tylos Labanoro (по-белорусски «Цiшы Лабаноры», это название озера в Литве).

В одной композиции того альбома играл еще и прекрасный литовский таблист Ритис Камичайтис. В минском концерте практически вся музыка Tylos Labanoro звучала под аккомпанемент табла Ритиса. На первый взгляд, эти парные барабанчики, непременный атрибут северо-индийской музыкальной традиции, могли показаться чем-то инородным в контексте программы. Но – только на первый взгляд. Протяжные, преимущественно минорные по настроению импровизации на двух дудах, тонко подключающийся к ним голос сопрано-саксофона и гибкая полиритмия табла убедительно сочетались в этой необычной, сложной, но завораживающей музыке. А индийские инструменты словно напоминали (извините, если это кому-то покажется натяжкой) об общих индо-европейских истоках всех народов Европы, включая и балтский регион.

Вторая часть концерта стала премьерой нового проекта возглавляемой Тодаром Кашкуревичем фолк-группы ESSA. Перед ее началом Тодар немного рассказал о концепции этого проекта. Niamiha (по-белорусски Нямiга, по-русски – Немига) – река в Минске, известная еще по «Слову о полку Игореве», а в современной истории Беларуси еще и символ трагедии, произошедшей 15 лет назад, когда внезапный ливень вызвал среди людей, пришедших на open air концерт, массовую давку в подземном переходе у одноименной станции метро, в результате которой более 50 человек погибло. Река Немига как таковая в современном Минске не видна, вся она заключена в глубокий коллектор и течет под улицами города. Если Tylos Labanoro реконструирует фольклор сельский, то Niamiha, как это видится авторам проекта, - отображение судьбы фольклора в современном городе: он незаметен, но он живет, течет где-то в глубине, под шумными улицами, подчиняясь своим законам, мало связанным с ритмами жизни большого города…

ESSA в тот вечер предстала перед публикой в формате квартета. Помимо самого Тодара Кашкуревича и Ольги Дедовик-Кашкуревич на сцену вышли и молодые участники группы – Сабина и Доминик Петровские. Участвовали в новом проекте и все трое литовских гостей. И Тодар Кашкуревич, и Гвидас Ковера в этой программе отложили дуды и играли преимущественно на разнообразных перкуссионных инструментах, а Гвидас еще и на весьма выразительно звучащем варгане. Почти во всех эпизодах программы неумолчно звучали и табла Ритиса Камичайтиса, тогда как Пятрас Вишняускас выходил на сцену заметно реже, но каждый раз весьма эффектно. Главным же украшением проекта стали вокальные партии. Ольга Дедовик-Кашкуревич пела и соло (как в литовской народной песне «Божья гора»), и в дуэте с Сабиной Петровской. Последняя эпизодически включала в общий саунд и голос скрипки, тогда как Доминик Петровский разнообразил тембровые краски перкуссии.

Висящее на сцене ружье, как известно, должно выстрелить. Всю первую часть концерта зрителей интриговали подвешенные на сцене небольшие колокола и … солидные, примерно двухметровой длины, листы тонкой оцинкованной стали. В рамках «Нямiгi» зазвучали и те, и другие. Оказалось, что движение смычка по стальному листу или его легкое колебание, напоминающее отдаленные отзвуки грома, работают, и весьма удачно на общую концепцию проекта. А когда Вишняускас, «спрятавшись» за стальным листом, завершил блистательное соло на саксофоне неожиданным резким ударом по железу, шоковый эффект для публики был бесспорным. Вот так, подчиняясь воле авторов проекта, теплые женские голоса и мертвая сталь, академическая скрипка и народные перкуссионные инструменты разных стран, саксофон и варган рассказывали о том, как живет фольклор в изначально непривычной для него урбанистической среде. И рассказ этот вряд ли оставил равнодушным кого-либо в зале. А начинался он со столь знакомой любому минчанину записи голоса диктора в метро: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – Немига». И стук колес неумолимо приближал нас к глубоко под землю запрятанному сердцу города…

Кончился концерт, музыка осталась только в памяти. Наверняка за премьерой проекта последуют и новые сценические варианты «Нямiгi». Но очень хотелось бы, чтобы вслед за Tylos Labanoro, и Niamiha, созданная талантом белорусских и литовских музыкантов, была записана и издана в виде альбома. В Литве? В Беларуси? Еще где-то? Наберемся терпения.

Леонид Аускерн


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
этно-джаз
страна
Беларусь, Литва
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2014 года
«Джаз-Вояж: Франция - Россия». Мастер-классы Евгения Ринга в Ростове-на-Дону Международный день джаза – Концерт в Осаке Московский концерт Гора Суджяна
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com