nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Grammy 2002

стиль:

Grammy 2002
История Грэмми: джаз

Первая церемония Грэмми прошла в 1958 г. Две из 52 суще­ствовавших тогда категорий включали в свою формулировку слово "джаз": "Лучшее исполне­ние джаза в группе" и "Лучшее сольное исполнение джаза". Первыми победителями в этих номинациях стали Count Basie и Ella Fitzgerald. В 1960 г. добави­лась еще одна категория, "Луч­шая джазовая композиция, для­щаяся более пяти минут", и пер­выми ее лауреатами стали Miles и Gil Evans за композицию Sketches of Spain. Бопее общая категория "Лучшая джазовая композиция" просуществовала недолго. В 1961 г. изменились формулировки категорий "Луч­шее исполнение джаза в группе" и "Лучшее сольное исполнение джаза". Теперь стали разделять исполнение "большого коллек­тива" и "сольное или малого кол­лектива". То есть произошло разделение в наградах для ком- бо и биг-бэндов. Десять лет спу­стя это разделение еще более усугубилось, так как теперь ста­ли различать категории для биг-бэндов, небольших коллективов и сольного исполнения. Такое разделение сохраняется и по сей день.

Что касается вокальных кате­горий, то до середины 70-х гг. их не существовало. Первой вока­листкой, победившей в новой ка­тегории, стала Ella Fitzgerald. Ведь это не удивительно? В 1980 г. вокальную категорию раздели­ли "по половому признаку". Уга­дайте, кто стал первым победи­телем в новой категории "Лучшее женское джазовое вокальное ис­полнение"? Правильно, это была Ella Fitzgerald. Через некоторое время Грэмми в этой категории получили Al Jarreau, Bobby McFerrin и Diane Krall.

Почти через 10 лет после воз­никновения стиля появилась ка­тегория "фьюжн", позднее, в 1991 г., она была переименова­на в категорию "современный джаз" и заняла достойное место в рядах джазовых категорий. Первым победителем в номина­ции "Лучшее джазовое исполне­ние в стиле фьюжн, вокальное или инструментальное" в 1979 г. стал Weather Report, получив­ший признание Академии Звуко­записи за альбом "8:30". В конце концов, в 1994 г. появилась кате­гория, выделившая латинский джаз из остальных джазовых но­минаций. С тех пор разделение категорий не изменилось.

Церемония Грэмми 2002

Появление джазовых испол­нителей на Grammy Awards бы­ло символичным. Дайана Кролл переминалась с ноги на ногу, в то время как объявляли номинан­тов на "песню года". Саксофо­нист Dave Koz возглавлял Grammy Jazz Ensemble. Веду­щей была Natalie Cole. Поклон­ники джаза вынуждены были си­деть на своих местах три часа, слушая обычные в таких случа­ях спичи поп-исполнителей, от­меченных Академией Звукоза­писи, а также шуточки ведущих, которыми так славится эта, да и другие подобные церемонии. В это время на экране мелькали имена победителей в различных номинациях, и джазовые фана­ты пытались уловить имена сча­стливчиков именно в тех катего­риях, которые их больше всего интересовали.

Вот и перечень как участни­ков, так и победителей в некото­рых номинациях Grammy 2002. Это номинации стилей джаз, блюз и world music.

Кроме лауреатов в категори­ях, непосредственно относя­щихся к джазу, блюзу и world, в некоторых номинациях также есть победители, которые могут быть нам интересны. "Лучшим историческим альбомом" при­знан альбом Billie Holiday "Lady Day: The Complete Billie Holiday On Columbia 1933-1944", "луч­шей инженерной работой" стал альбом Diana Krall "The Look Of Love" (звукорежиссер Al Schmitt получил свою восьмую Грэмми). "Лучший альбом разговорного жанра" — это "Q: The Autobiography Of Quincy Jones" (Simon and Schuster Audio). В но­минации "За заслуги в течение жизни" награждены Count Basie, Rosemary Clooney, Perry Como, Al Green и Joni Mitchell.

Категория 42 — лучший альбом современного джаза (Best Contemporary Jazz Album). Присуждается только за инструменталь­ное исполнение, будь то с присутствием вокала или без него. Напом­ним, что термин contemporary jazz означает наиболее творческую и прогрессивную часть формата smooth jazz, стилистически, главным образом, относящуюся к современному фьюжн и джаз-року.

M2 Markus Miller Telarc


М2 (M-squared) — первый сту­дийный альбом известного баси­ста с 1994 г. Стилистически этот альбом — равное сочетание джаза, фанка и соул. В девяти собственных композициях и пяти классических (Amazing Grace, Lonnie's Lament, Goodbye Pork Pie Hat, Burning Down the House, Red Baron) творениях Marcus Miller освобождает кроссовер- джаз от своих традиционных форм. Состав музыкантов на альбоме, прямо скажем, звед- ный: Hiram Bullock, James Carter, Mino Cinelu, Vinnie Colaiuta, Djavan, Kenny Garrett, Herbie Hancock, Paul Jackson Jr., Chaka Khan, Hubert Laws, Branford Marsalis, Maceo Parker, Raphael Saddiq, Wayne Shorter, Patches Stewart, Fred Wesley, Lenny Whiten Bernard Wright. Эти вир­туозные музыканты, а также ори­гинальный творческий взгляд са­мого Miller, и помогли альбому М? стать обладателем "золотого граммофона" в 2002 г.

Marcus Miller провел большую часть карьеры как ритм-н-блюзовый продюсер, однако его также считают одним из самых талант­ливых басистов. Журнал Bass Player называет его одним из де­сяти самых влиятельных басис­тов 90-х. На музыкальном попри­ще Marcus Miller успел сыграть с такими известными музыканта­ми, как Donald Fagen, Aretha Franklin, Roberta Flack, McCoy Tyner, Mariah Carey, Paul Simon, Brecker Brothers, Joe Sample, George Benson и Miles Davis.

Категория 43 — лучший джазовый вокальный альбом (Best Jazz Vocal Album). Присуждается как за сольный вокал, так и за записи групп или дуэтов с участием вокала.

The Calling Dianne Reeves Blue Note Records


За последнее десятилетие из этого мира ушли некоторые ве­ликие джазовые вокалистки: Sarah Vaughan, Carmen McRae и Ella Fitzgerald. Первой из них и посвящен альбом The Calling. На этом альбоме неугомонная Dianne Reeves попыталась со­творить что-то оригинальное с весьма традиционной идеей — трибьютом Sarah Vaughan, кото­рая открыла Dianne искусство вокала. В итоге, Dianne Reeves внесла свой индивидуальный стиль исполнения в 11 компози­ций альбома, наполнив его сво­им ярким тембром, хотя сходст­ва с вокалом Sassy ей так и не удалось добиться. Но это и не было основной целью вокалист­ки. Она говорит, что Sassy научи­ла ее создавать собственный стиль исполнения. Sarah Vaughan была первой музой для Dianne, однако позже на стиль обладательницы Грэмми повли­яло много других вокалистов. Наследие же Sassy невозможно не признать, как говорит Dianne.

Музыкальная карьера Dianne Reeves весьма запутанна. Она не являются именно джазовой певицей, однако в 1994 г., отбро­сив метания между попом, аф­риканской музыкой и джазом, Dianne выбрала последнее. С тех пор она записала на Blue Note несколько сильных джазо­вых работ.

В записи альбома принимал участие большой оркестр, со­стоящий из лучших лос-анже- лесских студийных музыкантов. Кроме того, Dianne Reeves помо­гали George Duke, басист Reginald Veal, барабанщик Greg Hutchinson и перкуссионист Munyungo Jackson.

Категория 44 — лучшее джазовое инструментальное соло (Best Jazz Instrumental Solo). Присуждается за инструментальное соло с группой или оркестром, или же без оного.

Chan's Song Michael Brecker, soloist Track from Nearness Of You - The Ballad Book Verve Records


На седьмом сольном альбо­ме тенор-саксофониста Michael Brecker играют друзья музыкан­та: гитарист Pat Metheny, бара­банщик Jack DeJohnette, басист Charlie Haden, пианист Herbie Hancock, а также James Taylor, который, кстати, также получил Грэмми за участие в этом альбо­ме. В разное время Michael Brecker играл с ними в составах, однако впервые друзья собра­лись вместе и создали баллад­ный альбом, который принес Michael Brecker восьмой "золо­той граммофон". Именно в бал­ладах, как считает Brecker, и могла воплотиться энергия их многолетней дружбы.

Вот что говорит о своем аль­боме Brecker: "Мне хотелось, чтобы он стал современным балладным альбомом. Я руко­водствовался произведениями, традиционными для партий те­нор-саксофона, такими как Body and Soul. Round Midnight и Lush Life. Это те мелодии, которые я люблю играть, и они записаны много лет назад". Кроме Chan's Song (композиция Herbie Hancock из Round Midnight Soundtrack), на этом альбоме есть такие композиции, как Flavio Venturini "Nascente", Joe Zawinul "Midnight Mood", Irving Berlin "Always", стандарт Kurt Weill-lra Gershwin "My Ship", аранжированный на манер Miles Ahead. На альбоме также есть собственные сочинения Michael Brecker. Nearness Of You — The Ballad Book состоит из двух глав: первая, глубокая, дополняется второй, немного более интро­спективной. В альбоме есть так­же и эпилог.



Категория 45 — лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуально или группой (Best Jazz Instrumental Album, Individual or Group). Только для инструментальных записей солистов, дуэтов или групп.

This Is What I Do Sonny Rollins Milestone Records

Sonny Rollins является вели­ким мастером пост-бопа. Шесть десятилетий продолжается карь­ера этого яркого музыканта, с конца 40-х годов ему довелось работать с такими великими джазмэнами, как Art Blakey, Thelonious Monk, Bud Powell, Miles Davis, Clifford Brown, Max Roach и John Coltrane. Все это время Rollins обогащал джаз сво­ей инновационной игрой и вели­колепными сочинениями (на его счету более сотни альбомов). Молодым музыкантам есть чему поучиться у 69-летнего Sonny Rollins, что и показано на очеред­ном альбоме великого джазового импровизатора. И с чем бы он ни работал на альбоме This Is That I Do, с роком ли, калипсо, грувом, блюзом или балладой, он посто­янно импровизирует. Sonny ведет мелодию, изменяет ее, следует за ритмом и прерывает его, по­стоянно выдумывает и сочиняет.

В This Is What I Do принимали участие тромбонист Clifford Anderson, Stephen Scott (форте­пиано), Jack DeJohnette/ Perry Wilson на барабанах и давний партнер Sonny -BobCranshaw на электро-басу. Единственный стандарт на альбоме — баллада A Nightingale Sang in Berkeley Square, остальные композиции — это подборка композиций от оригинальных сочинений Sonny Rollins (таких как Did You See Harold Vick? и Salvador) до забы­тых мелодий из фипьмов конца 30-х гт. прошлого века. Компози­ция Sweet Leilani — из фильма Waikiki Wedding, в то время как The Moon of Manakoora — из The Hurricane.

Категория 46 — лучший альбом большого джазового ансамбля (Best Large Jazz Ensemble Album). Присуждается за записи ансамблей большого состава (нонет и больше), включая биг-бэнды.

Homage To Count Basie Bob Mintzer Big Band Digital Music Products


На этом альбоме пять раз но­минировавшийся на Грэмми Bob Mintzer Big Band отдает дань уважения как композициям Count Basie, так и оригинальным сочинениям Bob Mintzer. Сего­дня Bob Mintzer является одним из лучших биг-бэнд-композито- ров и аранжировщиков. Предо­ставим ему слово:

"Когда кто-нибудь размышля­ет о Count Basie, его оркестре и музыке, которую оставил он нам, на ум приходят несколько слов: положительная, забавная, непо­средственная и радостная. На­следие Count Basie повлияло не только на музыку биг-бэндов, но и на весь джаз в целом. Я посвя­щаю этот альбом Count Basie, его музыке и всем великим му­зыкантам, которые прошли шко­лу его оркестра.

На диске представлены пять песен, напрямую связанных с коллективом Count Basie. Аран­жируя эти пять композиций, я прослушал все их записанные версии, те, которые смог найти. В своих аранжировках я доволь­но близко подошел к тому, что слышал на записях, пытаясь ос­тавить моим музыкантам место для свободного прочтения.

Оставшиеся три песни на аль­боме — это собственные сочи­нения. Две из них написаны в традиции Count Basie (Havin' Some Fun и Lester Jumps Out), третья же — мое видение того, как если бы Sly Stone и оркестр Count Basie играли вместе.

Я считаю, что этот альбом яв­ляется одной из самых интерес­ных записей, которые мне когда- либо доводилось дёлать".

Категория 47 — лучший альбом латинского джаза (Best Latin Jazz Album). Присуждается за сольные, дуэтные или ансамблевые запи­си соответствующего направления, как вокальные, так и инструмен­тальные.

Nocturne Charlie Haden Verve Records


Очередной раз один из отцов- основателей фри-джаза, Charlie Haden собрался вместе с моло­дым кубинским пианистом Gonzalo Rubalcaba, для того что­бы записать спокойный, мелан­холичный альбом, который 27 февраля этого года получил Грэмми. Композиции этого аль­бома хоть и не на слуху, однако заслуживают пристального вни­мания. Кроме двух уже назван­ных музыкантов, сердцевину со­става дополняет Ignacio Веггоа на барабанах и перкуссии. Так­же среди музыкантов, играющих на Nocturne, присутствуют те- нор*саксофонисты Joe Lovano и David Sanchez, скрипач Federico Britos Ruiz и гитарист Pat Metheny (только на одном трэ- ке). Gonzalo Rubalcaba написал оркестровки для двух песен, ко­торые не содержат барабанных и перкуссионных партий. Весь альбом Nocturne пропитан ро­мантикой, сладостно-горькими мелодиями и ритмичными инто­нациями. Большинство песен на альбоме — это великолепные кубинские и мексиканские стан­дарты. Так становится понятным аккуратное обращение с ними Charlie Haden. Альбом Nocturne — одно из лучших музыкальных сопровождений ужина при све­чах.

Категория 61 — лучший альбом традиционного блюза (Best Traditional Blues Album). Присуждается за сольные записи, записи дуэта либо группы, как вокальные, так и инструментальные.

Do You Get The Blues? Jimmie Waughan Artemis Records


В 70-x и 80-x гг. звучание его гитары было одним из самых уз­наваемых в блюзе и блюз-роке. Вдохновлявшийся Freddie King, В.В, King и Albert King, на треть­ем сольном альбоме Jimmie Vaughan очередной раз доказал, что он — один из лучших и ува­жаемых гитаристов. Своим Do You Get The Blues? он нарисовал богатый и разнообразный пей­заж ритм-н-блюза 21 в. С первых нот инструментала Dirty Girl по­нятно, что музыкант создает со­временную классику.

Альбом путешествует сквозь галактику звуков и музыкальных настроений одиннадцати вибри­рующих композиций. Do You Get The Blues? включает в себя та­кие трэки, как The Deep End (три- бьют Muddy Waters), Don't Let The Sun Set, эротичную Slow Dance, Let Me In и т.д. "Я хотел создать романтичный блюзовый альбом, — говорит Jimmie Vaughan. — Я слушал многое из репертуара Sarah Vaughan и многое из джаза. Мне захоте­лось совместить 'грязное" зву­чание моей гитары, романтичес­кие чувства и перипетии любви на одном альбоме. Получилось многое от госпел, получился блюз, получился ритм-н-блюз. На самом деле, я не сознатель­но старался, чтобы альбом вы­шел именно таким. Он получил­ся таким потому, что я пытался выразить свои чувства".

Категория 62 — лучший альбом современного блюза (Best Contemporary Blues Album). Присуждается за сольные записи, запи­си дуэта либо группы, как вокальные, так и инструментальные.

Nothing Personal Delbert McClinton New West Records


Певец и мульти-инструменталист Delbert McClinton в этом го­ду получил свой второй "золотой граммофон". Коммерчески ус­пешный альбом Nothing Personal стал лауреатом Грэмми в категории "Лучший альбом со­временного блюза". В 1988 г. Delbert McClinton уже завоевал премию Грэмми в номинации "Лучшее исполнение рока дуэ­том либо группой", тогда это был дуэт с Bonnie Raitt. А в 1998 г. его альбом Live In Austin также но­минировался на Грэмми в кате­гории "Лучший альбом совре­менного блюза".

Некоторые критики называют альбом Nothing Personal "вто­рым пришествием" Delbert McClinton. Правда, другие отзы­ваются не столь лестно, говоря, что Nothing Personal — "дет­ская", простодушная работа.

В музыкальном плане Nothing Personal представпяет собой со­четание рока и блюза. От него веет романтикой дешевых ба­ров Техаса, "слез и текилы", как писал журнал People. Лирика альбома — это обычные исто­рии о любви и муках, которые она с собой приносит. Иногда в музыку вплавляются мелодии гармоники, сыгранные самим McClinton. Композиции варьиру­ются от рокерской Squeeze Me до балладной When Rita Leaves.

Delbert McClinton приглашает всех, кто еще не слышал его Nothing Personal, погрузиться в романтику путешествия по Аме­рике.

Категория 67 — лучший альбом в стиле world music (Best World Music Album). Присуждается за сольные записи, записи дуэта либо группы, как вокальные, так и инструментальные.

Full Circle / Carnegie Hall 2000 Ravi Shankar Angel Records


Ravi Shankar прославлен тем, что популяризовал музыкаль­ное искусство Индии на Западе. Он посвятил свою жизнь нахож­дению культурных связей между нациями. Возможно самый из­вестный его протеже, George Harrison, окрестил его однажды "Божественным отцом Мировой музыки". Но Ravi Shankar никог­да не почивал на лаврах, постоянно работая и создавая музыку. Ravi до сих пор активно высту­пает и сочиняет альбомы, а Грэмии-2002 — это его третий "зо­лотой граммофон" за карьеру.

На Full Circle/Carnegie Hall 2000 ему также ассистирует на ситаре его девятнадцатилетняя дочь Anoushka, которая начала брать у отца уроки игры на этом инструменте в девять лет. Она является единственным музы­кантом в мире, кого Ravi Shankar сам выучил игре на ситаре.

Концертный альбом Full Circle/Carnegie Hall 2000 при­урочен к девятнадцатому появ- пению мастера world music в нью-йоркском Карнеги-холл. Впервые он оказался на этой сцене в 1938 г., вместе с танце­вальной труппой своего брата Uday Shankar. В октябре 2000 г. Pandit Ravi Shankar, в рамках мирового тура, вновь выступил в Нью-Йорке... И записал аль­бом, который Академией Звуко­записи был признан лучшим ре­лизом в категории world music.

Алена Шаркевич

Jazz-Квадрат, №1,2002


страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела премии
Роман Мирошниченко - победитель престижного конкурса в США Вручены премии Polar Music за 2013 год Blues Music Awards 2013 Грэмми - 2005
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com