Тина Кузнецова - В фольклоре отражается вся человеческая жизнь
05.07.2013
Неоднократно слыша от приятелей-джазменов о молодой талантливой певице Тине Кузнецовой, я обратилась к интернету и афишам. К моему удивлению и огорчению, ее фамилии я там не нашла. А то, чем занимается певица сейчас, меня очень заинтересовало. Я пошла другим путем. Раздобыла ее записи с казанскими и московскими музыкантами. И удивилась, точнее, впечатлилась вдвойне. Творчество наших певиц, которых я знаю и уважаю, отошло для меня на back-ground. Никогда бы не подумала, что это голос белой певицы. Глубокий тембр, богатый обертонами; гибкое, тонкое владение стилем. Голос, несущий в себе огромную энергию независимо от жанра, словно впитавший в себя краски инструментов. Чувствуется особое внимание к текстам и большая часть души, вложенная в каждую фразу.
До встречи с Тиной я знала о ней немного. Она родилась в Казани. В Москве закончила эстрадно-джазовый колледж на Ордынке (вокальное отделение) .Талант молодой певицы был отмечен на фестивалях в клубе "Синяя птица", "Джаз в саду Эрмитаж", а также на фестивалях в Оренбурге и Литве.
Мы встретились теплым майским вечером. И из этой беседы я открыла для себя человека новых мыслей, суждений, о которых раньше я задумывалась лишь вскользь, порой не находя ответов на вопросы. Позвольте поделиться.
Ая Гладких: Тина, чем ты сейчас занимаешься? Я заметила отсутствие твоих концертов в музыкальной жизни Москвы?
Тина Кузнецова: Сейчас я работаю над своим проектом, готовлю программу. В основном сижу за компьютером и оформляю свои музыкальные мысли.
Насколько мне известно, ты изучаешь фольклор. Как это соприкасается с той музыкой, которую ты сочиняла и исполняла раньше?
Дело в том. что я хочу исполнять ту музыку, с которой я буду гармонировать. А фольклор в этом отношении совершенен. В нем есть невероятная глубина текстов, мелодии. Тем более, что "носителей" фольклора остается все меньше, этот вид исполнительства практически исчезает. Я вижу одной из своих задач сохранить это и попытаться сделать понятным современному человеку. Так как в фольклоре отражается вся человеческая жизнь, его мотивы вечны. В нем есть сила.
Сила духа?
Да. И гармония.
А как насчет традиции, фанка, соула и пр.? Почему ты не стала заниматься, скажем, слиянием классики с джазом, или авангардом? Не близко?
Я думаю, что джаз (лучше сказать, мэйнстрим), исчерпал себя. Он достиг своего апогея. Вырастил много величайших музыкантов. Стилей и направлений ведь очень много, выделять и разделять конкретно сложно. Но дальше? Делать нечего. Мало осталось того, что удивляет и заинтересовывает публику, да и самих музыкантов. А копаться в традиции, высасывая из пальца, по-моему, неразумно. А что касается классики... Я люблю ее. Я воспитана на классической музыке, и она оказала на меня значительное влияние. Но мне, например, очень нравится индийская музыка, фольклор. В одно время я даже хотела поехать в Индию для того, чтобы всерьез этим заняться.
Понимаю, о чем ты. А как ты оцениваешь уровень наших джазменов, наверняка ведь задумывалась о будущем джаза в России и бывшем СНГ?
Конечно, подход наших музыкантов и зарубежных очень разный. Но будущее я вижу светлое. Хочется верить в то, что у нас появится своя джазовая традиция. Думаю, что молодое поколение чувствует на себе ответственность продолжать и развивать музыкальную культуру. Конечно, не все его представители... Но многие делают это с удовольствием.
А из старших кого ты особо ценишь, уважаешь, любишь?
Я люблю старших музыкантов практически всех. Мне не важно, в каком жанре музыкант играет. Главное, какую мысль он несет из себя, и какого рода энергия, исходящая от исполнителя.
Тебе удается посещать концерты приезжающих к нам звезд? Какое впечатление складывается о них?
Прекрасное. Это здорово, что в Россию стали приезжать звезды, которых люди ждали по многу лет. Между тем, некоторые концерты мне не очень понравились по подбору программы. Очень впечатлил концерт Кассандры Уилсон. Тем, что она поет простые песни, красивые блюзы, и тем, какой необыкновенный саунд она создала вокруг себя.
Болышая доля успеха зависит ведь и от коллег-соратников. У тебя есть какие-то критерии, требования к людям, играющим с тобой? К публике? Какие качества ты ценишь: профессионализм, энергию, сыгранность?
Профессионализм не обсуждается. Я хочу работать с единомышленниками, которые готовы создавать что-то новое. А самое главное качество — это честность музыканта. Прежде всего, перед самим собой. И перед публикой тоже.
Ты знаешь, что некоторые наши музыкантов уезжают в США, Европу для обучения или попытаться "влиться" в джаз- тусовку там. У тебя не возникает такого желания?
Я живу и творю здесь. Если я приеду, например, в Штаты, и буду петь там затертый 'Round Midnight с русским акцентом, я никого не удивлю. Таких там достаточно. Хотя я не отвергаю возможности в скором времени поехать туда, пожить, поиграть, сделать для себя выводы.
Очень здорово, по-моему, что молодое поколение стремится к переменам. Один мой мудрый знакомый, человек в возрасте, сказал: "Глупо думать, что раньше был кипяток горячее, и девушки нежнее...". Просто нужно развиваться, совершенствовать окружающий мир, начиная с себя. И, думается, Тина — одна из тех представителей next-поколения, которые создадут новую веху в музыкальной культуре. Будем в это верить.
Е.С.: Знаете, как я обычно работаю с учениками? Я знаю, что даже капля зависти может выбить человека из колеи, а кто-то может в конец расстроиться из-за того, что у кого-то голос сильнее, мощнее или лучше резонирует... И поэтому говорю: "Я люблю ...
Когда поет Ширли Хорн, трепетнь!е паузы между ее артистически исполненными вокальными фразами настолько выразительны, что становятся неотъемлемой частью Музыки. И значение того, что хочет выразить этим певица, всегда доходит до слушателей. "Я ...
Обаятельная вокалистка Шуня Балашова и ее дружный коллектив Shoo – украшение любого концерта. Их с охотой приглашают на крупные фестивали, разогревы и другие значимые музыкальные акции. Свой стиль ребята называют не иначе, как absolute soul, ведь их ...
Первая известность пришла к Силье Нергаард в 16 лет, когда она присоединилась к импровизированному джэм-сейшну на концерте состава Джако Пасториуса (гастролировавшего после его смерти), и неожиданно заслужила международное признание. Это произошло ...
"Джазовая принцесса из Швеции" (так окрестила ее мировая музыкальная пресса) Виктория Толстой по материнской линии приходится праправнучкой великому русскому писателю Льву Толстому. К своему знатному происхождению и причастности к роду Льва Толстого ...
Анна Гофман – личность удивительная. Красивая, изящная, талантливая и многогранная. Художник, дизайнер, певица и основатель музыкальных коллективов Romancero Sefardi и Mazal Bueno Orquesta. По ее собственным словам, всего того, что она успела ...
Пришедшие на концерт "Лера Гехнер бэнд" в Центр им. Кима Назаретова не были разочарованы. То, что они увидели, в точности соответствовало тому, что значилось в афише: "огненный" джаз вкупе с живым шоу звуков и пластики. Леру я слышала уже дважды. ...
29 июля 2017 года в Санкт-Петербурге пройдет самый значительный всероссийский международный музыкальный фестиваль под открытым небом Усадьба Jazz. В этом году фестивалю исполняется четырнадцать лет. Четвертый год подряд мероприятие открывают ...
Ансамбль Samba de Maria из Санкт-Петербурга занимает особое место на российской джазовой сцене. Латинский джаз сегодня популярен во всем мире, в том числе и в России. Многие любят включать в свой репертуар жемчужины бразильского джаза - босса-новы ...
Первым знакомством с Олегом Фришем стал для меня его новый альбом Duets with My American Idols. Но помимо незаурядных чисто вокальных талантов, сильнейшее впечатление на меня произвела биография этого человека, уникальная разносторонность, успехи в ...
Порой, знакомство с чьим-то творчеством, сознательно или не очень, откладываешь долгое время "на потом". А когда открываешь его для себя в полноте, оно тебя захватывает, меняет, и заполняет все внутри. Конечно же, я слышала о Перукуа еще много лет ...
Радик Тюлюш – мастер горлового пения, участник известной на весь мир тувинской группы «Хуун-Хуур-Ту». В 1999-2000 работал в фольклорном коллективе «Тыва», после – в группе «Ят-ха», за время работы в которой выпущено 2 диска и завоевана премия «The ...