nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Легенды Сергея Курека

стиль:

Легенды Сергея Курека
О том, что думает по поводу легенд о собственном творчестве гомельский музыкант, самое время спросить лично у него. В один из приездов в Минск Сергей с удовольствием согласился рассказать о своих музыкальных приключениях всю правду, и поделиться с читателями Jazz-Квадрата эксклюзивной информацией.

Юрий Нестеренко: Сергей, так ли трагично складывались отношения с Liber 8?

Сергей Курек: На самом деле в 2000 году мы действительно гастролировали с этой группой. У нас были прекрасные отношения, и гитарист перед отъездом на родину подарил мне свою гитару Fender Squire. По каким-то непонятным для меня причинам эта история обросла деталями, не имеющими ничего общего с реальным событиями. Нужно добавить лишь, что это были первые мои настоящие гастроли.

Зайдя на твой сайт, можно узнать не только про первые гастроли, но и много другой полезной информации. А не мог бы ты сам кратко рассказать читателям Jazz-Квадрата о том, как пришел к блюзу?

Мне было лет тринадцать-четырнадцать. Учился играть на гитаре на дворовом уровне, как и многие мои ровесники. Однажды увидел фильм, где молодой парень на электрогитаре прямо в машине играл для своей девушки музыку, которая очень меня поразила. Я просто достал всех своих знакомых, пытаясь узнать, что же это было. Но никто мне толком ничего не мог сказать. Кроме одного парня, который предположил, что это был блюз. Он немного занимался этой музыкой и посоветовал мне: «Иди во Дворец пионеров, там есть блюзовая тусовка…»

Уже через год я собрал первую блюзовую команду – трио Big Dolls. Мы играли, где только была возможность – и на городских мероприятиях, и на металлических тусовках. Мы верили, что играем правильную музыку, и наша энергетика заставляла людей поверить нам. Вскоре наш басист уехал в Америку и решил остаться там на постоянное место жительства.

Потом была группа At Last. Мне было 16 лет. Впервые мы приехали в Минск и выступили в Стар-Клубе. Мне тогда повезло повстречаться и познакомиться с легендарными людьми – Александром Растопчиным, группой Сузор’е и другими.

Года через три я собрал «Трио Сергея Курека», группу, которая тяготела к блюз-роковому звучанию. Тогда же произошла эта история с группой Liber 8.

Новый этап в начале 2000-х годов – организация группы Blues Access Band. Здесь мы почувствовали, что самостоятельно можем играть полноценные блюзовые концерты. Впервые мы выехали за пределы Беларуси. Потом я уехал в Германию по обмену, в рамках молодежного проекта.

По возвращении продолжил заниматься любимым делом. Организовал группу 3D Blues, но она просуществовала недолго. Ей на смену появилась джаз-роковая Night Drive. Первый раз в жизни мне пришлось играть с профессиональными музыкантами, имевшими музыкальное образование. Кстати, тогда же я самостоятельно начал изучать теорию музыки.

В 2006 году был организован новый коллектив, накануне фестиваля «Минск Блюз 2006», где я познакомился с организатором этого мероприятия, прекрасным человеком и музыкантом Ярославом Алексеевым. После мы принимали участие в международном фестивале «Ренессанс гитары», много выступали в Минске – сольный концерт в клубе «Гудвин», участие в фестивале «Минск Блюз 2008» и другие мероприятия.

Легенда №1
­В начале двухтысячных по Гомелю ходили слухи, что Сергей Курек, молодой блюзовый исполнитель, в одном из джэмов переиграл гитариста шотландской группы Liber 8. Тот расстроился, бросил гитару и сказал Куреку: «Я не достоин этого инструмента, забирай его…»


Что происходит сейчас, с какими музыкантами ты играешь?

С января 2009 я играю с минскими музыкантами. Осуществилась моя давняя мечта – сделать программу с блюзовой губной гармошкой. Харпер Денис Балахонов (ex-Denny & Willie Blues Mob) настоящий мастер своего дела. Кроме него в группе на данный момент играют басист Руслан Правда (экс-Крама, Little Blues Band) и барабанщик Андрей Лазарев (Spoonful, White Night Blues).

В Минске я приобрел много новых друзей. В первую очередь хотел бы снова упомянуть Ярослава Алексеева. Этому человеку я многим обязан за помощь в организации моих выступлений, всяческую поддержку и понимание.

Легенда № 9
Однажды гомельские музыканты поспорили между собой, в каком году Курек закончил музыкальное училище им. Соколовского, и с кем на курсе он учился. Первые называли одни даты и выпуски, вторые называли совсем другое время и других выпускников. Оказалось (прояснил ситуацию опять же сам Сергей), что он никогда не поступал в это училище, просто часто заходил к своим друзьям и знакомым.

Да, славный блюзовый путь проделан тобой. Из вышесказанного понятно, что ты постоянно был в поиске – и звучания, и стиля, а также имиджа, репертуара. Наверно, это было связано с какими-то влияниями, твоими увлечениями. Может расскажешь об авторитетах, тех музыкантах, кто повлиял на тебя?

Начинал слушать Би Би Кинга. Потом открыл для себя Хендрикса, но через достаточно редкий и необычный для Хендрикса альбом Blues, где были собраны неизданные блюзовые записи этого музыканта. Стив Рэй Воуэн поначалу не нравился, пока не услышал Little Wing в его исполнении. Хендрикс и Воуэн настолько овладели сознанием, что с них пришлось натурально «спрыгивать» – заставлять себя не слушать их записи, не играть в их стиле. Потом открыл для себя Бадди Гая, Элберта Кинга, Элберта Коллинза. Кстати, считаю последнего одним из самых лучших блюзовых аранжировщиков.

Потом начался период: Джэф Бек, Роббен Форд. Позже Скотт Хендерсон, Кеб Мо, Джон Скофилд. Со Скоффилдом мне повезло пообщаться лично. Эта памятная встреча произошла в Польше, после джазового фестиваля в Бельско-Бяла. Еще я там встретился с легендарным музыкантом Steve Swallow, бас-гитаристом, который играл со многими великими джазмэнами, в том числе с Пэтом Мэттэни, Майлзом Дэвисом.

Легенда № 11
Несколько лет назад, после очередного концерта, по городу Гомелю прошел слух, что Сергей Курек освоил новую технику игры на гитаре. На том выступлении Сергей, как всегда, энергично играл свои соло, и сам того не замечая, то прогибался и высоко над собой поднимал гитару, то использовал трюк Джитми Хендрикса, подносил гитару близко к лицу, и «рычал» прямо в звукосниматель. После концерта Сергея встречали разные люди и говорили примерно следующее: «Был на концерте, видел, как ты играешь носом. Клево!..»


Известно неординарное отношение Сергея Курека к Майлзу Дэвису. Расскажи об этом совершенно особом твоем увлечении.

В свое время я узнал, что многие известные блюзовые музыканты – Джон Ли Хукер, Мадди Уоттерс, Джими Хендрикс водили дружбу с Майлзом Дэвисом. Меня это очень заинтересовало.

Дело в том, что мне всегда было важно и интересно, как лидер коллектива работает с музыкантами, как организовывает творческий процесс. Ответы на многие свои вопросы я получил из автобиографии Дэвиса, которую я перечитал десятки раз. К тому же я нашел огромное количество интервью и с самим легендарным музыкантом, и с людьми, которые с ним работали.

Кстати, оттуда же я узнал, что Майлз Дэвис много слушал и увлекался классической музыкой. В частности, он очень интересовался русскими композиторами разных поколений – Мусоргским, Стравинским, Хачатуряном. Не помню, кто именно, но кто-то из людей, игравших с Дэвисом, сказал, что любой современный музыкант должен прочитать хотя бы один раз «Хроники моей жизни» Стравинского и «Лидийская хроматическая концепция» Джорджа Рассела. Считается, что с последней книги началась новая эра в джазе. К моему удивлению до недавнего времени не было перевода этой книги с английского. Только отрывки и отдельные статьи. Не знаю, может быть сейчас она переведена. А что касается первой книги, я читал ее как раз в двухлетний период моего увлечения классической музыкой. Два года из десяти лет занятий блюзом.

Легенда №21
Однажды на ответственный концерт, да еще за пределами страны, не приехал барабанщик группы Сергея Курека. Барабанщик работал машинистом тепловоза, и застрял из-за сбоя в расписании в каком-то тупике далеко от родного депо. Концерт был действительно важным. Группу пригласил сам мэр российского города Новозыбкова. Известно, что из безвыходной ситуации бывает, как минимум, три выхода, а в данном случае ритм-гитарист, обладавший определенными навыками игры на барабанах, согласился заменить коллегу. Но в городе Новозыбкове не оказалось музыкального магазина, где можно было купить палочки. Поэтому их пришлось вырезать из близстоящего у стен администрации клена.
Концерт прошел удачно. Жители Новозыбкова на удивление хорошо принимали блюзовую программу из братской страны. А мэр города вообще оказался человеком с отличным музыкальным слухом. Он сказал: «Все отлично, ребята, только сегодня у вас барабаны как-то странно звучали…»


Хотелось бы поговорить об инструментах, на которых ты играешь.

До недавнего времени у меня был Fender Stratocaster American Standard. Сейчас – G&L Legacy. Эти гитары Лео Фендер начал выпускать после того, как продал свою компанию. Инструмент имеет ясеневый корпус. По звуковым ощущениям это как раз мое дерево. Хоть гитара выполнена в форме страта, но по характеру звука ближе к Telecaster, что-то в духе звука Элберта Коллинза.

Сейчас я скажу слова, которые, может быть, кого-то шокируют. Несмотря на то, что у меня был период становления, связанный со Стивом Рэй Воуэном, Эриком Клэптоном, Джими Хендриксом, а это значит гитаристов, культивировавших инструмент Fender Stratocaster, несмотря на то, что сам много лет играл на Stratocaster, и все считают меня ярым приверженцем этого инструмента, несмотря на все это – внутри я настоящий и давний фанат гитар Gibson. Несколько лет назад мой приятель, узнав, что я еду в Москву, попросил купить там гитару Gibson Les Paul Standard. И когда я перепробовал немалое количество самых разных гибсоновских инструментов, я буквально заболел их звучанием. А моей мечтой стал Gibson ES-335. Тогда он впечатлил меня больше всего.

Легенда №80
После экспрессивных заводных выступлений Сергея Курека на различных «металлических» концертах (Гомель считается столицей белорусского «металла») по городу пошел слух, что молодой блюзовый гитарист играет только «под кайфом». Для Сергея это оказалось очередной сенсацией, потому что даже алкоголь он употребляет крайне редко, не говоря о других «стимулирующих» средствах…


Сергей, чтоб развенчать очередную легенду о твоем образовании, которое мистическим образом обретается между Беркли и таинственными европейскими университетами, скажи, пожалуйста, лично несколько слов на эту тему.

В Беркли я подавал заявку на дистанционное обучение, был зачислен, но не учился там. В этом году я заканчиваю Гомельский университет по специальности, которая к музыке отношения не имеет. Что же касается музыкальных знаний, так получилось, что я надеялся только на собственные силы и активно занимался самообразованием.

Последний вопрос традиционный. Что ожидается, какие намечаются события?

Самая главная задача сейчас – как можно скорее закончить работу над авторским материалом с новым составом. За несколько последних месяцев мы выступали в блюзовых клубах Украины, России и в основном исполняли кавер-версии блюзовых стандартов. В конце мая 2009 предстоит поездка на польский Gdyniya Blues Festival, в котором примет участие мой кумир с детства, блюзмэн Ким Вильсон (Kim Wilson and Fabulous Thunderbirds). В его группе когда-то начинал играть молодой Стиви Рэй Воуэн.

Юрий НЕСТЕРЕНКО
2009г.


музыкальный стиль
современный блюз
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с гитаристами
Игорь Бойко - профессионал всех стилей Keb Mo - талисман Кевина Мура Энвер Измайлов - неправильный гитарист Pat Metheny
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com