nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Пятый Интернационал Бориса Штерна

Пятый Интернационал Бориса Штерна  Первое, что я вспомнил, прослушав по присланному линку альбом "Момент потерянной эйфории", это бабелевского Гедали с его мечтой об Интернационале добрых людей. И подумал, что главный создатель этого альбома Борис Штерн творит такой Интернационал здесь и сейчас. Я бы присвоил ему пятый порядковый номер – после всех имевших место социально-политических Интернационалов, от Маркса до Троцкого. Интернационал Бориса Штерна явно вне политики и доктринерства, это Интернационал людей, наверное, добрых и уж точно, каждый по своему, талантливых. Именно Борис объединил этих людей из Израиля и Беларуси проектом «СлушатьВнаушниках», в рамках которого записан альбом "Момент потерянной эйфории", выложенный в Soundcloud по адресу https://soundcloud.com/borismstern/sets/mpesvn. Там, кстати, сразу после названия проекта в скобках многозначительно значится еще одно название: «Штерн Б. и Друзья». Надо думать, «СлушатьВнаушниках» - не единственная форма сотрудничества, придуманная Борисом, могут появиться (уже имели место?) и другие проекты, а круг друзей Штерна обладает потенциалом для расширения.

Но вернемся к сути. В 90-х годах прошлого века Борис Штерн был заметной фигурой в музыкальных кругах Минска, причем одновременно и андеграундно-творческих, и начальственных (был в руководстве Первого музыкального канала). Переехав в 2003 году в Израиль, связей с Беларусью не прервал, продолжая сотрудничать с целым рядом белорусских музыкантов. И продолжал писать стихи. В «Момент потерянной эйфории», насколько я могу судить по приведенным датам, вошли стихи разных лет, но написанные уже на исторической родине. «СлушатьВнаушниках» - это и есть отобранные автором стихи в собственном исполнении, положенные на музыку. Впрочем, вот как в письме автору этих строк характеризовал проект и его участников сам Штерн:

«15ть недлинных треков в разных стилях, написанных и записанных в разных странах. Все участники СлушатьВнаушниках просто оказались в одно время в разных местах. Большинство музыкантов - участники известных белорусских и израильских проектов конца 20го начала 21го веков. Получилось бодро.


Members: Борис Штерн - тексты, голос, музыка, идейка, Андий Граф - музыка, сведение, Леонид Нарушевич - музыка, сведение, дух, Владимир Ломберг – музыка, Петр Привин - музыкальное прочтение, Дмитрий Ривин – сведение, Вячеслав Быстрицкий – сведение, Влад Граусбард – видео, Арсен Ягджян – видео, Дарья Катковская – ударения, Руслан Рабаев - ничего не делал вообще, Майк Шапиро - соло на электро-пиано, Моше Янковский - саз, губная трубёжка».


Не будем обращать внимания на самоиронию автора («идейка»). Борис Штерн – Поэт. Я не большой знаток (да и не большой любитель поэзии), но настоящее от фальшивого, как мне хочется думать, отличить могу. Отдельные вещи в этом альбоме проняли до мурашек по коже.

«Он» (как мне услышалось, это о Боге):

Он знает что каждый хочет
Он верит в нас между прочим
А мы выбираем другое
Какое-то не такое

War Song (так мог бы сказать Ремарк, если бы писал стихи):

Это лучшее что осталось в окопе
Где-то под городом среди ржи
Кто-то ходил воевать за Родину
А кто-то ради обычной лжи.

Храм (снова о Боге, но уже по-белорусски):

Дзякуй табе Магутны
Што ёсьць у нас у цябе вера
Мы ж для цябе як літары
Мы для цябе як папера

Дорога (финал альбома, похоже, о себе):

Я хотел бы умереть на твоих коленях
Просто уснуть может от лени
Глаза закрыть
Только тебя касаясь
Я ведь знаю что это не страшно
Для меня это было бы важно
Как прыжок с высоты
На которой есть я и ты

А есть еще и Петербург, прохладная столица поребриков («Трамвай»), есть пронзительный «Вторник (памяти Дмитрия Тарасенко)», из которого невозможно вырвать для цитирования строку или куплет, который надо читать или слушать только целиком, есть еще много-много чего. Словом – Поэт. Но еще и Музыкант. Каждый из пятнадцати треков альбома – это далеко не просто чтение стихов под музыку. Мне доводилось рецензировать на jazzquad.ru немало альбомов, где джаз, импровизация сопровождали поэзию: американских (Бливас, Далачински), российских (Круглов, Федоров), белорусских («Князь Мышкин»). Везде это были в лучшем случае полу-удачи. Прослушав "Момент потерянной эйфории", я принялся просто читать заботливо размещенные здесь же, в Soundcloud, стихи. И… быстро обнаружил, что мне чего-то не хватает, не хватает той самой, вроде бы вторичной, вроде бы необязательной, - музыки.

Так что, давайте теперь о ней, тем более, тут тоже немало любопытного. Музыка в разных композициях сочинялась разными людьми, и, разумеется, ни о какой единой стилистике речь тут идти не может. Много синти-попа от Андия Графа - и только ему удалось повлиять на манеру чтения стихов Борисом. Штерн ведь, собственно говоря, не поет, он просто, спокойно, без аффектации, читает свои стихи, но почти во всех композициях Графа ему приходится переходить практически на рэп. Впрочем, тот же Андий Граф сочинил и наиболее близкую к джазу композицию альбома – «Стоп». Музыка Леонида Нарушевича – это авангардные абстракции, существующие как бы параллельно слову и особенно удачные там, где и лирика носит более абстрактный характер. «Письмо» мне трудно себе представить в виде, отличном от того, который придала этой композиции музыка Владимира Ломберга. Ну и, наконец, сам Борис Штерн-композитор, наверное, лучше всех чувствующий, что требуется Борису Штерну-поэту, а главное умеющий переплавлять это ощущение в конкретную музыку. Не думаю, что "Момент потерянной эйфории" в чем-то проиграл из-за стилистической эклектики. Здесь это было уместно.

Вот такой альбом, который, на мой взгляд, может заинтересовать самых разных людей с разными вкусами – от любителей бардовской музыки до поклонников альтернативного искусства. Вот тем, кто взахлеб смотрит конкурсы песен «Евровидение», определенно беспокоиться не стоит. А остальные – Welcome! Идеи Пятого Интернационала – в жизнь!

Леонид Аускерн


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь, Израиль
музыкальный стиль
кроссовер


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела релизы

  • стиль: блюз, блюз
Дебютный альбом минской группы "Мадера хард-блюз", судя по всему, может ознаменовать собой некий пе­реломный момент в истории отечест­венного музыкального шоу-бизнеса. Ибо он в очередной раз наглядно продемонстрировал: если деньги вложены в ...
  • стиль: этно, этно
Совершенно необычный альбом увидит свет 9 апреля 2013 года на американском лейбле Smithsonian Folkways. Его название напоминает скорее политический лозунг или название газетной статьи, но никак не музыкального произведения: 'Delicious Peace: Coffee, ...
  • стиль: джаз, джаз
Уже сегодня, когда 2013 год еще не перевалил за экватор, рискну назвать встречу этих двух музыкантов одним из самых ярких событий музыкального года. Просто удивительно: почти ровесники, почти одновременно пришедшие в джаз люди, до сих пор они ни ...
  • стиль: джаз
В начале февраля на всех музыкальных платформах появились сразу два новых трека в исполнении NatalyKozlova & FunkCorporation – «Last Days of September» и «Station Groove». Легкие и солнечные, они как будто созданы специально для хорошего настроения ...
  • стиль: джаз, джаз
Представляем вашему вниманию новый релиз RDS RECORDS - альбом GABIN под названием "Supreme Collection". Предзаказ - с 29 января Релиз - 5 февраля Жанр - Acid Jazz / Nu Jazz / Electro Lounge Это новый студийный альбом популярного итальянского ...
  • стиль: этно, этно
В сентябре португальский ансамбль Fado Em Si Bemol выпустил свой новый, уже третий в дискографии коллектива, альбом QB. Как подсказывает название ансамбля, в основе его звучания лежит традиционная португальская музыка фадо, но это только основа! ...
  • стиль: джаз, джаз
Мир современного шоу-бизнеса противоречив. В нем песни появляются с периодичностью обновления новостного портала, а откровенность фотографий артистов, выложенных в социальных сетях, играет не меньшую роль в их популярности, чем талант. В таком мире ...
  • стиль: джаз
Полтора года тому назад, «ДК» писал об армянском кулинаре с «музыкальными корнями». Было обещано вернуться к разговору тогда, когда он закончит работу над своим очередным соусом и альбомом (не хочу отнимать время у читателей, заново пересказывая ...
  • стиль: джаз, джаз
Чарли Хэйден. Джим Холл. Эти два выдающихся джазмена уже ушли от нас, ушли совсем недавно. Осталось множество записей этих гигантов. Но 30 сентября 2014 года лейбл impulse! выпускает в продажу никогда ранее не издававшийся альбом, где они играют ...
  • стиль: джаз, джаз
Новый альбом выдающегося польского джазового трубача и композитора Томаша Станько (Tomasz Stanko), записанный вместе с его нью-йоркским квартетом и изданный мюнхенским лейблом ЕСМ в феврале 2013 года назван женским именем Вислава (Wisława). Но в ...
  • стиль: джаз, джаз
14 лет существует ансамбль The Bad Plus, и все эти годы басист Рейд Андерсон (Reid Anderson), пианист Этан Айверсон (Ethan Iverson) и ударник Дэвид Кинг (David King) не перестают удивлять разносторонностью своих творческих интересов, фантазией, ...
  • стиль: этно, этно
Одесский музыкальный кооператив "Деньги Вперед" выпустил первый альбом "Золото древних одесситов". Уже само название говорит о романтичной натуре его создателей - копателей с жилкой авантюризма и ценителей фольклора своей земли. Душа чувствуется ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com