Необычный концерт состоится 22 ноября 2013 года в зале Rose Theater нью-йоркского Линкольн-центра. «Хозяева» площадки, The Jazz at Lincoln Center Orchestra под управлением знаменитого трубача Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis) выйдут на сцену вместе с пакистанским коллективом Sachal Jazz Ensemble, чтобы совместно играть классические джазовые композиции. С ансамблем, в составе которого наряду с традиционными для джаза инструментами присутствуют такие экзоты, как ситар, сарод, табла и дхолак эти мелодии заиграют непривычными красками.
Если для Марсалиса такой концерт – продолжение курса на кросс-культурный диалог, в рамках которого его оркестр уже выступал с ансамблями из Ганы и Испании, то для руководителя Sachal Jazz Ensemble Иззата Маджида (Izzat Majeed) – это важнейшее событие, еще одна ступенька в той «лестнице в небо», которую он строит уже не один год.
Иззат Маджид – человек, которого можно назвать главным спонсором и организатором пакистанского джаза, человек с весьма нетривиальной судьбой. Он родился в состоятельной семье в Лахоре в 1950 году. Его отец был видным кинопродюсером, а Лахор вплоть до середины 70-х годов был третьим в мире центром по производству фильмов после Голливуда и Болливуда (Бомбей), этот город называли Лолливуд. Фильмы нуждались в музыке, и в дом часто приглашались музыканты, игравшие традиционную музыку. В то же время семья Иззата была открыта и для западной культуры, в доме постоянно звучал джаз: Гиллеспи, Эллингтон, Элла Фитцджеральд. Но особенно сильное впечатление на мальчика произвело выступление в Лахоре с гатролями Дэйва Брубека в 1958 году. Джаз и Брубека, в частности, он полюбил на всю жизнь.
Однако, в британском университете Маджид учился совсем иным вещам. И учился хорошо. Позже он стал советником министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии, а еще позже основал собственный инвестиционный фонд, работавший по всему миру, включая США, Китай, Индию, Пакистан. Маджид стал очень богатым человеком и в один прекрасный день решил бросить бизнес и посвятить себя исключительно музыке. В 2006 году он продал свой фонд, а годом раньше построил в Лахоре супер-современную студию за 5 миллионов долларов и с технической помощью специалистов знаменитой лондонской Abbey Road Studios, чье название прочно ассоциируется со знаменитыми Beatles.
Иззат отдал все силы и бросил все средства на возрождение нерелигиозной музыки вообще и джаза в частности в Пакистане. До этого, начиная с конца 70-х и до начала 90-х годов, при правлении генерала Зия уль-Хака в стране был взят курс на исламизацию общества, большинство музыкантов потеряли средства к существованию. Сам Маджид жил в этот период в основном в Лондоне. А теперь он собрал вокруг своей студии в Лахоре всех лучших местных музыкантов, кого только смог отыскать, купил им инструменты и развернул активную деятельность по возрождению музыки в Пакистане. Студия выпустила уже целый ряд дисков. Каждый сингл обходится Маджиду в 50 тысяч долларов, каждый альбом – от ста до двухсот пятидесяти.
В 2011 году вышел первый альбом его любимого детища - Sachal Jazz Ensemble. Он назывался Sachal Jazz: Interpretations of Jazz Standards and Bossa Nova и содержал, среди прочего и версию знаменитой темы Пола Дезмонда Take Five, прославившую квартет Брубека во всем мире. В версии Sachal Jazz Ensemble она исполнена как с помощью западных, так и традиционных восточных инструментов. Сам Брубек еще успел услыщать эту запись и назвал ее «самой интересной и необычной версией Take Five, которую я когда-либо слышал». В апреле 2012 года оркестр дебютировал в лондонском Куин Элизабет Холл, вместе с оркестром Марсалиса он выступил в августе в Тулузе, во Франции, а концерты 22 и 23 ноября станут дебютом Sachal в Новом Свете. В сентябре увидел свет и новый альбом Sachal Studios Orchestra под названием Jazz and All That и с музыкой Стиви Уандера, Кэта Стивенса, Манчини, Леннона и МакКартни, Пэта Мэтини и Жобима в исполнении пакистанских и британских музыкантов и с аранжировками Иззата Маджида.
На фото – Иззат Маджид на пресс-конфереции
Леонид Аускерн