Skirmantas Sasnauskas Jazz Quartet & Algirdas Klova Folk Group Vydraga - Laumiu sakmes
29.01.2006
Впервые эту программу я услышал, если не ошибаюсь, в 1994 году на фестивале в Бирштонасе. В памяти осталось интереснейшее зрелище, музыка которого, совмещая порой откровенно фри-джазовую стилистику и аутентичный фольклор, не оставила впечатления попытки силового совмещения полностью, казалось бы, разнородных музыкальных стихий. В том же году программа была записана в студии, а вот издали ее только через восемь лет.
И в Литве, оказывается, подобные эксперименты не так просто находят дорогу к широким массам джазовых трудящихся… Не знаю как кому, но мне подобные опыты современного прочтения фольклорного наследия всегда интересны, вне зависимости от результата. В данном случае также можно говорить, что стыки на границе разных стилистик выглядят порой достаточно грубыми. Но одновременно о том, что, с одной стороны, фольклор мудр и богат настолько, что по-прежнему вызывает желание еще и еще раз нырнуть в него с головой, даже не проверив места купания; с другой — что импровизационная основа и фольклора, и джаза все же дают основание на вполне успешный союз и талантливых впоследствии «детишек».
После прослушивания программы, в которой местами достаточно легко узнавались древние, общие и для белорусов, и для литовцев мотивы, которые, вполне возможно, родились еще во времена Великого Княжества Литовского, осталось чувство того, что ты будто соприкоснулся с чем-то вечным и предельно чистым. Не буду гадать, сколь долго будут жить в веках темы Скирмантаса Саснаускаса, этого умного и тонкого музыканта, но они не паразитируют за счет фольклорных мелодий. Они во многом питаются от фольклора и даже дополняют его, будучи уже также по существу фольклором. Разве что на несколько веков помоложе…
Одной из наиболее запоминающихся композиций на фестивале Electronic Beats 2001 был номер под названием Trip, то есть "путешествие". Это слово как нельзя кстати подходит для музыки его автора, норвежского трубача Nils Petter Molvaer. Она очень ...
Новое (и весьма миловидное) лицо в женском вокале. А вот от определения "джазовый вокал" я воздержусь, хоть мы и рецензируем этот диск в джазовой части "CD — Обзора". Тут виноваты и весьма условные, а в данном случае ...
Омар Дайкс выпустил альбом, на две трети состоящий из каверов его же собственных песен самых разных лет. Его вокал все больше и больше приближается по саунду к Хаулин Вулфу — рычащему и ревущему. С первой же секунды записи голос Омара заполняет все ...
Навязчивый, монотонный, акустический и даже не трех-, а буквально одноаккордный блюз в духе Джона Ли Хукера. Серьезно, мрачно, адекватно, но все же до самого Хукера пока что Тэйлор не дотягивает. Очень это коварная штука — примитивный с виду ...
Большинство критиков утверждает, что теперешний Питер Грин — это только бледная тень прежнего, незабвенных времен Fleetwood Mac. Может быть, оно и так, но вот поклонники у него остались. Его теперешняя группа Peter Green Splinter Group ...
Чистый гитарный инструментал без вокала встречается нечасто — это коммерчески не очень выгодный вариант. Основанный в свое время американским гитаристом Джоном Фэхи (John Fahey) лейбл Takoma Records записывал в основном гитаристов без ...
Поупа Чабби выпускает один альбом за другим. Что-то более удачное, что-то менее. Этот проект явно относится к первой категории. Блюз, блюз-рок, немного рок-н-ролла — и все это с изрядной долей вкуса и отличным чувством мелодии. Все песни в ...
Rabih Abou-Khalil — известнейший в Европе джазовый музыкант, продавший более полумиллиона копий своих записей. У знатоков его имя ассоциируется с неповторимым стилем, впитавшим в себя элементы арабской традиционной музыки, американского джаза и ...
Когда шеф одного из самых знаменитых в мире джазовых лэйблов лично пишет liner notes к альбому и отзывается об исполнительнице в превосходных тонах, это уже само по себе привлекает к релизу особое внимание. Брюс Лундвалл ...
Блюз живет везде: в дельте Миссисипи и в дельте Волги, в предгорьях Аппалачей и в сердце Кавказа. До статьи в "Jazz — Квадрате" № 6/01 я и слыхом не слыхивал о блюзовом трио "Ragtime" из Кабардино-Балкарии, а теперь слушаю их ...
Рэй Браун был одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза, и, разумеется, непревзойденным свинговым и особенно би-боповым басистом. Количество записей, в которых он принимал участие, трудно даже сосчитать. Достаточно сказать, что Рэй ...
Запись этого трио — последняя в жизни Рэя Брауна. И одна из лучших, несмотря на преклонный возраст и недуги. Но он и не демонстрирует исключительно свою технику — он сливается с трио и умудряется делать одновременно идеальный аккомпанемент и ...