Юриспруденция и музыка – вроде бы совершенно разные сферы деятельности, но уроженец Детройта Уэйн Элперн преуспел в обоих. Очевидно, его подкупила строгая логическая взаимосвязь, лежащая в основе, как юридических наук, так и музыки, во всяком случае, тональной. Элперн стал видным исследователем музыки ХХ века, преподавателем многих ведущих американских университетов, выступал с лекциями не только на родине, но и в Европе, в том числе в России. Элперн является последователем идей австрийского музыковеда-теоретика Хайнриха Шенкера и исследует музыку, пользуясь скальпелем шенкерианского анализа. Работал он и с такими видными минималистами, как Мортон Фельдман и Стив Рейч.
Но однажды… Впрочем, предоставим слово самому Уэйну: «Однажды утром, стоя в душе, я вдруг осознал, что моя собственная музыка не годится для песен или танцев. Я вспомнил мысль, прочитанную у Матисса, который писал, что если хочешь понять себя, как художника, пересмотри свои самые ранние работы…» И тогда Уэйн Элперн, многоопытный и многознающий человек с профессорской внешностью, вспомнил времена, когда он еще играл в рок-группах и постоянно слушал Motown sound (а как могло быть иначе, если ты рос в Детройте?). И Элперн занялся музыкой популярных направлений, аранжируя, сочиняя собственную музыку и экспериментируя с этой стилистикой, добиваясь нового качества путем синтеза. Как говорит он сам, на этом пути его главными учителями являются Бах и Моцарт с точки зрения технической, Гайдн, Стравинский, Гершвин и Эллингтон с точки зрения стилистической и Хайнрих Шенкер с точки зрения теоретической.
Что у него получается? А вот это можно узнать, послушав Sceleton, альбом, для которого Элперн написал одну композицию и сделал аранжировки еще 13-ти популярнейших джазовых тем разных времен. Тут Take Five Брубека / Дезмонда соседствует с Anthropology Чарли Паркера, а вслед за Blue Moon Роджерса звучит Mercy, Mercy, Mercy Завинула. И версии этих эвергринов, и выбор исполнителей у Элперна весьма необычны. Похоже, тромбон – один из любимых его инструментов. По крайней мере, именно квинтет тромбонов исполняет у него целый ряд пьес, в том числе в компании с ударными интерпретируя Генделя в треке с остроумным названием Handle With Care. В других случаях, к традиционному джазовому фортепьянному трио он присоединяет квартет из двух трубачей и двух тромбонистов (так, скажем, роль саксофона Дезмонда в Take Five у него доверена трубе). И получается действительно свежо и интересно! Присланный мне вместе с линком альбома пресс-релиз называет музыку Элперна кросс-жанровой и даже пост-жанровой! Довольно эффектная терминология для симпатичного постмодернистского эксперимента.
(Wayne Alpern – comp, arr; Noah Bless, Mike Boschen, Michael Davis, Nick Grinder, Jason Jackson, Matt McDonald, James Rogers – tb; Sam Hoyt, David Smith – tp, flg; Billy Test – p; Evan Gregor – b; Josh Bailey – dr;)
Встреча с очень интересным музыкантом ждет слушателя под броской обложкой альбома с расчлененной женщиной-манекеном. Гитарист и композитор из Турина Паоло Спаккамонти за последние десять лет стал весьма заметной фигурой на музыкальной сцене Италии. ...
Американский пианист Пат Баттстоун, чье имя уже не раз появлялось на наших страницах, весьма последователен в своем новом проекте The Last Taxi: New Destinations. Он продолжает серию записей, объединенных общим названием The Last Taxi, продолжает ...
За последние два года американский пианист-импровизатор Пат Баттстоун прочно прописался в каталоге авангардного лондонского лейбла Leo Records. Представляемый сегодня альбом Dream Notes – уже третий под этим логотипом и, как и его ...
…Четкий регулярный ритм почти фанкового характера, бас-гитара, работает, как часы, не отстают, а подчас и «забегают вперед» ударные – и на фоне этого драйва звучат довольно абстрактные, но, несомненно, интересные ...
Любопытно следить за изменением форматов составов, в которых записывают свои альбомы английские гитаристы Пит Оксли и Николас Мейер (швейцарец по происхождению, уже давно живущий в Англии). Мы познакомились с этими мастерами на их втором альбоме ...
Один из старейших и знаменитейших в американской истории городов (здесь была провозглашена Декларация Независимости), Филадельфия никогда не была, положа руку на сердце, крупнейшим джазовым центром, подобно Нью-Йорку, Новому Орлеану или Чикаго. Но, ...
У голландского ансамбля Plastic Dolls богатая история. Коллектив из Амстердама образовался в далеком 1984 году. Первоначально это был дуэт , одним из участников которого являлся гитарист и певец Ханс Тер Бург. Потом состав группы неоднократно ...
Не так уж редко приходится сталкиваться с мнением, что все хорошее для джаза уже в прошлом: нет той креативности, нет тех новых идей, наконец, при безусловном росте среднего уровня музыкантов, нет уже и тех титанов джаза, что были раньше. Что ж, ...
На старте своей карьеры Рэнди Брекер много играл в биг-бэндах: у Кларка Терри, у Джонса и Льюиса и так далее. Последние два года звездный джазовый трубач пополняет свою обширную дискографию также записями с биг-бэндами. В 2018 году вышел альбом ...
Последний раз корифея джазовой трубы Рэнди Брекера вместе с его супругой, итальянской саксофонисткой Адой Ровати мы представляли нашим читателям в начале этого года на альбоме Rocks, совместном проекте с известным немецким биг-бэндом NDR Bigband ...
Угадайте: в какой сфере финансовые перспективы больше – в нефтяной индустрии или в джазе? Угадали? А вот уроженка Венесуэлы и жительница нефтяной столицы США Хьюстона, Техас, инженер-геолог по образованию Ракель Сепеда предпочла в конечном ...
Энергией и оптимизмом дышит облик тенор-саксофониста Рэя Блю на обложке его нового альбома под названием Work. Самое любопытное, что такое же впечатление оставляет и его музыка. Секрет тут, видимо, в том, какой смысл вкладывает Рэй в понятие work, ...