nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Сергей Портнов - Каждый музыкант играет по-своему!

стиль:

Сергей Портнов - Каждый музыкант играет по-своему!
Когда мы предложили очередному выпускнику авторской школы Игоря Бойко «Лаборатория профессионального образования для гитаристов», молодому, но многообещающему гитаристу Сергею Портнову опубликовать с ним интервью, он безумно обрадовался и обещал рассказать нашему журналу «только правду и ничего, кроме правды» - так он обожает и уважает наше издание. Поверим его слову и прочитаем, что интересного он нам сегодня расскажет. Итак, ему слово.

- Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Первая правда, что я счастлив давать сегодня это интервью своему любимому журналу! Журналу, который давно стал моей настольной книгой, с которым никогда нескучно и всегда увлекательно. Постараюсь поддержать сегодня этот стиль и надеюсь на взаимопонимание!

- Когда состоялось твоё первое знакомство с гитарой?


- Родился я и вырос в подмосковных Мытищах. Там же и начался мой творческий путь - со старой советской гитары; не то ленинградской, не то шоховской – сейчас не принципиально, которая, как и во многих домах тех лет, мирно пылилась в родительской комнате, в дальнем углу. Но «пылилась» не всегда; отец, имевший какое-то мало мальское представление об аккордах и знавший несколько песен Высоцкого, был, пожалуй, моим первым преподавателем. И уже лет в 13 я активно терзал эту самую гитару, сидя в своей комнате.

А чуть позже начали организовываться школьные группы, а ещё позже – институтские. И, конечно, это всё не могло пройти мимо меня.В те, относительно далёкие годы, я уже знал, кто такой Jimi Hendrix, и слушал его записи, хотя, наверное, еще не понимал: зачем, почему и для каких целей играется соло по 10 минут. В то время все были увлечены новой волной калифорнийского и сиэтловского альтернативного рока. Это были: и Pearl Jam, и Red Hot Chili Peppers, и Stone Temple Pilots, и ещё великое множество имён, многие из которых любимы, кстати, по сей день. Немного позже я пришёл к выводу, что практически все наши кумиры тех лет были последователями творчества Джими Хендрикса, его стиля, подачи исполнения и т.д. Да, тогда я много слушал, что называется, «снимал» именно рок-гитаристов. А несколько позже я познакомился с видеошколой американца Joe Pass, и понял, что существует ещё и джаз в этом мире, и то, что джазовые мастера гитары не менее «круты», чем их коллеги-рокеры. С тех пор нахожусь на перепутье; так и разрываюсь между роком и джазом, фанком и блюзом.

- Всё это, Серёжа, замечательно. Но в каких музыкальных командах нашёл отражение твой предыдущий музыкальный опыт?


- Ух, их было так много… Сначала альтернативно-роковые экзистенции, затем последовал поп-роковый эксерсиз, потом даже фанковые инсинуации присутствовали! Признаться, был даже проект, созданный специально для «чёса» по ресторанам. В общем, много всякого было... Особенно незабываемым оказалось моё пребывание в московской группе «Плющ», в которой, помимо моей персоны, участвовали бас-гитарист Александр Крылов и вокалист-ударник Mr.Blansh. Для меня это – авторитетные музыканты, от которых я получил очень многое в плане опыта выступления в группе.

Также хочется вспомнить ребят из группы «Праздник Флоры», с которыми я имел счастье играть в течение нескольких последних лет. С ними мы поездили по разным городам и весям – посмотрели нашу необъятную страну, отыграв массу концертов и поучаствовав в различных фестивалях. Если кто-нибудь из вышеперечисленных персонажей будет читать эту статью – всем привет! (смеётся)

В настоящее время мне интересно играть только в одном проекте. К счастью – таковой есть. Пока он безымянный, в стиле фанк, или, может, поп-фанк, в котором я играю со своими старыми друзьями. Меня сие обстоятельство весьма радует, поскольку каждая репетиция - это не только сочинительство музыки, а также дружеское общение, шутки, хохмы и приколы…

- Игра на гитаре: существует ли в ней определённая философия, или тут всё ясно, как божий день?


- Для меня игра на гитаре, независимо от того, в группе или не в группе, всегда была и остается делом увлекательным. И важным. Ведь, играя пьесу, или даже фразу своего любимого гитариста, ты как бы соприкасаешься с его жизнью, сливаешься с его внутренним миром и можешь смотреть на окружающие тебя вещи его глазами. Играя, например, Хендрикса, ты прикасаешься к его миру магии и волшебства, и можешь почувствовать себя участником какого-то таинственного вуду-обряда; можешь «запилить» фразу в стиле Zakk Wild, превратившись в брутального рокера, или как George Benson неожиданно выдать что-нибудь гениально-непринужденное. И я здесь не говорю о тупом копировании ходов или стиля; играть точно так же, как эти люди, всё равно ни у кого не получится. Каждый музыкант играет по-своему, и, пропуская чужие фразы через себя, сквозь своё настроение, свою манеру игры и личное видение произведения, рождает на свет свой собственный стиль. И это - путь всех самых великих гитаристов и, вообще, всех музыкантов в мире. Даже самые знаменитые из них, будь то Joe Satriani или Scott Henderson, не стесняются признаться, что черпают своё вдохновение из произведений других гитаристов – причём ныне живущих и выступающих. Это, как мне кажется, и есть великая философия развития музыкальной формы творчества: взаимное проникновение и обогащение стилей и направлений, открытость и свобода выбора.

К слову, именно это меня и привлекает в методе Игоря Бойко. Он даёт тебе богатейший теоретический и практический материал - огромную коллекцию приемов и фраз, собранную и структурированную с величайшей тщательностью. А дальше - всё в твоих руках. Это, знаете, как будто вам на дачу завезли грузовик досок, и нужно что-нибудь из них соорудить; можно дом, можно конуру для собаки, или скворечник. А можно вообще ничего не делать и доски сгниют. Вот так-то!

- Как ты оказался в лаборатории Игоря Бойко – случайно для себя или целенаправленно?


- Это был поистине счастливый случай! Пару лет назад, бродя по Интернету, я вдруг наткнулся на информацию о лаборатории с авторской методикой Игоря Бойко. Там говорилось о том, что Игорь Александрович ведёт активную преподавательскую работу, и у особо одарённых есть шанс туда попасть. Информация очень заинтересовала меня, тем более, что я уже был знаком с творчеством этого музыканта, а также занимался по его книгам. Кстати, на мой взгляд, они на сегодняшний день являются лучшими пособиями для самостоятельного изучения гитарной импровизации, из того множества учебников, которые можно найти сегодня в специализированных магазинах страны. Не питая особых иллюзий, я написал письмо Игорю Бойко, в котором постарался охарактеризовать себя, свой опыт игры на гитаре, рассказать о своих приоритетах в музыке. Как ни странно, Игорь Александрович ответил на моё письмо и пригласил на прослушивание. Мы встретились, я сыграл «Days of wine and roses» в транскрипции Wes Montgomery. Исполнил, помнится, не очень, поскольку волновался. Тем не менее, маэстро, видимо, что-то отметил для себя в моей игре, ведь я был зачислен в лабораторию. Которую вскоре заканчиваю.

- Какие моменты в учебном методе Игоря Бойко ты бы мог выделить особенно?


- Вообще, что касается обучения игре на гитаре, я здесь перепробовал многое: и самостоятельные занятия, и «съём» пассажей всемирно известных гитаристов, и изучение различной обучающей литературы. Но результат, как правило, всегда был один: куча вопросов и никакой возможности получить на них ответы. А вопросы возникали разные, чисто практические: «Почему нужно играть именно так, а не иначе?», «Почему обязательно в такой аппликатуре?», «В какой позиции исполняется подобранный на слух пассаж?», «Как обыграть заданную гармонию?» и теоретические, например, такие: «Как свести все накопленные знания в систему?».

Уж не знаю, каким нужно было обладать талантом, какой интуицией, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы самостоятельно. А спросить мне было особо не у кого: друзья-музыканты сами были не совсем в курсе, а надежды на то, что со мной станет переписываться к примеру Mike Stern (смеётся…), было мало. И конечно, когда я удостоился чести оказаться на уроках Игоря Александровича, то почувствовал себя просто на седьмом небе от счастья. Мало того, что на любой вопрос, касался ли он гармонии и её обыгрывания, выбора оборудования, он сразу же давал ответ. Но и учёба у него построена так, что ты каждый раз уходишь с чувством нового открытия. Я не помню, чтобы хоть раз у меня было ощущение, что я топчусь на месте, или что мне неинтересно, или, что я недополучаю какой-то важной информации. Плюс ко всему - доверительная атмосфера, в которой проходят занятия; она сама по себе настраивает только на положительный результат.

И еще пару слов хочется сказать о практических занятиях. Лично меня очень подстёгивает и заряжает на активную работу то, что, записанные на видео демонстрационные ролики – не только мои, но также других учеников Игоря Бойко, в Интернете может посмотреть и оценить каждый желающий. Вообще, для меня всё это выглядит этаким прикольным соцсоревнованием. Думаю, все ребята «подглядывают» друг за дружкой, снимают прикольные «фишки». Я, например, так и делаю. Замечательно, что наш педагог всё продумал до мелочей, выложив эту информацию для свободного скачивания на своём персональном сайте: www.igorboiko.com. Так что, друзья, рекомендую!

- Как известно, для профессионального успеха мало прилежно учиться, ещё нужно обладать хорошим инструментом, соответствующим оборудованием…


- Последних несколько лет играю только на одном инструменте - японском Squire Stratocaster 1982 года выпуска. Очень люблю эту гитару за настоящий винтажный стратовский звук. Играть на ней довольно трудно, каждую ноту приходится буквально «выжимать»; это далеко не Ibanez, звук из которого можно извлекать легким прикосновением к струнам. Но зато это неудобство с лихвой окупается богатым, сочным саундом. Прибавьте сюда традиционную японскую надежность.

И набор эффектов в последнее время «устаканился». Это педали Roland BOSS (delay, tremolo, compressor), вау-педаль CryBaby Jim Dunlop, перегруз SansAmp Triac. Есть и ещё пара экзотических эффектов для получения сумасшедших, нереальных звуков в стиле гитариста Тома Морелло – Whammy Digitech и DOD Envelope filter.

Кроме того, некоторое время назад по совету своего наставника я приобрел Line6 Guitar Port – отличную вещь для занятий дома. И теперь я прихожу домой, просто надеваю наушники, включаюсь в GuitarPort и, абсолютно никому не мешая, занимаюсь с реальным студийным звуком. При этом работаю с минусами, экспериментирую с эффектами и записываюсь, не выходя из квартиры. Очень полезный прибор.

- И, напоследок, вопрос, ставший для нашей рубрики традиционным. Расскажи забавный случай из своей музыкальной практики – чувствуется, Серёжа, у тебя их предостаточно.


- Да уж, вообще-то, концертная жизнь изобилует забавными эпизодами. Как-то, помнится, выступали мы в одном небольшом клубе. И просто не хватало места на сцене, чтобы поместились все музыканты. Тогда пришлось нашему барабанщику весь концерт играть, сидя на подоконнике, которым заканчивалась сцена. Выглядело - просто изумительно!

Или, вот ещё: были как-то раз на концерте у наших друзей – группы «Dooby Jungle». А надо сказать, что играли они тогда тяжеленный электронно-гитарный хардкор. Так вот, не успели они отыграть и пару песен, как их гитарист – мой хороший, кстати, знакомый, в приступе сценической эйфории, прямо на глазах изумленной публики, неудачно развернувшись, сломал гитару о спину одного из певцов! К слову сказать, другого моего хорошего знакомого (заливается гомерическим смехом…). Гитара переломилась в районе верхнего порожка, и головка грифа отлетела вниз вместе со струнами. Все долго хохотали, но концерт на этом закончился…

- Спасибо, Серёжа, за такую содержательную беседу – было приятно тебя послушать, посмеяться вместе с тобой. А теперь на полном серьёзе: что бы ты хотел пожелать музыкантам-единомышленникам как уже состоявшийся гитарист – выпускник школы Игоря Бойко?


- Друзья-товарищи, никогда не прекращайте занятий и не бросайте свой инструмент в дальний угол квартиры! Ведь гитара – это та некая субстанция, которая нас объединяет и вдохновляет! И, конечно же, всегда спасает от «бытовухи» - серых будней жизненной повседневности!

Вёл беседу МИХАИЛ ТРОФИМОВ

Jazz-Квадрат, №6/2007


авторы
Михаил ТРОФИМОВ
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с гитаристами
Гасан Багиров - не примелькавшееся лицо.. Н. Арутюнов (Лига блюза) - размышления на вынужденном отдыхе Виктор Зинчук - цели и методы Пятый элемент гитариста Игоря Бойко
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com