Myshki-Narushki, где в названии сквозит очень прозрачный намек на фамилию лидера группы, - альбом, не похожий на другие работы «Князя Мышкина», которые мне довелось слышать. Он состоит из очень разных концертных записей разного времени (одна, покороче, - с фестиваля в ДК МАЗа в 2009 году, другая, большая, сделана в клубе «Лисья нора» в 2010-м), но одно обстоятельство их объединяет: музыка здесь встречается со словом, точнее, с поэтическим текстом. Такие эксперименты не новость, их осуществляли и до «Князя», будут осуществлять и после, я неоднократно слушал такие встречи джаза с поэзией – англоязычной, русскоязычной, здесь, впервые, услышал – с белорусскоязычной.
А еще здесь есть на обложке фрагмент картины одного из моих самых любимых художников – Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким. Там, внутри буклета, есть еще Тенирс, ван Остаде, их вы не видите (для этого надо зайти на сайт Clinical Archives, разместивший этот сетевой альбом), а видите вы именно его, Брейгеля, «Битва Масленицы и Поста», картину, написанную в 1559 году и имеющую прямое отношение к композиции Into each house из альбома Myshki-Narushki.
Дело в том, что именно этой композицией «Князь» отправляется в Позднее Средневековье и приглашает всех слушателей окунуться в карнавальную атмосферу, столь живописно переданную Брейгелем. Правда, Средневековье в музыке «Князя» - белорусское, но Брейгель и здесь вполне уместен. События, им отображенные, я вполне могу представить не только в Льеже или Антверпене, но и в Вильно или Гродно 1559-го года. Колоритный звук волынки в начале композиции четко ориентирует нас во времени действия. Жаль, в технических данных диска все инструменты Виктора Семашко «спрятаны» за общим обозначением wind instruments, но я думаю, что это все же дуда, старинная белорусская волынка, а отнюдь не ее хорошо известная шотландская родственница. Ну, а затем, карнавал начинается! Ни валторна Антона Кривули, ни гитара Леонида Нарушевича (которую он использует и в качестве ударного инструмента), ни другие инструменты Семашко к числу средневековых не принадлежат, но это не мешает музыкантам смачно, с характерной для «Князя» фантазией и буйством сонористических красок, в которых на сей раз весьма заметен фольклорный акцент, воссоздавать веселое карнавальное действо. Про сам карнавал, дионисийское начало и т.д. я распространяться не буду, кто захочет, прочтет у Бахтина, а вот про остановку карнавального шествия, где-то к середине композиции, у актерского балагана сказать обязательно надо. У меня тут сразу возникли ассоциации с известным оксюмороном, примененным Маяковским в названии своей пьесы – «Мистерия Буфф». За мистерию в нашем случае говорит и нарочито серьезный, размеренный голос чтеца, и мысль о том, что кем бы ни был мужчина («сейбит», «барацьбит» (сеятель, борец), но женщина по назначению своему всегда остается «носьбитом» (носителем) – в первую очередь, будущего. И тут же возникают мотивы буффонады – прекрасно рифмуется с вышеуказанными терминами современный «ваххабит» (для реалий XVI века лучше было бы «турок-осман» - исламская угроза Европе тогда исходила от них, но не в рифму, и не смешно), а также «английская» парочка противопоставлений: beat – love it. Можно ли было обойтись без текста? Наверное, да, но авторы увидели эту композицию именно так, и получилось у них совсем неплохо!
Развитие импровизации во второй композиции диска Myshkin in the poets я сравнил бы с дальней дорогой (очень дальней – большей по объему вещи я у «Князя» еще не слышал: почти 50 минут!), в которую дружно отправились гитара, духовые и ударные. Поначалу все идет очень складно, стройно. Я особо отметил бы на редкость активное участие Владимира Кравченко – перкуссия в этом треке не просто задает какие-то ритмические параметры гитаре и духовым, но и наравне с ними участвует в выстраивании композиции. Однако, время от времени, на дороге попадаются то ухабы, то крутые повороты – словом, The Long and Winding Road, как сказал бы Пол МакКартни: линии гитары, духовых и ударных резко расходятся, звучит натуральный фри-джаз. А вскоре все опять выравнивается, инструменты опять дружно идут вперед, а Виктор Семашко скрашивает эту дорогу беззаботно-фольклорными трелями.
Почти посередине композиции в дело вступают и поэты – сначала один блок поэтических строчек, через какое-то время – второй. Оба, на мой взгляд, в силу метафоричности образов, общего лирико-философского настроя, вписываются в течение композиции весьма органично, что называется, без видимых «швов». И если первый блок лишь очень деликатно комментирует перкуссия, а после него, видимо, откликаясь на стихи, очень яркое соло на кларнете выдает Виктор Семашко, то во втором гитара и кларнет – равноправные партнеры голоса. А музыка, она же дорога, движется дальше, мелькают разнообразные пейзажи: вот нечто маршевое, тут же переходящее во что-то плясовое, а вот еще что-то неуловимо-знакомое и, достаточно неожиданно, все прерывается третьим блоком стихов. И вот он-то и показался мне резко диссонирующим со всей композицией. Стихи – другие. Тут не вечные ценности, не лирика - злоба дня, ирония, юмор, конкретный герой: о своих путешествиях по «граду и миру»» повествует этакий белорусский родственник Венички Ерофеева. И аплодисменты слушателей в фонограмме свидетельствуют, что и они восприняли это, как вставной номер, практически не связанный с музыкальной импровизацией. Мне показалось даже, что Леонид Нарушевич и его коллеги не сразу пришли в себя после этого, по крайней мере, адекватной музыкальной реакции я не услышал. Но – может быть, так и было задумано: через какое-то время инструменты продолжили свой путь, плавно подведя его к финишу. Мне же вторая композиция показалась, в отличие от первой, лишь полуудачей – последний поэтический блок смазал впечатление. Впрочем, это субъективно – заинтересовавшимся конечно же надо составить собственное мнение.
Soyuz Music и лэйбл Playground представляют: Koop "Coup De Grace" (The Best Of The Koop 1997-2007) - сборник лучших треков от шведского дуэта, превратившего ностальгию по 50-м годам в модный тренд. Султаны свинга, шведский дуэт Koop уже более десяти ...
Обложка четвертого по счету альбома бразильского гитариста Сандро Альберта выполнена в стиле оп-арт и название этого проекта прочесть не так-то просто, но если вы прослушаете все 13 композиций «Вертикали», то он вам наверняка запомнится ...
Новое имя в мужском джазовом вокале – это всегда интересно. Появляются такие имена редко, во всяком случае, значительно реже, чем женские, и уже поэтому дебютный альбом Грегори Портера привлекает внимание. Этот певец родился в Лос-Анджелесе, ...
Один – два альбома этого жанра ежегодно появляются в редакционной почте. Обычно это происходит ближе к концу года, что не удивительно, Christmas music – жанр сезонный, это целая индустрия, особенно развитая в Штатах, и свой товар, те, ...
Если Ваше внимание привлекли работы Тассоса Спилиотопулоса, о которых уже рассказывал «Jazz-Квадрат», то Вас наверняка заинтересует и этот диск. Дело в том, что состав трио Асафа Сиркиса…полностью идентичен составу трио ...
Представляемый альбом - первый совместный проект для Стевко Буша и Пауля ван Кеменаде, хотя оба они – люди уже весьма опытные, отмеченные наградами и ранее не раз играли вместе. Живут музыканты в Голландии, при этом Пауль и родился здесь, в ...
Один из самых главных в истории человечества текстов всегда привлекал внимание мастеров разных видов искусств. В литературе евангельские сюжеты использовали Андреев, Булгаков, братья Стругацкие, в кино – Пазолини, Вайда, Скорсезе, ну, а уж в музыке ...
«Шпигель», один из самых известных в Германии журналов (заметьте, это издание не специализированное музыкальное, а общественно-политическое, одно из тех, что формирует так называемое общественное мнение) назвал Нильса Вограма прямым ...
Не сомневаюсь, что этот релиз немецкий тенор-саксофонист и композитор Норберт Штайн готовил с особым чувством. Как-никак, Silent Sitting Bulls – юбилейный, двадцатый альбом Pata Music. Он записывался в Бонне в феврале 2010 года. Перерыв между ...
Симпатичный сюрприз преподнесла очередная бандеролька от Blind Raccoon. Ранее мне никогда не доводилось ни слушать ансамбль The Delta Flyers, ни слышать об оном. Так что, знакомство началось сразу с шестого альбома группы с очень блюзовым названием. ...
Я впервые услышал Air Rapide летним вечером в Граце, столице австрийской земли Штирия. Музыка этого дуэта словно нагнетала энергию в атмосферу разомлевшего после знойного дня города, в архитектуре которого средневековье причудливо соседствует с ...
Уже только имя одного из самых выдающихся среди ныне здравствующих блюзменов на обложке альбома Living Proof способно вызвать обильное слюноотделение у поклонников этой музыки. Но помимо условных рефлексов, есть еще и более рациональные поводы для ...