16 октября в Концертном зале минской филармонии публики было не так много, как того хотелось бы.Особенно учитывая тот факт, что выступали редчайшие для нас гости — исполнители практически аутентичного музыкального искусства, положившего начало всей популярной музыке. "THE JOHNNY THOMPSON SINGERS", одни из мировых лидеров в своем жанре, представили в двух отделениях программу спиричуэлов и госпелов.
К великому на то сожалению, ныне профессия спонсора в нашей стране причислена к вымирающим. Тем более никто не хочет особо спонсировать мероприятия, проводимые государственными, как в этом случае, организациями. Поэтому высокая стоимость коллектива повлекла за собой и необычайно высокие для филармонии цены на билеты — до 250 тысяч белорусских рублей. Не все могли позволить себе пойти на концерт, но, несмотря на неполный зал, свидание с заморской музыкой закончилось стойкими (в смысле стоячими) овациями.
Было из-за чего. Вообще аутентичные — то есть подлинно американские — исполнители спиричуэлов и госпелов приезжают к нам, как свидетельствует статистика, ровно раз в десять лет. В середине 70-х это была знаменитая Одетта, в конце 80-х — обладатели награды ГРЭММИ "The Richard Smollwood Singers". Присутствующие в зале собственными ушами смогли оценить невероятную энергию, заложенную в религиозных песнопениях американских протестантов, непосредственность их общения с совершенно незнакомой публикой и понять, сколь много значат спиричуэлы и госпелы даже в их неоригинальном (в смысле — авторском) воплощении, обогащенном, безусловно, всеми теми достижениями мировой поп-культуры, которые мы сегодня наблюдаем и слышим буквально каждый день.
Основу репертуара коллектива, который прибыл в Минск благодаря нащупанным наконец контактам с литовскими организаторами концертной жизни, составляют композиции, написанные преподобным Джонни Томпсоном. Они полностью выдержаны в стиле и отличаются от классических, пожалуй, лишь с точки зрения подачи. По сравнению с классикой спиричуэла в их исполнении, безусловно, значительно больше ярко выраженных элементов соула. С другой же стороны, лишь в классической музыке даже незначительные отступления от оригинала воспринимаются то ли как проявление неумения, то ли как кощунство. Спиричуэл — учение столь же живое, как... Нет, неудачное сравнение. Спиричуэл — вечно развивающееся явление, которое, отдав в свое время другим все, что у него было, сегодня возвращает потихоньку и с достоинством отданное назад с процентами, вроде нормального, солидного банка.
THE JOHNNY THOMPSON SINGERS — это пять исполнителей, почти дословно воссоздающих на сцене манеру проповедей в негритянских церквях Америки. Безусловно, в их подаче материала есть какой-то элемент шоу — все-таки сцена! Но этот элемент столь незначителен, что им можно пренебречь. В остальном же — это почти точное, натуральное повторение того, что присутствует в Америке каждый день. Естество исполнения — что может быть лучше для каждого, кто выходит на сцену?!
И это естество достигало такой степени, когда трудно было понять: непроизвольно или же умело, нарочно вокалисты слегка фальшивят в "пачках"? Скорее второе, поскольку из диссонансов они точнехонько выходили на нужные ноты, демонстрируя истинные фигуры высшего вокального пилотажа. Не все хорошо было слышно из-за кулис; возможно, поэтому коллективное пение меня не столь поразило. Поразили вокалисты в сольных партиях, и в первую очередь — дочь преподобного Джонни Томпсона Хедрих Николс и огромный, временами страшно похожий на Сэчмо Романс Уотсон, обладающий голосом необъятного диапазона. Сразил он потрясающим владением техникой фальцета — совершенно необычного на фоне его не менее убедительного баса.
Мэттью Хэй — невероятно пластичный и с завидной выразительности мимикой — также заводил публику шаманскими танцами, а обладательница пропорций Эллы Фитцджералд Кейя Мария Стори, кажется, еще только приноравливается к коллективу, потому что в сольных эпизодах не столь поражала, как другие.
Сам преподобный Джонни Томпсон вел себя, как уже заступивший на службу проповедник в храме, что, кстати, он и собирается сделать по возвращении на родину. Каждую композицию он предварял небольшим словесным "интро", да и во время исполнения частенько вставлял явно не согласованные с худсоветом фразочки. Но и сам выходил к микрофону. Голос у него послабее других участников коллектива, но лидером ведь не назначают — им становятся. Есть у преподобного Джонни Томпсона секрет лидерства, который он не выставляет напоказ, но который помогает ему держать свой коллектив в преотличной форме.
Результатом концерта в двух отделениях стало изрядное количество купленных в фойе компакт-дисков заокеанских вокалистов да невиданная ранее в филармонии толпа желающих получить автографы у гримерок. А то, что белые девушки дарили темнокожим "сингерсам" алые розы и совершенно искренне целовались с ними, говорило о том, что славянскую душу американский фольклор действительно тронул.
Насколько мне известно, перед концертом руководство филармонии было слегка обеспокоено, насколько наша уже опять отученная от всего заокеанского публика воспримет эту музыку. После концерта директор филармонии Владимир Петрович Ратобыльский уже почти не раздумывал, стоит ли приглашать этот коллектив в Минск вновь. Да были бы деньги, Владимир Петрович! В той же Литве почти каждый месяц выступают настоящие артисты, которые часто стоят даже меньше, чем российские "бамбуки", для которых выступление под "минус" — проявление невероятного артистического мужества.
А тут было два часа настоящего, живого пения. И если у них такое происходит в церкви, то можно только представить, что происходит на концертах светской "черной" музыки!
Тем не менее зал филармонии в этот вечер полностью отвечал одному из своих привычных эпитетов — он был храмом. Храмом, в котором звучала возвышенная и необычайно живучая музыка...
Этот сборный концерт был дан в минском Дворце спорта несколько раз подряд, вот так это дело получилось организовать, благодаря чему я смог побывать на нем дважды. Что за надобность была второй раз идти на сборную солянку с участием артистов ...
Насколько же прав, однако, оказался известнейший немецкий знаток джаза Йоахим Эрнст Берендт, который еще в конце 70-ых смело обронил в одной из статей: "Сегодня все стало авангардом". Так вот походя он поставил крест не только над собственно ...
Если бы в нашей такой джазовой стране существовал приз наиболее универсальному гитаристу, постоянно существовал бы и главный на него претендент. Несмотря на удивительно большое число в Беларуси неброских, но умелых исполнителей на этом инструменте, ...