Намедни в рижском музыкальном клубе "Гамлет" лидер латвийского джаза - саксофонист Денис Пашкевич представил на суд публики свое новое детище - DPTRIO. Премьера удалась на славу. Двухчасовой концерт прошел на одном дыхании. Композиции в стиле фри-джаза, наполненные страстными импровизациями музыкантов вызвали большой интерес. В заполненном до отказа зале, все, как завороженные слушали игру музыкантов. Одни с неподдельным интересом и даже с удивлением, другие – с восторгом... На протяжении всего концерта в зале стояла...тишина. Именно так, около 40 лет назад принимали рижские меломаны фри - джаз в исполнении трио Вадима Вядро, а позднее смелые эксперементы Эгила Страуме.
Денис Пашкевич. Неутомимый джазмен в постоянном поиске. За долгие годы он переиграл во многих джазовых стилях от свинга в составе биг-бенда до современных: эйсид-джаз, фанк, фьюжн... И потому не стал неожиданностью новый поворот в творчестве музыканта - погружение в мир фри-джаза.
Должен сказать - говорит Денис - фри-джаз является логическим продолжение того, что я делал и продолжаю делать в джазе. Все тесно связано с моими внутренними исканиями, поиском новых идей, с теми знаниями которые имею. Я всегда любил Колтрейна. Его музыка более всего символизирует свободу. Это напрямую связано с тем, что мы играем. Со свободным выбором фраз, ритма, мышления... И все же, абсолютно свободный джаз мы пока не исполняем. В нашей программе оригинальные композиции, в которых есть тема, гармония... В процессе игры все развивается по разным направлениям и совершенно спонтанно рождаются удивительные с многообразием красок импровизации... Все зарождалось во мне, я повторяю, под влиянием творчества гениального Джона Колтрейна, с его альбома Crescendo. Много лет с огромным интересом слушал я и других гигантов свободного джаза Орнетта Коулмена, Дона Черри, Эрика Долфи... Всегда следил за всеми новыми явлениями в джазе и обязательно за процессами происходящими в городе Нью-Йорке. Постоянно слушал и музыкантов европейской джазовой школы. Они тоже вызывали мой интерес. У меня дома много дисков ЕСМ и других звукозаписывающих компаниий. Но скажу откровенно, раньше я все же не чувствовал себя готовым играть эту музыку.
Меня часто спрашивают, что послужило толчком играть фри-джаз? Быть может, ответ мой нескромен, но думаю – моя зрелость . Я созрел играть свободный джаз. В этом меня убедили последние 2-3 года. Не раз думал, что надо создать трио. Без рояля, без конкретного гармонического напора. Игра без рояля дает большую свободу. Сыгранность с контрабасистом для меня сегодня гораздо интересней. Пришел к тому, что чаще стал писать композиции, а это является определенным знаком качества для музыканта. Возможно, в какой-то мере толчком послужила игра на иерусалимском фестивале "Джаз глобус-2008" с легендарным композитором и музыкантом фри-джаза Вячеславом Ганелиным. Мы играли целый час, который для меня дорогого стоил. Но и до игры с Ганелиным, постоянно думая о фри-джазе, я не раз в Риге и на концертах в Германии играл свободный джаз в дуэте с известным американским барабанщиком Брайаном Мелвиным.
Как рождалось наше трио и по каким принципам я подбирал партнеров? Все очень просто. Искал людей, которые могут пойти со мной. Людей с хорошим сердцем, которые несут добро... Трио не место для споров, ссор и амбиций, для стремления постоянно что-то доказывать... На это уже просто нет сил.Убежден - партнеры сами должны в нашу музыку инвестировть свой труд и талант. Не скажу что кандидатов было много, но и в конце концов свой выбор я сделал. И очень доволен партнерами: контрабасистом Стасом Юдиным и барабанщиком Артисом Орупсом. Стас – известный латвийский музыкант. Он был среди победителей международного джазового конкурса Sony Jazz Stage-2006, а не так давно в составе датского биг- бенда принял участие в турне по многим странам Европы. Артис – джазмен с огромным опытом игры в Голландии и других странах. Сегодня Стас и Артис уверенными шагами познают секреты свободного джаза. Да, в своей игре мы имеем пока влияние известных мастеров фри- джаза. Но наша цель - найти свой, ни на кого непохожий голос в мире музыки. Мы постоянно ищем свое звучание. К примеру, когда пишу музыку, я знаю, что и как сыграет на контрабасе Стас. У меня в композициях есть определенные линии, которые хочу, чтобы он исполнил. Именно контрабас с тенор-саксофоном. Пишу конкретно, для тенор-саксофона, для бас-кларнета... Точно знаю чего хочу. Знаю, как сыграет Стас, а как Артис, как сыграем все вместе... Характер наших композиций - предельное откровение. Главное - никогда не играть ради коммерции. Публике понравились наши принципы. Она их прняла и мы за это ей благодарны.
Два слова о стилистике нашего трио. Пишу простые и понятные мелодии, которые в дальнейшем развиваются в разных направлениях. И вот мы уже слышим в композициях рок, гранж, фанк. Имеем сегменты ритмики этих стилей. Это важно. А мелодика композиций сходится затем с системой гармонии и идет глубже... Есть у нас и несколько чистых фри композиций. Еще один немаловажный момент. Мне нравится акустическое звучание. Оно кажется упрощенным, но с другой стороны, оно такое естественное. Конечно, в больших залах даже трио надо озвучивать. Но тогда в саунде бэнда теряются натуральные краски инструментов. В джаз-клубах разных стран, где мы играем, всегда стараемся играть акустически. В этом случае, для нас и для публики одно удовольствие играть и слушать джаз в клубе.
Совсем недавно мое DPTRIO записало CD - The book of Revelation и его презентация тоже состоялась, во время концерта в "Гамлете". Мне нравится диск, хотя я могу сам себя много критиковать, но тут важно другое. Запись на диске прямо с концерта. Это – LIVE. И я очень ценю время момента. Силу момента. И рад этому. Я бы очень хотел, чтобы наш СD слушали не только в Латвии, но и за ее пределами. Сегодня очень важный для нас вопрос – где выступать? Латвия небольшая страна и потому наши планы связаны с постсоветским пространством. Хотим выступать с концертами в России, на Украине, в Республике Беларусь, в Чехии, Словакии, Польше. Публика в этих странах хорошо воспринимает джаз. Вызывает у нас интерес и Средняя Азия: Узбекистан, Киргизия, Казахстан... Полную информацию о DPTRIO можно найти в интернете на моем сайте www.denisspashkevich.com
Денис Пашкевич готов к сотрудничеству, к новым контактам. Необходимо восстановить и старые связи латвийского джаза 70-80 годов. Уверен, что все у Дениса получится.
Для любого клуба, открытие сезона, как День рождения. День, в который хочется увидеть друзей и устроить для всех грандиозный праздник. В этом году, открытие клуба состоится 13 сентября. Сезон откроется эксклюзивным концертом фрик-кабаре бэнда из ...
Voice Solo Orchestra – разве такое возможно? Еще как! Возможность существования подобных оркестров уже подтвердили американцы: Bobby McFerrin и JD Walter. Среди уникальных европейских вокалистов, бесспорно, лидирует Boris Savoldelli. Voice Solo ...
Виртуозное уральское джаз-роковое трио, начавшее активные гастроли сравнительно недавно и уже просто обосновавшееся на сценах ведущих фестивалей России и ближнего зарубежья, вновь радует своих поклонников. Во-первых, выпуском в свет нового ...
Джазовые гости появляются в Минске все чаще. Это отрадный факт, особенно, если вспомнить, как обстояли дела в этой сфере еще пять – шесть лет назад. Беда только, что иногда ситуация напоминает белорусскую поговорку "разам густо – разам ...
Осень 2012 года оказалась удивительно щедрой по отношению к минским любителям джаза. Если наши соседи по пост-советскому пространству уже привыкли к частым гастролям звезд мирового джаза, то фэны в Беларуси до сих пор не были избалованы такими ...
5 ноября в нью-йоркском клубе Feinstein's прошел концерт, посвященный памяти основателя лейбла Arbors Records Мэта Домбера (Mat Domber). Домбер скончался от рака 19 сентября в Сент-Питерсберге, Флорида в возрасте 84 лет. Вклад этого человека в дело ...