nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Эл Фостер в Минске. Заметки после концерта


Эл Фостер в Минске. Заметки после концерта  Джазовые гости появляются в Минске все чаще. Это отрадный факт, особенно, если вспомнить, как обстояли дела в этой сфере еще пять – шесть лет назад. Беда только, что иногда ситуация напоминает белорусскую поговорку "разам густо – разам пусто". Концертные агентства плоховато координируют свою деятельность, если координируют ее вообще. И тогда интересные гастрольные выступления стоят в календаре плотно друг за другом, а то и вообще происходят в один и тот же день. А, к сожалению, потенциальная аудитория для таких концертов ограничена, любителей джаза в Минске не столь много, как хотелось бы и, в результате, залы заполняются отнюдь не на сто процентов… И еще одна деталь. В понятном желании привлечь зрителя некоторым организаторам явно изменяет чувство реальности. Афиши пестрят определениями "лучший в мире", "звезда мирового джаза", "легендарный", "непревзойденный" и так далее. Происходит девальвация понятий, которая и выступающих, невольно оказывающихся заложниками такой рекламы, дискредитирует и формированию вкусов зрителя не способствует. Ситуация напоминает модные в Российской империи начала прошлого века чемпионаты по французской борьбе, когда в цирке - шапито какого-нибудь уездного Урюпинска выступали сплошь чемпионы мира, Европы, обеих Америк и, уж разумеется, России…

Но это к слову – больно уж накипело. А все выше сказанное ни в коей мере не относится к организованному "Эквилибриум АРТС" 23 сентября концерту квартета Эла Фостера. Этот единственный в Беларуси концерт состоялся в рамках большого осеннего тура музыкантов по пост-советским странам Европы с 10 по 26 сентября – три концерта в России, четыре в Украине и один у нас, в Минске. Вот уж в данном случае практически любое из выше приведенных определений является уместным (афиша концерта, кстати. была действительно информативной и со славословиями не "пережимала"). Эл Фостер – без всяких натяжек, личность легендарная. Барабанщик, игравший в ансамбле Майлса Дэвиса с 1972 по 1985 год, сменивший в нем Джека Де Джонетта, был не просто партнером великого музыканта, но и его настоящим другом. Эл был одним из немногих людей из мира джаза, с кем Майлс продолжал общаться в период своего отхода от музыки в конце 70-х годов, и он же продолжил играть с Дэвисом после камбэка последнего в начале 80-х. Дэвис посвятил Фостеру немало теплых слов в своей автобиографии, что для злоязыкого "Темного мага" явление исключительное. Еще были выступления с ансамблями Роллинса, Хэнкока, Хендерсона а, с 1996 года, непрекращающаяся гастрольная круговерть со своим квартетом. Ну и, разумеется, диски, диски, диски – как в качестве лидера, так и в качестве сайдмена…

На сцену Минского Дома Офицеров гости вышли под овации зала. Эл Фостер и его партнеры не тратили время на долгие представления и практически сразу начали играть. Возможно, первая пьеса звучала еще несколько суховато – музыканты "разогревались", привыкали к новой для себя сцене, ловили энергетические импульсы из зала, щедро посылаемые минской публикой. И дальше дело пошло куда как веселее. Начался настоящий джаз. Программа концерта была весьма разнообразной, хотя при этом практически все пьесы были "прочитаны сквозь пост-боповые очки" – звучала и музыка самого Фостера, и классический джазовый стандарт Дюка Эллингтона "In a Sentimental Mood", и привет из эры музыки фьюжн в виде композиции Херби Хэнкока, и почти обязательная в последнее время на джазовых концертах порция "латины". Концерт проходил в день 84-летия со дня рождения одного из величайших гениев джаза Джона Колтрейна – Фостер не преминул напомнить об этом публике, перед исполнением музыки Джона. Разумеется, не обошлось и без музыки Майлса Дэвиса – была исполнена его пьеса Jean-Pierre с альбома We Want Miles (1981). Именно Эл Фостер участвовал тогда в первой записи этой композиции.

Маэстро время от времени с видимым трудом выбирался из-за своей ударной установки и беседовал с публикой – объявлял очередные номера, неоднократно представлял музыкантов своего квартета, произнес несколько слов о том, как ему понравился город и что он с коллегами хочет еще прогуляться по Минску (следующий концерт у квартета Фостера предстоял 25 сентября уже в Одессе), а перед началом второго отделения Эл и его коллеги тепло поздравили очаровательную ведущую вечера Ингу Бухвалову с днем рождения исполнением неизбежного Happy Birthday To You. Когда Эл стоял на сцене у микрофона, было заметно, что это уже весьма пожилой человек – Фостеру в январе исполнилось шестьдесят семь. Но стоило ему вернуться за ударную установку, как он словно сбрасывал с плеч пару-тройку десятков лет. Зал слушал в этот вечер настоящего Мастера. Виртуозная полиритмия, яркие брэйки, ювелирная работа щеточками – и при этом никаких внешних эффектов, никаких цирковых трюков, которыми подчас грешат ударники, пытаясь "делать шоу" - все точно и только по делу. Без единого чистого соло на ударных, Эл все время оставался настоящим лидером, ведя за собой весь ансамбль. А его квартет постоянно видоизменялся – то музыканты играли вчетвером, то квартет превращался в трио (ритмика плюс фортепьяно) или в дуэт ударных и контрабаса.

Все музыканты квартета по возрасту годятся лидеру чуть ли не во внуки. Басист Даг Вейсс (Doug Weiss) – самый опытный из партнеров Фостера, он работает с Элом с 1996 года, уже четырнадцать лет. За эти годы они достигли почти телепатического уровня взаимопонимания. Ритм-группа Фостер – Вейсс и в Минске работала безукоризенно, как часы. У Дага было довольно много возможностей для соло – пожалуй, мне давненько не приходилось слушать столь часто солирующего басиста. Играл Вейсс в основном "по-джазовому", то есть пиццикато, и лишь в коде нескольких композиций брался за смычок. Правда, при этом голос его инструмента, как правило, заглушался овациями зрителей, благодаривших музыкантов за очередную композицию. Немало аплодисментов снискала у минской публики и игра пианиста Адама Бирнбаума (Adam Birnbaum). Этот молодой музыкант работает с Фостером с мая прошлого года. Талантливый пианист, Бирнбаум имеет на своем счету уже несколько альбомов в качестве лидера, ряд престижных джазовых премий в США и в Европе. Не удивлюсь, если через пару лет он приедет к нам уже в рамках персональных гастролей. То же можно сказать и об основном солисте квартета, саксофонисте Эли Диджибри (Eli Digibri). Этот джазмен из Израиля тоже молод, но успел уже громко заявить о себе. Он принадлежит к многочисленному сегодня в американском джазе отряду израильских музыкантов, после успешного старта дома перебравшихся для продолжения карьеры на родину джаза. С 1999 года Эли успел поиграть со многими звездами, включая Хэнкока, Рона Картера, Мельдоу и многих других, а также записать пять альбомов в качестве лидера. О нем очень тепло отзываются многие его партнеры, включая и Эла Фостера, считающего Эли "…одним из немногих молодых саксофонистов, чья игра доставляет мне истинную радость". В Минске Диджибри играл на двух инструментах, сопрано и теноре, чаще на первом, и показал в отдельных композициях высокое мастерство. Бритоголовый, с тонкой бородкой и усами музыкант обладает запоминающейся внешностью. "Sexy, very sexy…"- постоянно приговаривал Фостер, представляя публике своего саксофониста.

В целом же минские любители джаза услышали сложившийся коллектив очень высокого уровня. На мой вкус, концерт квартета Эла Фостера был одним из самых интересных событий в джазовом сезоне этого года в Минске. Спасибо его устроителям и, как говорится, дай Бог, почаще бы видеть на наших сценах таких музыкантов.

Леонид АУСКЕРН

2010


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
мэйнстрим

Расскажи друзьям:

Ещё из раздела концерты 2010 - 2012 года

  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Валерий КОПМАН
  • страна: Латвия
  • музыкальный стиль: авангард, мэйнстрим
Намедни в рижском музыкальном клубе "Гамлет" лидер латвийского джаза - саксофонист Денис Пашкевич представил на суд публики свое новое детище - DPTRIO. Премьера удалась на славу. Двухчасовой концерт прошел на одном дыхании. Композиции в ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: Беларусь, Украина
  • музыкальный стиль: фанк, этно-джаз
Для любого клуба, открытие сезона, как День рождения. День, в который хочется увидеть друзей и устроить для всех грандиозный праздник. В этом году, открытие клуба состоится 13 сентября. Сезон откроется эксклюзивным концертом фрик-кабаре ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: Италия
  • музыкальный стиль: авангард, фанк
Voice Solo Orchestra – разве такое возможно? Еще как! Возможность существования подобных оркестров уже подтвердили американцы: Bobby McFerrin и JD Walter. Среди уникальных европейских вокалистов, бесспорно, лидирует Boris Savoldelli. Voice ...
подробнее
© 2019 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com