nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Братья Ивановы - помнящие родство

Братья Ивановы - помнящие родство  Только что в Москве состоялась презентация первого CD серии "Johnie Walker представляет звезд джаза". Не заметить альбом среди десятков других невозможно — редкая (потому что дорогая) упаковка в лакированный картон с эффектной "застежкой" сбоку, изысканно-строгий дизайн, абсолютно соответствующий содержанию компакта, сразу запоминающееся название "Black In Jazz". И, наконец, особая, редкая на русском джазовом аудио-рынке музыка — красивая и романтичная, вносящая гармонию и успокоение в усталые души, музыка, которую так приятно слушать, сидя у камина с бокалом доброго виски.

Диск сделан совместными усилиями мощного тройственного союза. Во-первых, братьев Ивановых — очень заметной московской джазовой исполнительской и продюсерской единицы, — а также их друзей — Игоря и Олега Бутманов, Лембита Саарсалу, Сергея Манукяна, Леонида Винцкевича и многих-многих других. Во-вторых, компании "Johnie Walker", давно уже поддерживающей проекты Михаила и Андрея Ивановых. И, наконец, московской студии "RDM", которая и дальше (в серии "Весь этот джаз") планирует радовать сердца поклонников джаза прекрасной и разнообразной музыкой.

Музыканты с самой русской фамилией, братья Ивановы недавно нашли свою грядку на джазовом огороде. Попав на Запад почти случайно (прочитали объявление о международном конкурсе в газете), они пришлись там ко двору и осели на целых шесть лет. Итак, к 1989 году уроженец Курска пианист Михаил и контрабасист Андрей имели за душой дипломы о высшем музыкальном образовании, удачные выступления на джазовом конкурсе в Польше и неплохую работу в филармонии Ростова-на-Дону. А блюзы играли параллельно, более "для души". Тем не менее короткая информация о джазовом соревновании в Бельгии "зацепила". Не особо надеясь на положительный результат ("тогда мы были больше классическими музыкантами, чем джазовыми", — признаются сами Ивановы), ребята послали кассету на первый заочный тур. И их трио (вместе с ударником Гедионом Пейсаховым) оказалось в числе десяти финалистов-очников. Чудом успели выправить визы, приехали в Брюссель и... выиграли Гран-при.

Как я понимаю, главной причиной их успеха (кроме таланта, желания "вырваться" и западного увлечения всем советским — пресса так и писала: "Их победа — результат джазовой гласности!") была верно найденная "тема". В Европе, трепетно относящейся к малейшим проявлениям национально-самобытного начала, не могли не отметить русских музыкантов из города-"столицы русской мафии" (так был представлен Ростов в конкурсном буклете), играющих джаз с колокольными звонами, плясовыми притопами, частушечными переборами, гармошечными наигрышами. В таком преломлении отечественного мелоса Ивановы продолжили традиции (или, наоборот, эксперименты), заложенные их учителем Леонидом Винцкевичем, Германом Лукьяновым, Николаем Левиновским. "Мы всегда понимали джаз как синтетическую культуру, смесь разных, новых красок. Ведь есть джазовая индийская музыка Джона Колтрейна и Джо Завинула, джазовая испанская Чика Кориа, в которой ноты — джазовые, а дух — национальный. Нечто подобное хотим делать и мы".

Но все-таки композиции Ивановых это не фолк-джаз, не блюз a-la rus (в новых сочинениях, кстати, Ивановы фольклорные краски почти не используют, может быть, потому что чаще стали бывать в России, и их не мучит теперь ностальгия?). Даже в первой своей программе "Мое русское сердце", произведшей большое впечатление на публику самого престижного европейского джазового фестиваля в Монтре и записанной затем на CD, музыканты пользуются многими приемами современного академического авангарда, создавая изощренную, "разнонаправленную" музыкальную ткань. Некоторые их пьесы приближаются к крайнему левому крылу современной камерной музыки — из-за хитроумных ритмов, столкновения крайних регистров, нетрадиционного использования тембров, причудливого переплетения линий-голосов, жесткости гармоний. Так что найти для их музыки одно жанровое определение невозможно. Может быть, это та самая "новая камерная музыка", о возникновении которой в последнее время говорит все тот же Алексей Козлов? Или тот самый "гиперклассицизм", к которому причисляла западная пресса братьев Ивановых?

Сами музыканты признаются, что дело не в стиле: "Мы играем все. А конкретное содержание музыки определяется в первую очередь площадкой. На концерте в серьезном зале для знающей публики мы показываем экспериментальные работы, концептуальные вещи, "нагружаем" по максимуму. В клубах, куда приходят в первую очередь отдохнуть, естественно, играем джазовую классику, приятную уху и расслабляющую душу. На фестивалях всегда пробуем новых партнеров, новые составы, что, к слову, часто дает прекрасный материал для записи. Кстати, в России к джазу относят все, что не попса и не классика. И интересы русской публики гораздо более разносторонние. Таких четких жанровый границ, как в Америке, у нас нет. С другой стороны, американским джазменам на родине платят совсем немного (суперзвезды — не в счет). Поэтому Франция, Голландия, север Испании, Германия для них являются самыми желанными местами работы. Поэтому так расцветает джаз в Европе (хотя лучшая школа все-таки в Америке).

И еще благодаря работе на Западе мы поняли, что мало хорошо играть, надо еще уметь продвигать свои проекты (что мы и стараемся делать). В России музыкальный рынок только начался, а на Западе он развивается десятки лет. Там все начинается со вступления в SABAM (паблишинговую компанию). Она оценивает материал, литует и, если музыка где-то звучит, начинает платить авторские. Поэтому композиторы бегут в издательство, не дожидаясь, пока на рукописи высохнут чернила. Затем начинается запись — на собственные или привлеченные деньги. Потом студия выпускает диск. А вот продавать там можно и самим, что иногда бывает очень выгодно: если много концертов, то за 2-3 месяца небольшой тираж запросто расходится".

За шесть "западных" лет Ивановы выступали со многими артистами и на многих фестивалях — в Монтре (первыми из России — в 1992 году), Монреале (где были первыми русскими и вошли в пятерку "открытий" фестиваля), Гааге ("North Sea Jazz Festival"), Брюсселе, Льеже, Метце... И, наконец, решили применить музыкальный и продюсерский опыт на родной земле. В России Ивановы занимаются в основном международными проектами. Самые крупные из них — "Джаз-ралли", "Johnnie Walker Jazz Evenings!" сразу на нескольких площадках, включая ЦДХ, "Джаз-коктейли" в московском М-баре с ведущими отечественными и зарубежными вокалистами, саксофонистами и пианистами. Долгосрочный проект — созданный вместе с Игорем и Олегом Бутманами квартет "Four Brothers", который уже выступил в Москве и Ростове-на-Дону, Донецке и Краснодаре, Владикавказе, Самаре, Уфе, — осенью вместе с трубачом Рэнди Брейкером и перкашенистом Джо Завинула Маноло Бадрено собирается в Питер, Тверь и Нью-Йорк, а зимой — в европейский тур. А еще до конца года на студии "RDM" выйдут пять альбомов Ивановых — "Black In Jazz" для любителей корректной джазовой классики, концептуальный в исполнении "Four Brothers", "на троих" с одним из лучших саксофонистов Европы эстонцем Лембитом Саарсалу, интернациональный в компании с другими звездами саксофона и, наконец, ремикс их нашумевшей программы в Монтре.

Инна ФОМИНА


стиль
джаз
страна
Россия
музыкальный стиль
мэйнстрим, фьюжн


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела релизы

  • стиль: блюз, блюз
В 2013 году Roomful of Blues, одна из самых известных и самых веселых блюзовых команд, отмечает свое сорокапятилетие новым альбомом 45 Live, который увидит свет 30 июля. Это концертный диск, вобравший в себя лучшие треки с трех концертов, сыгранных ...
  • стиль: джаз, джаз
Талантливая джазовая вокалистка Роберта Доннэй (Roberta Donnay) и ее ансамбль The Prohibition Mob Band приглашают своим новым альбомом A Little Sugar совершить путешествие в середину двадцатых годов прошлого века, в эру сухого закона, гангстерских ...
  • стиль: этно, этно
Нужно сказать, что изначально коллектив BGKO специализировался на музыке клезмеров, и название расшифровывалось как Barcelona Gipsy Klezmer Orchestra. Однако, кларнетист Робиндро Николич, со-основатель прежнего состава, покинул проект, продолжив ...
  • стиль: джаз, джаз
Первый в 2015 г. релиз от ECM Records, который привлек к себе внимание всех поклонников умного философского звучания Криса Поттера – одного из самых прогрессивных и самобытных саксофонистов современности. К работе над Imaginary Cities (это второй ...
  • стиль: этно, этно
Группа FolkBeat – это четыре талантливые девушки, исполняющие традиционное славянское многоголосие в электронной аранжировке с использованием техники beatbox. Основу современного репертуара группы составляют как фольклорные песни, так и авторские ...
  • стиль: блюз, блюз
Испанская вокалистка, работающая под сценическим именем IreneB, наделала много шума в 2009 году, выпустив дебютный альбом Metamorphosis. Тогда она стала первой в истории исполнительницей из Испании, выпустившей альбом в стиле ритм-энд-блюз. Кстати, ...
  • стиль: джаз, джаз
В №2 нашего журнала за про­шлый год мы уже достаточно подробно писали про по­добный промо-альбом, представляющий всю гамму финского джаза за 2003 год. Нечто подобное сделаем и на сей раз, поскольку такие альбомы дают возможность представить ...
  • стиль: джаз, джаз
25 марта 2014 года Columbia/Legacy выпускает уникальный бокс-сет из четырех CD: Miles at the Fillmore - Miles Davis 1970: The Bootleg Series Vol. 3. Впервые в полном объеме выходят записи четырех концертов, которые Майлс Дэвис дал в легендарном и ...
  • стиль: джаз
R+R=NOW идут в неизведанное, экспериментируют и "бинго!" получают результат: джаз переосмысливается и выходит на новый уровень. "R+R означает "отражать" (Reflecеt)’ и "отвечать" (‘Respond). Когда вы размышляете о том, что происходит в ваше время, и ...
  • стиль: джаз, джаз
На лейбле h-a-z-e.org ( ) вышел новый концертный альбом проекта "Віктар Сямашка ды Кумпанія". На этот раз импровизационная команда представила масштабное посвящение белорусско-украинскому «Робин Гуду» XIX века Устиму Кармелюку. Каждый трек ...
  • стиль: джаз, джаз
Французский нет-лэйбл Murmure Intemporel 21 марта во Всемирный день поэзии выпустит альбом, запись которого состоялась в Варшаве в марте 2017 года. Word-Sound-Pool – это инновационный проект, объединивший музыкантов и декламаторов поэзии из ...
  • стиль: джаз, джаз
27 января 2015 года американский лейбл Smithsonian Folkways, специализирующийся на музыкальном наследии США и этнической музыке разных стран мира, издаст седьмой альбом своей серии African American Legacy Serie, посвященной болкк, чем солидному ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com