Только что в Москве состоялась презентация первого CD серии "Johnie Walker представляет звезд джаза". Не заметить альбом среди десятков других невозможно — редкая (потому что дорогая) упаковка в лакированный картон с эффектной "застежкой" сбоку, изысканно-строгий дизайн, абсолютно соответствующий содержанию компакта, сразу запоминающееся название "Black In Jazz". И, наконец, особая, редкая на русском джазовом аудио-рынке музыка — красивая и романтичная, вносящая гармонию и успокоение в усталые души, музыка, которую так приятно слушать, сидя у камина с бокалом доброго виски.
Диск сделан совместными усилиями мощного тройственного союза. Во-первых, братьев Ивановых — очень заметной московской джазовой исполнительской и продюсерской единицы, — а также их друзей — Игоря и Олега Бутманов, Лембита Саарсалу, Сергея Манукяна, Леонида Винцкевича и многих-многих других. Во-вторых, компании "Johnie Walker", давно уже поддерживающей проекты Михаила и Андрея Ивановых. И, наконец, московской студии "RDM", которая и дальше (в серии "Весь этот джаз") планирует радовать сердца поклонников джаза прекрасной и разнообразной музыкой.
Музыканты с самой русской фамилией, братья Ивановы недавно нашли свою грядку на джазовом огороде. Попав на Запад почти случайно (прочитали объявление о международном конкурсе в газете), они пришлись там ко двору и осели на целых шесть лет. Итак, к 1989 году уроженец Курска пианист Михаил и контрабасист Андрей имели за душой дипломы о высшем музыкальном образовании, удачные выступления на джазовом конкурсе в Польше и неплохую работу в филармонии Ростова-на-Дону. А блюзы играли параллельно, более "для души". Тем не менее короткая информация о джазовом соревновании в Бельгии "зацепила". Не особо надеясь на положительный результат ("тогда мы были больше классическими музыкантами, чем джазовыми", — признаются сами Ивановы), ребята послали кассету на первый заочный тур. И их трио (вместе с ударником Гедионом Пейсаховым) оказалось в числе десяти финалистов-очников. Чудом успели выправить визы, приехали в Брюссель и... выиграли Гран-при.
Как я понимаю, главной причиной их успеха (кроме таланта, желания "вырваться" и западного увлечения всем советским — пресса так и писала: "Их победа — результат джазовой гласности!") была верно найденная "тема". В Европе, трепетно относящейся к малейшим проявлениям национально-самобытного начала, не могли не отметить русских музыкантов из города-"столицы русской мафии" (так был представлен Ростов в конкурсном буклете), играющих джаз с колокольными звонами, плясовыми притопами, частушечными переборами, гармошечными наигрышами. В таком преломлении отечественного мелоса Ивановы продолжили традиции (или, наоборот, эксперименты), заложенные их учителем Леонидом Винцкевичем, Германом Лукьяновым, Николаем Левиновским. "Мы всегда понимали джаз как синтетическую культуру, смесь разных, новых красок. Ведь есть джазовая индийская музыка Джона Колтрейна и Джо Завинула, джазовая испанская Чика Кориа, в которой ноты — джазовые, а дух — национальный. Нечто подобное хотим делать и мы".
Но все-таки композиции Ивановых это не фолк-джаз, не блюз a-la rus (в новых сочинениях, кстати, Ивановы фольклорные краски почти не используют, может быть, потому что чаще стали бывать в России, и их не мучит теперь ностальгия?). Даже в первой своей программе "Мое русское сердце", произведшей большое впечатление на публику самого престижного европейского джазового фестиваля в Монтре и записанной затем на CD, музыканты пользуются многими приемами современного академического авангарда, создавая изощренную, "разнонаправленную" музыкальную ткань. Некоторые их пьесы приближаются к крайнему левому крылу современной камерной музыки — из-за хитроумных ритмов, столкновения крайних регистров, нетрадиционного использования тембров, причудливого переплетения линий-голосов, жесткости гармоний. Так что найти для их музыки одно жанровое определение невозможно. Может быть, это та самая "новая камерная музыка", о возникновении которой в последнее время говорит все тот же Алексей Козлов? Или тот самый "гиперклассицизм", к которому причисляла западная пресса братьев Ивановых?
Сами музыканты признаются, что дело не в стиле: "Мы играем все. А конкретное содержание музыки определяется в первую очередь площадкой. На концерте в серьезном зале для знающей публики мы показываем экспериментальные работы, концептуальные вещи, "нагружаем" по максимуму. В клубах, куда приходят в первую очередь отдохнуть, естественно, играем джазовую классику, приятную уху и расслабляющую душу. На фестивалях всегда пробуем новых партнеров, новые составы, что, к слову, часто дает прекрасный материал для записи. Кстати, в России к джазу относят все, что не попса и не классика. И интересы русской публики гораздо более разносторонние. Таких четких жанровый границ, как в Америке, у нас нет. С другой стороны, американским джазменам на родине платят совсем немного (суперзвезды — не в счет). Поэтому Франция, Голландия, север Испании, Германия для них являются самыми желанными местами работы. Поэтому так расцветает джаз в Европе (хотя лучшая школа все-таки в Америке).
И еще благодаря работе на Западе мы поняли, что мало хорошо играть, надо еще уметь продвигать свои проекты (что мы и стараемся делать). В России музыкальный рынок только начался, а на Западе он развивается десятки лет. Там все начинается со вступления в SABAM (паблишинговую компанию). Она оценивает материал, литует и, если музыка где-то звучит, начинает платить авторские. Поэтому композиторы бегут в издательство, не дожидаясь, пока на рукописи высохнут чернила. Затем начинается запись — на собственные или привлеченные деньги. Потом студия выпускает диск. А вот продавать там можно и самим, что иногда бывает очень выгодно: если много концертов, то за 2-3 месяца небольшой тираж запросто расходится".
За шесть "западных" лет Ивановы выступали со многими артистами и на многих фестивалях — в Монтре (первыми из России — в 1992 году), Монреале (где были первыми русскими и вошли в пятерку "открытий" фестиваля), Гааге ("North Sea Jazz Festival"), Брюсселе, Льеже, Метце... И, наконец, решили применить музыкальный и продюсерский опыт на родной земле. В России Ивановы занимаются в основном международными проектами. Самые крупные из них — "Джаз-ралли", "Johnnie Walker Jazz Evenings!" сразу на нескольких площадках, включая ЦДХ, "Джаз-коктейли" в московском М-баре с ведущими отечественными и зарубежными вокалистами, саксофонистами и пианистами. Долгосрочный проект — созданный вместе с Игорем и Олегом Бутманами квартет "Four Brothers", который уже выступил в Москве и Ростове-на-Дону, Донецке и Краснодаре, Владикавказе, Самаре, Уфе, — осенью вместе с трубачом Рэнди Брейкером и перкашенистом Джо Завинула Маноло Бадрено собирается в Питер, Тверь и Нью-Йорк, а зимой — в европейский тур. А еще до конца года на студии "RDM" выйдут пять альбомов Ивановых — "Black In Jazz" для любителей корректной джазовой классики, концептуальный в исполнении "Four Brothers", "на троих" с одним из лучших саксофонистов Европы эстонцем Лембитом Саарсалу, интернациональный в компании с другими звездами саксофона и, наконец, ремикс их нашумевшей программы в Монтре.
Дебютный альбом минской группы "Мадера хард-блюз", судя по всему, может ознаменовать собой некий переломный момент в истории отечественного музыкального шоу-бизнеса. Ибо он в очередной раз наглядно продемонстрировал: если деньги вложены в ...
Совершенно необычный альбом увидит свет 9 апреля 2013 года на американском лейбле Smithsonian Folkways. Его название напоминает скорее политический лозунг или название газетной статьи, но никак не музыкального произведения: 'Delicious Peace: Coffee, ...
Уже сегодня, когда 2013 год еще не перевалил за экватор, рискну назвать встречу этих двух музыкантов одним из самых ярких событий музыкального года. Просто удивительно: почти ровесники, почти одновременно пришедшие в джаз люди, до сих пор они ни ...
В начале февраля на всех музыкальных платформах появились сразу два новых трека в исполнении NatalyKozlova & FunkCorporation – «Last Days of September» и «Station Groove». Легкие и солнечные, они как будто созданы специально для хорошего настроения ...
Представляем вашему вниманию новый релиз RDS RECORDS - альбом GABIN под названием "Supreme Collection". Предзаказ - с 29 января Релиз - 5 февраля Жанр - Acid Jazz / Nu Jazz / Electro Lounge Это новый студийный альбом популярного итальянского ...
В сентябре португальский ансамбль Fado Em Si Bemol выпустил свой новый, уже третий в дискографии коллектива, альбом QB. Как подсказывает название ансамбля, в основе его звучания лежит традиционная португальская музыка фадо, но это только основа! ...
Мир современного шоу-бизнеса противоречив. В нем песни появляются с периодичностью обновления новостного портала, а откровенность фотографий артистов, выложенных в социальных сетях, играет не меньшую роль в их популярности, чем талант. В таком мире ...
Полтора года тому назад, «ДК» писал об армянском кулинаре с «музыкальными корнями». Было обещано вернуться к разговору тогда, когда он закончит работу над своим очередным соусом и альбомом (не хочу отнимать время у читателей, заново пересказывая ...
Первое, что я вспомнил, прослушав по присланному линку альбом "Момент потерянной эйфории", это бабелевского Гедали с его мечтой об Интернационале добрых людей. И подумал, что главный создатель этого альбома Борис Штерн творит такой Интернационал ...
Чарли Хэйден. Джим Холл. Эти два выдающихся джазмена уже ушли от нас, ушли совсем недавно. Осталось множество записей этих гигантов. Но 30 сентября 2014 года лейбл impulse! выпускает в продажу никогда ранее не издававшийся альбом, где они играют ...
Новый альбом выдающегося польского джазового трубача и композитора Томаша Станько (Tomasz Stanko), записанный вместе с его нью-йоркским квартетом и изданный мюнхенским лейблом ЕСМ в феврале 2013 года назван женским именем Вислава (Wisława). Но в ...
14 лет существует ансамбль The Bad Plus, и все эти годы басист Рейд Андерсон (Reid Anderson), пианист Этан Айверсон (Ethan Iverson) и ударник Дэвид Кинг (David King) не перестают удивлять разносторонностью своих творческих интересов, фантазией, ...