Порой рассказ об очередном альбоме превращается в замысловатый квест. До знакомства с Ataraxia я никогда ничего не слышал о гитаристе и композиторе со звучным именем Франсиско Лела де Ларреа. «Явки и пароли» (читай – линк к bandcamp музыканта, где я и слушал альбом) оказались чрезвычайно скупы на информацию. Пришлось глубоко окунуться в Сеть (в основном в ее испаноязычную часть), чтобы представить нашим читателям этого человека.
Итак: Франсиско Лела де Ларреа – мексиканец, он родился в Монтеррее, штат Нуэво-Леон в 1976 году – то есть сейчас он в самом расцвете сил. Получил изрядное музыкальное образование: сначала в родном Монтеррее, затем в консерватории в Мехико, а степень магистра гитарных искусств ему присвоили в Школе музыки имени Аарона Копленда в нью-йоркском Куинс-Колледже в 2011 году. Лела де Ларреа много играл со столь же мало знакомыми нам мексиканскими джазменами, а вот среди его американских партнеров встречаются и известные имена: Антонио Харт, Тайлер Митчелл, Тана Алекса, И Джей Стрикленд. Франсиско проходил мастер-классы у таких гитарных гуру, как Пэт Мэтини, Джон Скофилд, брал частные уроки и у других известных музыкантов, выступал в популярных нью-йоркских клубах, объездил с концертными турами обе Америки, Европу, Юго-Восточную Азию, Индию – словом, вполне успешная и интенсивная джазовая жизнь. Первый свой альбом, названный просто Francisco Lelo de Larrea 5uintet, он выпустил в 2007 году с отечественными партнерами, а вот второй, представляемый нами сегодня Ataraxia, записывал в 2022 году уже в Нью-Йорке. В интервью одному из мексиканских изданий, на вопрос с ноткой ревности: «Почему в Нью-Йорке?», Франсиско честно ответил: «Чтобы иметь возможность записывать музыку с Антонио, Скоттом, Эллиотом и Дэвидом, это для меня dream team».
Что ж, команду мексиканский гитарист собрал действительно крепкую: очень опытный и много поигравший и в комбо, и в биг-бэндах альт-саксофонист Дэвид Бинни, англичанин по рождению, но давно уже освоившийся в Америке тромбонист Эллиот Мэйсон, очень известный и востребованный басист Скотт Колли и, наконец, самый именитый - земляк Франсиско, ударник Антонио Санчес, уже давно и прочно интегрированный в американский джаз и даже успевший подержать в руках золотой граммофончик премии Грэмми. Вот с этим составом и был записан альбом Ataraxia из пяти авторских композиций Франсиско Лела де Ларреа. Пусть не смущает вас короткий список композиций – это не EP, это полноценный альбом на пятьдесят минут звучания: все пьесы длинные, обстоятельные, разворачивающиеся по всем канонам современного мэйнстрима.
Пожалуй, это ключевое понятие: по всем канонам. Композитор Лело де Ларреа выстраивает свои пьесы достаточно традиционно: с поочередными соло исполнителей, с легко угадываемой логикой смены аккордов, с прочной ритмической базой. Гитарист Лело де Ларреа, конечно же, играет соло – и лиричные, как в Ataraxia, и более жестко-упругие, как в Don't mess with the Tlacuache, но нельзя сказать, что он все время на авансцене. Ничуть не реже вперед выходят и Бинни, и Мэйсон – надо сказать, в выборе солистов-духовиков состав действительно не самый привычный: сочетание саксофона и тромбона встречается реже других вариантов. Мэйсон, пожалуй, понравился мне больше своего партнера, особенно хорош он в пьесе, названной Франсиско по мотивам Лавкрафта: Necronomicon. Несколько раз и весьма по делу авансцену занимает и Колли, что же до Санчеса, то он исправно и точно делает свою основную работу. Квинтет, в общем-то, звучит приятно, но каких-то откровений или неожиданностей здесь не будет. Франсиско идет, во всяком случае, пока, по проторенной дороге. Возможно, только пока: потенциал у этого музыканта есть. Кто знает, может быть, лет через десять понятие «выдающийся гитарист мексиканского происхождения» будет у нас ассоциироваться в первую очередь не с Карлосом Сантаной, а с Франсиско Лела де Ларреа?
Американец Тед Фэлкон влюблен в бразильскую музыку, причем не вообще, а в конкретный ее вид – музыку шоро, родившуюся в ХIХ веке в бедных городских районах Рио-де-Жанейро, музыку где грусть («шоро» в перводе означает «Плач») транслируется ...
Терри Джибс – уникальная личность в джазе. Попробуйте назвать другого из ныне живущих музыкантов, который бы играл с Гиллеспи и Паркером, Томми Дорси и Бенни Гудменом, Коулменом Хокинсом и Роем Элдриджем, Вуди Херманом и Рэем Брауном, Сарой Воэн и ...
Басист из Торонто Арти Рот – заметная личность на местной джазовой сцене уже более двадцати лет. Он много и плодотворно сотрудничал в записях и концертных турах с Ричем Андерхиллом, записывался с Софи Мильман, гастролировал в разных странах с The ...
В 2003 году исполнилось сто лет со дня рождения Бикса Байдербека, первого белого музыканта, вошедшего в галерею самых великих музыкантов джаза. Его жизнь оказалась очень короткой: Бикс умер в 1931 году в возрасте всего лишь 28 лет – алкоголизм ...
The Heavy Hitters – новый джазовый коллектив, который создали старые джазовые друзья. Еще этот секстет впору назвать супер-группой – уж больно известные имена у его участников. Впрочем, все по порядку. Пианист Майк ЛеДонн и тенор-саксофонист Эрик ...
Прежде всего – не путайте этот проект и одноименный альбом с известной во второй половине 80-х –первой половине 90-х и возродившейся в 2020 году одноименной джазовой группой из Лондона. The Jazz Warriors, о которых мы говорим, - это новый проект ...
Мне не раз доводилось слушать и рецензировать музыку израильских джазовых музыкантов. В девяноста процентах случаев их карьера развивалась по одной и той же схеме: учеба и определенный успех на родине – переезд для продолжения учебы в США (чаще ...
The Pacific Jazz Group – новый проект очень многоликого музыканта по имени Дред Скотт. Пианист, продюсер, автор музыки для фильмов, театральных и хореографических постановок, обладатель солидной собственной дискографии, насчитывающей (вместе с ...
Под названием, более приличествующим какому-нибудь death metal бэнду, перед нами предстает со своим седьмым по счету альбомом Nightjar австралийский ансамбль из Сиднея со своей довольно богатой историей и своим подходом к творчеству. Что греха ...
У Тима Рэя богатая джазовая биография. Много лет он сотрудничал с Тони Бенеттом в качестве музыкального директора. Тим играл со многими известными людьми из мира джаза и поп-музыки, участвовал в более, чем ста записях. Любимый формат Рэя – трио, ...
Уроженец Портленда, Орегон Таунер Галахер увлекся музыкой в 9 лет, посмотрев то самое знаменитое шоу Эда Салливена, в котором американцы впервые увидели Beatles. Похоже, самое сильное впечатление на мальчика произвел Ринго Старр, потому что ...
Ручаюсь, вы не таким представляли себе эстонский фолк! Трио Trad.Attack! разрушает до основания все стереотипы – и с большим успехом. У этой группы, образовавшейся в 2013 году, на счету аж 29 различных музыкальных наград в своей стране и четыре ...