Jim McNeely / Frankfurt Radio Big Band feat. Chris Potter - Rituals
25.08.2022
29 мая 1913 года в Париже с треском провалилась премьера балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, с хореографией Вацлава Нижинского и декорациями Николая Рериха. Зрители «Театра на Елисейских полях» не приняли вызывающую новизну этого произведения. Через какое-то время Игорь Стравинский станет всемирно признанным классиком музыки ХХ века, оказавшим огромное влияние на ее развитие, а «Весна священная» справедливо займет место в списке его самых известных сочинений. Сто лет спустя, в 2013 году, Старая Опера во Франкфурте, проводя фестиваль музыки Стравинского, заказала известному американскому пианисту и композитору Джиму МакНили, возглавлявшему с 2011 года HR Big Band (Биг-бэнд Гессенского радио), сочинение, которое бы представляло не просто переложение музыки Стравинского для джазового большого состава, а было бы оригинальным, но в духе тональных и ритмических особенностей «Весны Священной». В качестве основного солиста предполагался не менее известный американец, саксофонист Ерис Поттер. Выступление на фестивале принесло не только успех, но и большое удовлетворение музыкантам при работе с таким интересным материалом. Они решили сделать студийную запись, что и произошло в феврале 2015 года в одной из студий Франкфурта.
Именно она превратилась в 2022 году под логотипом Double Moon Records в альбом Rituals. Из десяти треков альбома шесть представляют собой фантазию МакНили на тему «Весны священной». Надо сказать, в джазе уже были попытки заставить Стравинского заговорить языком джаза: «Весну священную» интерпретировали The Bad Plus, а еще раньше, в 1970 году, японец Такеши Иномата. Но МакНили сделал нечто противоположное: он заставил джазовый биг-бэнд заговорить языком Стравинского, и в этом ему со всей мощью своего таланта помог Крис Поттер. Оба они, да и весь коллектив HR Big Band (на диске он представлен, как Frankfurt Radio Big Band ) с этой задачей справились великолепно. Трибьют великому русскому композитору удался, и альбом, думаю, с удовольствием будут слушать и поклонники джаза, и поклонники академической музыки, не говоря уже о персональных фэнах Криса Поттера. Для них альбомом припасен приятный сюрприз: вторая его часть, не связанная со Стравинским, - это четыре композиции самого Поттера с его альбомов 2001, 2006 и 2013 годов в аранжировке МакНили для биг-бэндового исполнения. Эта часть альбома также заслуживает самых высоких оценок, особенно, на мой вкус, пьеса The Wheel. Одно для меня осталось непонятным: почему эта интереснейшая запись так долго ждала своего издания – целых семь лет! Что ж, лучше позже, чем никогда…
Австралиец Гидеон Франкель живет в Мельбурне. Он весьма успешный композитор и продюсер, автор многих коммерческих саундтреков. И еще он большой любитель музыки, обладатель, среди прочего, целой коллекции винтажных электрических клавишных ...
Мне довелось писать о многих работах петербургского музыканта Ильи Белорукова, как изданных его лейблом Intonema, так и другими фирмами. Признаюсь искренне: ничего подобного A Fluteophone In The Forest до сих пор слушать не доводилось. Положим, ...
Впервые встречаясь с творчеством петербургского коллектива Imaginary Friends Orchestra, естественно, начал прочесывать Сеть, стремясь узнать о нем побольше. Выяснил немного, но то, что узнал, позволяет сравнить эту группу с Протеем. Был такой в ...
Пианистка из Нью-Йорка Кэрол Либовиц неоднократно гостила на нашем сайте со своими альбомами, причем разными – тут были и дуэтные проекты (чаще всего), и трио, и квартеты (с проектом To Be Continued). Объединяла их стилистика: получившая ...
Начиная с 2018 года, это уже четвертая для меня и для нашего сайта встреча с музыкой пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева, и в каждой новой работе он предстает в каком-то новом облике, что уже само по себе говорит о динамизме и ...
В ноябре 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти видного американского джазового музыканта, барабанщика и композитора Пола Мотяна (по правилам английского языка его фамилию надо бы переводить, как Моушн, но, учитывая армянское происхождение ...
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...
The Heart Wants, второй альбом британской вокалистки Джо Хэрроп – отличный повод для знакомства. Джо родом с северо-востока Англии, росла в семье, далекой от музыки и ее вкусы формировались на пластинках Нины Симон, Билли Холидэй и Арьеты Фрэнклин, ...