Давненько я не слушал Йорму Тапио. Если порыться в электронных архивах нашего сайта, там можно найти рассказы о его записях с ансамблем Rolling Thunder, со второй редакцией группы Sound & Fury, а тут был «предложен к рассмотрению» альбом Тапио с его постоянным в последние годы, хотя и меняющим часто состав, трио Kaski. Соблазн оказался слишком велик, и я пренебрег традицией сайта писать только о релизах текущего года, и послушал (с удовольствием) альбом 2020 года Aliseen.
До 1999 года, до своей безвременной смерти, ударник Эдвард Весала считался безоговорочным королем финского джаза свободной формы. В новом веке финский джаз такой фигуры не выдвинул, но мультиинструменталист и композитор Йорма Тапио (р.1957) все это время является наиболее очевидным претендентом на опустевший трон. Он много работал с самим Весалой, в том числе в Sound & Fury, а после его смерти вместе с вдовой Эдварда Иро Хаарла приложил немало сил к возрождению Sound & Fury, работал с другими коллективами разной стилистики, причем не только джазовыми, а собственные проекты чаще всего реализовывал с Kaski. Альбом Aliseen – отличный образчик его тваорчества, причем есть здесь еще и элементы этники.
Говорить об этом альбоме давайте начнем с маленького урока финского. Итак, Kaski – это принятый у финских селян способ выжигать лес для улучшения плодородия почвы, а Aliseen – это путешествие вошедшего в транс шамана (не знаю, финского, или саамского) в иные миры. В этом варианте группы вместе с Йормой работали над альбомом басист Вилле Раухала и ударник Янне Туоми. В альбом вошло одиннадцать пьес. Образчиком северного юмора можно считать текст на конверте, утверждающий, что все они написаны Йормой Тапио за исключением - и далее следует почти полный список треков. В реальности тут две пьесы Тапио, две – Раухалы, четыре созданы совместно всеми музыкантами трио, а три – аранжировки композиций других авторов, в том числе и Way off Эдварда Весалы.
Обрамляют альбом две не очень похожие на фри-джаз композиции. В стартовой Reppurin laulu под мерный ритм ударных альт-саксофон Тапио выдает нечто бодро-маршевое, а финишная титульная пьеса – это действительно шаманский медитативный «трип» полностью этнического характера. Между ними к чистой этнике можно отнести две небольшие пьесы - Huli и Nukunuku, а вот все остальное – практически лишенный национальных примет (ну, может, кроме Henkäys) фри-джаз в духе позднего Колтрейна, Эйлера и, конечно, Весалы. Очень приятное впечатление оставил басист Раухала, чья роль в этой записи весьма значительна, ну, и, конечно же, сам Тапио, который одинаково хорош и на саксофонах, и на флейтах. Думаю, частый гость нашего сайта, бруклинский авангардный лейбл 577 Records, издавший Aliseen, имеет все основания гордиться этим релизом.
Новое имя на «бразильской» страничке нашего сайта. Барабанщик и композитор Вандерлей Перейра родился в небольшом городе Макаэ к северу от Рио-де-Жанейро и стал самым млалшим в семье, где было семеро детей. Семья была музыкальной, и уже в восемь лет ...
Новое имя в каталоге MoonJune: словенский саксофонист и флейтист, композитор и аранжировщик из Марибора Васко Атанасовски, музыкант, пользующийся известностью далеко за пределами своей небольшой балканской страны. Здесь он предстает во главе своего ...
Тенденция, однако! В начале июня этого года Виктор Семашко выложил в сети альбом своих сольных импровизаций на «родных» для музыканта духовых инструментах, озаглавленный просто Solos, и вот теперь появился новый сборник уже чисто фортепьянных ...
Наш сайт не может претендовать на роль исчерпывающего летописца творчества мастера импровизационной музыки из Минска Виктора Семашко, но его музыку разных лет я слушал немало. Большинство этих записей Виктор делал или в рамках своих постоянных ...
Свежий сетевой альбом от «Виктора Семашко и Компании», изданный в Чехии местным нет-лейблом Signals From Arkaim. Альбом новый, а вот запись на нем достаточно старая. Это запись концерта, состоявшегося на самой гостеприимной для белорусского ...
Проект с красивым названием «Анемон» - детище молодого тенор-саксофониста, уроженца Чикаго и обитателя Бруклина Вито Дитерле. Вито задействовал в нем органиста Бена Патерсона, гитариста Криса Кайзера и ударника Аарона Зибера. Квартет у них ...
Новый «африканский» релиз лейбла ARC Music приглашает нас на юг континента, в Зимбабве. Оттуда родом Вуса Мхайя, вокалист, чей голос впитал и народные традиции, и обычаи пыльных улиц Булавайо, где он вырос. Именно голос Мхайи – это нить, связываюшая ...
Как и в предыдущих своих работах Sceleton (2019) и Standard Deviation (2020) Уэйн Элперн, видный американский теоретик-музыковед, композитор и аранжировщик, выступает в Scarab только в последнем качестве. Но если в Sceleton предметом его ...
С теоретиком-музыковедом, композитором и аранжировщиком Уэйном Элперном мы познакомились в прошлом году, когда он выпустил дебютный альбом Sceleton. В том обзоре, который легко найти на сайте, шла речь и о самом Элперне, родившемся в Детройте и ныне ...
Секстет из Нью-Хэмпшира Weird Turn Pro подготовил свой третий альбом Maul and Mezcal и представляет его широкой публике в самый уникальный день этого високосного года – 29 февраля. Нью-Хэмпшир – это исторический регион США, известный, как Новая ...
Этот текст мог быть совсем другим. Но мне оказалось недостаточно информации в коротком пресс-релизе Петра Цихоцкого от 1000 Hz Records и перечне композиций с указанием места и участников записи каждой на обложке альбома, и я начал розыски в Сети. ...
Благодаря Эрнесто Червини и его Orange Grove Publicity джазовая карта Канады становится для нас все рельефнее. Вот и на сей раз новый релиз приглашает нас в провинцию Манитоба и ее столицу Виннипег, где живет и работает пианист, композитор и педагог ...