nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Минск: Джазовые субботы у Ратуши

стиль:

Минск: Джазовые субботы у Ратуши
Близится к концу 2013-й во всех своих многочисленных ипостасях: политической, экономической, климатической, социальной и, среди десятка других, – джазовой. В Минске он оказался не очень похож на своего предшественника. Если в 2012-м году главным событием я бы назвал минские выступления джазовых звезд экстра-класса – Понти, МакЛафлин, Жарре, Мэхогэни, то в 2013-м плотность гастролей гигантов мирового уровня была заметно пожиже, хотя ноябрьский концерт ансамбля Take 6, безусловно, относится к событиям незабываемым. Но вот главным событием джазового года, на мой взгляд, он все же не стал.

Пальму первенства в данном случае я отдаю событию, поистине уникальному для нашего города и для всей страны. Такой ранг я присвоил бы трем концертам, состоявшимся на площади Свободы в столице Беларуси в июне, на открытом воздухе, рядом со сравнительно недавно восстановленным зданием минской Ратуши, у стен еще более недавно восстановленного здания церкви Святого Духа, ныне перевоплотившегося в концертный зал Детской филармонии. Все три этих концерта были объединены общим названием: «Джазовые субботы у Ратуши». В течение трех субботних вечеров - 8, 15 и 29 июня – совершенно бесплатно минчане и гости города могли слушать джаз в исполнении не только отечественных музыкантов, но и гостей из США, Италии, Франции, Украины, Эстонии и Германии. По большому счету этот проект вполне заслуживал названия «фестиваль». Определенные юридические тонкости заставили организаторов отказаться от употребления этого термина. Да Бог с ними, с терминами, давайте лучше обратимся к фактам. Впервые на нашей земле прошел такой джазовый open air. Впервые джаз вышел из клубов и концертных залов на улицу. Впервые джаз обратился не только к тем, кто его любит, знает и специально ходит на разные джазовые мероприятия, но и просто к горожанам, в том числе оказавшимся в те субботы у Ратуши чисто случайно. Впервые он нес своим слушателям простое, во многом подзабытое, по крайней мере у нас, за стилистическими особенностями и цеховыми разборками, ощущение ПРАЗДНИКА – того первородного праздника, каким, наверное, и был джаз на заре своей жизни в Новом Орлеане…

Я был у Ратуши все три субботы и свидетельствую: в каждый из вечеров людей было действительно много. Самые предусмотрительные заранее заказали столики на открытых верандах близлежащих питейно-едальных заведений, сибариты оккупировали все скамеечки в скверике у Ратуши – видимость сцены там была минимальная, зато слышимость - ничуть не хуже, чем у самой сцены. Но, естественно, больше всего народу скапливалось непосредственно у главного места действия. Кто это был? Самые разные люди. Молодежи, понятное дело, побольше, но были и люди средних лет, и совсем пожилые. Можно было увидеть длинноволосых ребят и почти наголо стриженых девушек, панка с разноцветным гребнем-петушком на голове и человека, который по возрасту явно принадлежал к поколению, которое во времена оны слушало джаз «на костях» - рентгеновских пленках, пару –тройку обязательных в последнее время для Минска китайцев и высокого смуглого гражданина в спортивном костюме с надписью Venezuela на спине. Но в целом, такого количества лиц умных, доброжелательных, интеллигентных, в конце концов, собранных в одном месте на городском открытом пространстве мне раньше видеть не доводилось. В музее или филармонии – да, но у ратуши! И не было смрадного дыма от жарящихся шашлыков – верного признака больших государственных народных гуляний, да еще одного признака тех же гуляний – бессмысленно-пьяных физиономий городской и пригородной гопоты – им тут явно было бы нечего делать. Впрочем, вот здесь я чуть погрешил против истины: в последнюю субботу двое сильно нетрезвых «братьев по разуму» - один постарше, другой помоложе – каким-то чудом затесались в толпу возле самой сцены. Но, видно, общую ауру события сквозь алкогольные пары почувствовали и они, так как вели себя исключительно тихо-мирно, даже пытались аплодировать вместе с публикой, а потом как-то незаметно исчезли из поля зрения…

Своенравная минская погода в первый же концертный вечер решила устроить джазовому празднику проверку на прочность: уже часов с четырех небо начало заволакивать тучами, а практически одновременно с началом концерта, к семи вечера, стал накрапывать дождь, заставивший площадь укрыться разноцветными зонтами. Затем грянул сильнейший, классический летний ливень, переждать который у сцены решились только самые стойкие. Они были вознаграждены не только интересной музыкой, не перестававшей звучать ни на минуту, но и эффектной радугой на фоне закатного неба. В последующие субботы погода, словно убедившись, что свернуть в ком даже первый блин ей не удалось, больше не шалила, отжалев минским любителям джаза два теплых комфортных летних вечера. Но погода, разумеется, создавала лишь фон – приятный или не очень. Пора теперь перейти непосредственно к действу – к тем, кто поднимался на сцену в ходе концертов у Ратуши.

Всех участников «Джазовых суббот» можно поделить на две большие группы: гости и хозяева, то есть белорусские музыканты. Начнем с последних. Нашу страну представляли: группа Apple Tea, ансамбль VIP JAZZ Андрея Славинского, Lipnitsky Show Orchestra под руководством Александра Липницкого и трио Константина Горячего. Сразу можно сказать, что все эти коллективы выступили очень достойно. Возможно, чуть сложнее было выступать Apple Tea – их сет открывал самую первую джазовую субботу. Но опытнейший коллектив, лучшая, на мой взгляд, белорусская группа, играющая сложную, интересную авторскую музыку на стыке мэйнстрим-джаза и музыки фьюжн, это обстоятельство смутить не могло. На привычном, то есть очень высоком уровне, Игорь Сацевич с коллегами отыграли несколько своих инструментальных пьес, а затем выступили в роли ансамбля, аккомпанирующего американской вокалистке Шенде Рул. Для Apple Tea встреча с этой исполнительницей была не первой, несколько лет назад Рул уже приезжала в Минск и выступала в рамках программы «Джазовый мост» вместе с белорусскими музыкантами. Apple Tea является, так сказать, хоум-бэндом этой концертной программы, и привык выступать с самыми разными гостями, так что проблем с взаимопониманием не возникло. Кстати сказать, дух Apple Tea временами витал над сценой и во время выступления других белорусских составов: дело в том, что существенная часть творческой биографии и клавишника Константина Горячего, игравшего в последнюю субботу с собственным трио, и саксофониста Виталия Ямутеева, выступавшего в составе бэнда Липницкого, также связана с концертами и записями в составе Apple Tea.

Перед VIP JAZZом Андрея Славинского тоже стояла не простая задача. Этому коллективу довелось играть вместе с легендарным американским трубачом Эдди Хендерсоном. Не знаю, удалось ли музыкантам порепетировать с Эдди до концерта, но и здесь весь сет был отыгран ровно и в высшей степени профессионально, разве что энергетики в преимущественно балладном репертуаре, на мой вкус, чуть-чуть не хватило.

Зато энергетические волны бурно транслировал со сцены собравшимся у Ратуши зрителям Lipnitsky Show Orchestra. В этой команде был найден очень удачный сплав опыта (такие мастера, как Виталий Ямутеев, басистка Людмила Круковская) с молодостью. На мой взгляд, именно этот сплав помог коллективу наиболее точно угадать с созданием атмосферы праздника, которой-то больше всего и ждали зрители. И не беда, что отдельные пуристы могут посетовать, что не все, в представленной бэндом Александра Липницкого программе, было именно джазом. Да, в этом шоу со сменяющими друг друга молодыми вокалистами многое шло от иной, более «попсовой» стилистики. Но это было настоящее шоу – яркое, темповое, высокоэнергетическое, когда блеск в глазах артистов зажигал и глаза зрителей. А пуристам можно напомнить, что в мире у разных джазовых форумов – разные философии. И одним из самых известных в мире джазовых фестивалей является знаменитый ежегодный фестиваль в швейцарском городе Монтре, отличающийся очень широкими взглядами. Основатель этого фестиваля, покойный Клод Нобс, решительно сделал ставку не только на чистый джаз (а кто, кстати, может объяснить, что такое – чистый джаз?), но и на примыкающие к нему направления, связь которых с джазом подчас еле прослеживается. Мне кажется, составители программы минского праздника джаза действовали по аналогичному рецепту и – не прогадали, показав, насколько разной может быть музыка, которую называют джазом. Сет Lipnitsky Show Orchestra дал отличный пример такого разнообразия.

Лидер белорусского трио, выступавшего в последнюю субботу, Константин Горячий был самой запоминающейся фигурой этого сета. Горячий в очередной раз подтвердил свое реноме одного из лучших клавишников страны. Именно его мастерство, эффектные и разнообразные звучания, которые Константин извлекал из клавиш своего инструмента, держали публику в неослабевающем напряжении весь сет, пролетевший, как одна минута. В музыке же трио ощутима генетическая связь с музыкой Apple Tea, что, как ясно из вышесказанного, не случайно.

Ну, а теперь перейдем к гостям. О заокеанских исполнителях уже упоминалось выше, а Европу представляли итальянский дуэт Кекко Форнарелли и Роберто Керилло, а также ансамбли Exultet Trio (Франция), Three Fall (Германия), Jaak Lutsoja group (Эстония) и Pur:Pur (Украина). На автора этих строк самое сильное впечатление произвело немецкое трио Three Fall. Молодые ребята играют достаточно сложную музыку в духе нового джаза с двумя, поочередно или в унисон, солирующими духовыми (тромбон плюс тенор-саксофон или бас-кларнет) в сопровождении ударных. Несмотря на юный возраст, они уже успели отметиться на ряде крупных фестивалей, играли с такими людьми, как Medeski, Мартин & Wood и Нильс Питер Молвер. Сыграли они свой сет очень живо, с хорошим настроением, в энергичном темпе и с отчетливым привкусом фанка. Особенно понравился тромбонист Тиль Шнайдер. Сразу подумалось, что в немецкой школе джаза можно теперь выделить цепочку очень сильных тромбонистов разных поколений, словно передающих друг другу эстафету: Альберт Мангельсдорф – Нильс Вограм – Тиль Шнайдер… Тенденция, однако!

После «горячего» немецкого сета, начало выступления Эдди Хендерсона с VIP JAZZом Андрея Славинского, вышедших на сцену следующими (дело было во вторую субботу) показалось даже чуть пресноватым. Правда, стоило вслушаться в кристально чистый, несколько холодноватый звук трубы американского ветерана, как это ощущение исчезало. Медленные стандарты давали возможность сполна оценить мастерство легендарного музыканта, работавшего за свою долгую жизнь в джазе (Эдди 74 года) и с Майлсом Дэвисом, и с Артом Блэки, и с Херби Хэнкоком. Хендерсона по праву можно считать хэдлайнером «Джазовых суббот» и горячие аплодисменты публики только подтвердили этот факт.

Соотечественнице Эдди Хендерсона, вокалистке Шенде Рул, равно как и другим выступавшим в первую субботу, коллективам из Франции и Украины, попытался испортить настроение дождь. Не успела Шенда выйти на сцену после нескольких чисто инструментальных пьес от Apple Tea, как лениво накрапывавший дождик превратился в свирепый ливень. Тем не менее, Шенда, как настоящий профессионал, стойко держала удар: пыталась шутить, общаться с публикой, часть которой наверняка уже слышала певицу во время ее первого приезда в Минск. Что касается манеры пения этой вокалистки, то она достаточно типична для многих американских исполнительниц – смесь элементов ритм-энд-блюза, музыки соул, свингового джаза, в основе которой прочный фундамент, построенный на отличном чувстве блюза и глубоком знании афроамериканской духовной музыки. Сказать, что Шенда Рул поразила чем-то особенным, не могу, но слушать ее было приятно.

Аналогичные ощущения остались от французов из Exultet Trio. Наличие в звуковой палитре этого коллектива аккордеона (Кристоф Жирар) придало музыке трио истинно французский шарм с ощутимым привкусом стиля мюзетт, ну а гитарист, игравший на электроинструменте, и ударник сделали все, чтобы этот привкус сочетался с элементами новоджазовой эстетики, музыки фьюжн и даже, местами, фанка. Получилось интересно и прибавило еще один оттенок джаза в общее разнообразие музыки, звучавшей на «Джазовых субботах».

Другой оттенок в программу добавила украинская группа Pur:Pur. Строго говоря, эта весьма симпатичная команда играла не джаз, а скорее альтернативный рок, в котором лишь при большом желании можно было обнаружить джазовые интонации. Говорю об этом вовсе не в укор харьковчанам. Они работают в определенной эстетике и делают это хорошо, а сам факт их приглашения на «Джазовые субботы у Ратуши» еще раз подтверждает, что программа концертов составлялась скорее по рецептам Монтре, чем какого-то чисто авангардного или чисто диксилендового джазового форума.

Свою, оригинальную эстетику предложил зрителям и итальянский дуэт клавишника Кекко Форнарелли и вокалиста Роберто Керилло. Кекко уже выступал до этого в Минске со своим трио, а вот его партнер по дуэту приехал в Беларусь впервые. Кекко рисовал на своем инструменте развернутые романтичные звуковые полотна, немножко напоминавшие музыку Кита Джарретта, а вот аналогов пению Роберто и подыскать-то трудно. Во всяком случае, от классической американской школы джазового вокала здесь не было практически ничего, зато от родной ему итальянской вокальной культуры – очень многое, причем в самом широком диапазоне, от классического бельканто и до фестиваля в Сан-Ремо. Автору этих строк такая манера пения оказалась, мягко говоря, не близка, но это, конечно же, субъективное восприятие, не претендующее ни на что большее. А вот публика принимала итальянцев очень тепло и, наверное, не зря в дни, когда пишутся эти строки (конец ноября 2013 года), по Минску расклеены афиши приглашающие любителей музыки на новый концерт итальянцев в декабре, когда Керилло будет выступать уже совместно с трио Форнарелли в полном составе.

Зато никаких расхождений во мнениях у капризного автора с широкой зрительской массой не наблюдалось по поводу завершавшей программу «Джазовых суббот у Ратуши» эстонской группы во главе с аккордеонистом Яаком Лутсойа. Исходя из географических стереотипов, я ожидал услышать нечто ECM-овское по звучанию: музыку герметичную, тонкую, по-северному минималистскую, хотя и не представлял, как это будет выглядеть на аккордеоне. Но самые северные гости Минска выдали, наоборот, очень живой, «горячий» и в то же время лиричный сет, в ходе которого Яак действительно виртуозно свинговал на своем инструменте. А когда в финале была исполнена одна из пьес Астора Пьяццолы в духе «танго нуэво», окончательно покорившая публику, стало ясно, что в истории первого белорусского джазового open air поставлена даже не точка, а жирный восклицательный знак!

И осталось лишь представить тех, кто подарил Минску этот праздник. В качестве организатора и инициатора проекта выступил Международный социально-экономический фонд «Идея». Название этой организации выглядит в данном случае очень символичным - идея оказалась весьма креативной и замечательно, что она воплотилась в жизнь. Респект городским властям в лице Управление культуры Мингорисполкома: как вы понимаете, реализация идеи требует участия самых разных структур и согласования с самыми разными людьми – спасибо, все получилось! Спасибо спонсорам – без их денег идея так бы и осталась прекрасным воздушным замком. Таковыми для «Джазовых суббот у Ратуши» стали ОАО «Банк БелВЭБ и автоцентр Kia «Атлант-М Боровая». И, наконец, огромная благодарность арт-менеджеру проекта - концертному агентству "Эквилибриум АРТС". Представляю, сколько трудов стоили Инге Бухваловой и ее коллегам переговоры с музыкантами из разных стран, координация их планов и концертных графиков. Что ж, труды эти воплотились в ярком и красивом событии, которого Минск еще не видел. Более полугода шла его подготовка. Организаторы обещали сделать проект традиционным. Это значит, что, возможно, уже сейчас идет работа над «Ратушей – 2014». Очень хочется не ошибиться в этих прогнозах. Очень хочется летом 2014 года открыть для себя новые имена и встретиться со старыми джазовыми знакомыми у минской Ратуши. Очень хочется ПРАЗДНИКА!

Леонид Аускерн


авторы
Леонид АУСКЕРН
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2013 года
Джейсон Палмер и квартет Алексея Подымкина: «Посвящение Майлзу Дэвису». Кекко Форнарелли и Роберто Керилло снова сыграли в Минске Международный день джаза - Концерт в Стамбуле Отчет с концерта трио Кенни Баррона в Москве 31.10.13
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com