Первая церемония Грэмми прошла в 1958 г. Две из 52 существовавших тогда категорий включали в свою формулировку слово "джаз": "Лучшее исполнение джаза в группе" и "Лучшее сольное исполнение джаза". Первыми победителями в этих номинациях стали Count Basie и Ella Fitzgerald. В 1960 г. добавилась еще одна категория, "Лучшая джазовая композиция, длящаяся более пяти минут", и первыми ее лауреатами стали Miles и Gil Evans за композицию Sketches of Spain. Бопее общая категория "Лучшая джазовая композиция" просуществовала недолго. В 1961 г. изменились формулировки категорий "Лучшее исполнение джаза в группе" и "Лучшее сольное исполнение джаза". Теперь стали разделять исполнение "большого коллектива" и "сольное или малого коллектива". То есть произошло разделение в наградах для ком- бо и биг-бэндов. Десять лет спустя это разделение еще более усугубилось, так как теперь стали различать категории для биг-бэндов, небольших коллективов и сольного исполнения. Такое разделение сохраняется и по сей день.
Что касается вокальных категорий, то до середины 70-х гг. их не существовало. Первой вокалисткой, победившей в новой категории, стала Ella Fitzgerald. Ведь это не удивительно? В 1980 г. вокальную категорию разделили "по половому признаку". Угадайте, кто стал первым победителем в новой категории "Лучшее женское джазовое вокальное исполнение"? Правильно, это была Ella Fitzgerald. Через некоторое время Грэмми в этой категории получили Al Jarreau, Bobby McFerrin и Diane Krall.
Почти через 10 лет после возникновения стиля появилась категория "фьюжн", позднее, в 1991 г., она была переименована в категорию "современный джаз" и заняла достойное место в рядах джазовых категорий. Первым победителем в номинации "Лучшее джазовое исполнение в стиле фьюжн, вокальное или инструментальное" в 1979 г. стал Weather Report, получивший признание Академии Звукозаписи за альбом "8:30". В конце концов, в 1994 г. появилась категория, выделившая латинский джаз из остальных джазовых номинаций. С тех пор разделение категорий не изменилось.
Церемония Грэмми 2002
Появление джазовых исполнителей на Grammy Awards было символичным. Дайана Кролл переминалась с ноги на ногу, в то время как объявляли номинантов на "песню года". Саксофонист Dave Koz возглавлял Grammy Jazz Ensemble. Ведущей была Natalie Cole. Поклонники джаза вынуждены были сидеть на своих местах три часа, слушая обычные в таких случаях спичи поп-исполнителей, отмеченных Академией Звукозаписи, а также шуточки ведущих, которыми так славится эта, да и другие подобные церемонии. В это время на экране мелькали имена победителей в различных номинациях, и джазовые фанаты пытались уловить имена счастливчиков именно в тех категориях, которые их больше всего интересовали.
Вот и перечень как участников, так и победителей в некоторых номинациях Grammy 2002. Это номинации стилей джаз, блюз и world music.
Кроме лауреатов в категориях, непосредственно относящихся к джазу, блюзу и world, в некоторых номинациях также есть победители, которые могут быть нам интересны. "Лучшим историческим альбомом" признан альбом Billie Holiday "Lady Day: The Complete Billie Holiday On Columbia 1933-1944", "лучшей инженерной работой" стал альбом Diana Krall "The Look Of Love" (звукорежиссер Al Schmitt получил свою восьмую Грэмми). "Лучший альбом разговорного жанра" — это "Q: The Autobiography Of Quincy Jones" (Simon and Schuster Audio). В номинации "За заслуги в течение жизни" награждены Count Basie, Rosemary Clooney, Perry Como, Al Green и Joni Mitchell.
Категория 42 — лучший альбом современного джаза (Best Contemporary Jazz Album). Присуждается только за инструментальное исполнение, будь то с присутствием вокала или без него. Напомним, что термин contemporary jazz означает наиболее творческую и прогрессивную часть формата smooth jazz, стилистически, главным образом, относящуюся к современному фьюжн и джаз-року.
M2 Markus Miller Telarc
М2 (M-squared) — первый студийный альбом известного басиста с 1994 г. Стилистически этот альбом — равное сочетание джаза, фанка и соул. В девяти собственных композициях и пяти классических (Amazing Grace, Lonnie's Lament, Goodbye Pork Pie Hat, Burning Down the House, Red Baron) творениях Marcus Miller освобождает кроссовер- джаз от своих традиционных форм. Состав музыкантов на альбоме, прямо скажем, звед- ный: Hiram Bullock, James Carter, Mino Cinelu, Vinnie Colaiuta, Djavan, Kenny Garrett, Herbie Hancock, Paul Jackson Jr., Chaka Khan, Hubert Laws, Branford Marsalis, Maceo Parker, Raphael Saddiq, Wayne Shorter, Patches Stewart, Fred Wesley, Lenny Whiten Bernard Wright. Эти виртуозные музыканты, а также оригинальный творческий взгляд самого Miller, и помогли альбому М? стать обладателем "золотого граммофона" в 2002 г.
Marcus Miller провел большую часть карьеры как ритм-н-блюзовый продюсер, однако его также считают одним из самых талантливых басистов. Журнал Bass Player называет его одним из десяти самых влиятельных басистов 90-х. На музыкальном поприще Marcus Miller успел сыграть с такими известными музыкантами, как Donald Fagen, Aretha Franklin, Roberta Flack, McCoy Tyner, Mariah Carey, Paul Simon, Brecker Brothers, Joe Sample, George Benson и Miles Davis.
Категория 43 — лучший джазовый вокальный альбом (Best Jazz Vocal Album). Присуждается как за сольный вокал, так и за записи групп или дуэтов с участием вокала.
The Calling Dianne Reeves Blue Note Records
За последнее десятилетие из этого мира ушли некоторые великие джазовые вокалистки: Sarah Vaughan, Carmen McRae и Ella Fitzgerald. Первой из них и посвящен альбом The Calling. На этом альбоме неугомонная Dianne Reeves попыталась сотворить что-то оригинальное с весьма традиционной идеей — трибьютом Sarah Vaughan, которая открыла Dianne искусство вокала. В итоге, Dianne Reeves внесла свой индивидуальный стиль исполнения в 11 композиций альбома, наполнив его своим ярким тембром, хотя сходства с вокалом Sassy ей так и не удалось добиться. Но это и не было основной целью вокалистки. Она говорит, что Sassy научила ее создавать собственный стиль исполнения. Sarah Vaughan была первой музой для Dianne, однако позже на стиль обладательницы Грэмми повлияло много других вокалистов. Наследие же Sassy невозможно не признать, как говорит Dianne.
Музыкальная карьера Dianne Reeves весьма запутанна. Она не являются именно джазовой певицей, однако в 1994 г., отбросив метания между попом, африканской музыкой и джазом, Dianne выбрала последнее. С тех пор она записала на Blue Note несколько сильных джазовых работ.
В записи альбома принимал участие большой оркестр, состоящий из лучших лос-анже- лесских студийных музыкантов. Кроме того, Dianne Reeves помогали George Duke, басист Reginald Veal, барабанщик Greg Hutchinson и перкуссионист Munyungo Jackson.
Категория 44 — лучшее джазовое инструментальное соло (Best Jazz Instrumental Solo). Присуждается за инструментальное соло с группой или оркестром, или же без оного.
Chan's Song Michael Brecker, soloist Track from Nearness Of You - The Ballad Book Verve Records
На седьмом сольном альбоме тенор-саксофониста Michael Brecker играют друзья музыканта: гитарист Pat Metheny, барабанщик Jack DeJohnette, басист Charlie Haden, пианист Herbie Hancock, а также James Taylor, который, кстати, также получил Грэмми за участие в этом альбоме. В разное время Michael Brecker играл с ними в составах, однако впервые друзья собрались вместе и создали балладный альбом, который принес Michael Brecker восьмой "золотой граммофон". Именно в балладах, как считает Brecker, и могла воплотиться энергия их многолетней дружбы.
Вот что говорит о своем альбоме Brecker: "Мне хотелось, чтобы он стал современным балладным альбомом. Я руководствовался произведениями, традиционными для партий тенор-саксофона, такими как Body and Soul. Round Midnight и Lush Life. Это те мелодии, которые я люблю играть, и они записаны много лет назад". Кроме Chan's Song (композиция Herbie Hancock из Round Midnight Soundtrack), на этом альбоме есть такие композиции, как Flavio Venturini "Nascente", Joe Zawinul "Midnight Mood", Irving Berlin "Always", стандарт Kurt Weill-lra Gershwin "My Ship", аранжированный на манер Miles Ahead. На альбоме также есть собственные сочинения Michael Brecker. Nearness Of You — The Ballad Book состоит из двух глав: первая, глубокая, дополняется второй, немного более интроспективной. В альбоме есть также и эпилог.
Категория 45 — лучший джазовый инструментальный альбом, индивидуально или группой (Best Jazz Instrumental Album, Individual or Group). Только для инструментальных записей солистов, дуэтов или групп.
This Is What I Do Sonny Rollins Milestone Records
Sonny Rollins является великим мастером пост-бопа. Шесть десятилетий продолжается карьера этого яркого музыканта, с конца 40-х годов ему довелось работать с такими великими джазмэнами, как Art Blakey, Thelonious Monk, Bud Powell, Miles Davis, Clifford Brown, Max Roach и John Coltrane. Все это время Rollins обогащал джаз своей инновационной игрой и великолепными сочинениями (на его счету более сотни альбомов). Молодым музыкантам есть чему поучиться у 69-летнего Sonny Rollins, что и показано на очередном альбоме великого джазового импровизатора. И с чем бы он ни работал на альбоме This Is That I Do, с роком ли, калипсо, грувом, блюзом или балладой, он постоянно импровизирует. Sonny ведет мелодию, изменяет ее, следует за ритмом и прерывает его, постоянно выдумывает и сочиняет.
В This Is What I Do принимали участие тромбонист Clifford Anderson, Stephen Scott (фортепиано), Jack DeJohnette/ Perry Wilson на барабанах и давний партнер Sonny -BobCranshaw на электро-басу. Единственный стандарт на альбоме — баллада A Nightingale Sang in Berkeley Square, остальные композиции — это подборка композиций от оригинальных сочинений Sonny Rollins (таких как Did You See Harold Vick? и Salvador) до забытых мелодий из фипьмов конца 30-х гт. прошлого века. Композиция Sweet Leilani — из фильма Waikiki Wedding, в то время как The Moon of Manakoora — из The Hurricane.
Категория 46 — лучший альбом большого джазового ансамбля (Best Large Jazz Ensemble Album). Присуждается за записи ансамблей большого состава (нонет и больше), включая биг-бэнды.
Homage To Count Basie Bob Mintzer Big Band Digital Music Products
На этом альбоме пять раз номинировавшийся на Грэмми Bob Mintzer Big Band отдает дань уважения как композициям Count Basie, так и оригинальным сочинениям Bob Mintzer. Сегодня Bob Mintzer является одним из лучших биг-бэнд-композито- ров и аранжировщиков. Предоставим ему слово:
"Когда кто-нибудь размышляет о Count Basie, его оркестре и музыке, которую оставил он нам, на ум приходят несколько слов: положительная, забавная, непосредственная и радостная. Наследие Count Basie повлияло не только на музыку биг-бэндов, но и на весь джаз в целом. Я посвящаю этот альбом Count Basie, его музыке и всем великим музыкантам, которые прошли школу его оркестра.
На диске представлены пять песен, напрямую связанных с коллективом Count Basie. Аранжируя эти пять композиций, я прослушал все их записанные версии, те, которые смог найти. В своих аранжировках я довольно близко подошел к тому, что слышал на записях, пытаясь оставить моим музыкантам место для свободного прочтения.
Оставшиеся три песни на альбоме — это собственные сочинения. Две из них написаны в традиции Count Basie (Havin' Some Fun и Lester Jumps Out), третья же — мое видение того, как если бы Sly Stone и оркестр Count Basie играли вместе.
Я считаю, что этот альбом является одной из самых интересных записей, которые мне когда- либо доводилось дёлать".
Категория 47 — лучший альбом латинского джаза (Best Latin Jazz Album). Присуждается за сольные, дуэтные или ансамблевые записи соответствующего направления, как вокальные, так и инструментальные.
Nocturne Charlie Haden Verve Records
Очередной раз один из отцов- основателей фри-джаза, Charlie Haden собрался вместе с молодым кубинским пианистом Gonzalo Rubalcaba, для того чтобы записать спокойный, меланхоличный альбом, который 27 февраля этого года получил Грэмми. Композиции этого альбома хоть и не на слуху, однако заслуживают пристального внимания. Кроме двух уже названных музыкантов, сердцевину состава дополняет Ignacio Веггоа на барабанах и перкуссии. Также среди музыкантов, играющих на Nocturne, присутствуют те- нор*саксофонисты Joe Lovano и David Sanchez, скрипач Federico Britos Ruiz и гитарист Pat Metheny (только на одном трэ- ке). Gonzalo Rubalcaba написал оркестровки для двух песен, которые не содержат барабанных и перкуссионных партий. Весь альбом Nocturne пропитан романтикой, сладостно-горькими мелодиями и ритмичными интонациями. Большинство песен на альбоме — это великолепные кубинские и мексиканские стандарты. Так становится понятным аккуратное обращение с ними Charlie Haden. Альбом Nocturne — одно из лучших музыкальных сопровождений ужина при свечах.
Категория 61 — лучший альбом традиционного блюза (Best Traditional Blues Album). Присуждается за сольные записи, записи дуэта либо группы, как вокальные, так и инструментальные.
Do You Get The Blues? Jimmie Waughan Artemis Records
В 70-x и 80-x гг. звучание его гитары было одним из самых узнаваемых в блюзе и блюз-роке. Вдохновлявшийся Freddie King, В.В, King и Albert King, на третьем сольном альбоме Jimmie Vaughan очередной раз доказал, что он — один из лучших и уважаемых гитаристов. Своим Do You Get The Blues? он нарисовал богатый и разнообразный пейзаж ритм-н-блюза 21 в. С первых нот инструментала Dirty Girl понятно, что музыкант создает современную классику.
Альбом путешествует сквозь галактику звуков и музыкальных настроений одиннадцати вибрирующих композиций. Do You Get The Blues? включает в себя такие трэки, как The Deep End (три- бьют Muddy Waters), Don't Let The Sun Set, эротичную Slow Dance, Let Me In и т.д. "Я хотел создать романтичный блюзовый альбом, — говорит Jimmie Vaughan. — Я слушал многое из репертуара Sarah Vaughan и многое из джаза. Мне захотелось совместить 'грязное" звучание моей гитары, романтические чувства и перипетии любви на одном альбоме. Получилось многое от госпел, получился блюз, получился ритм-н-блюз. На самом деле, я не сознательно старался, чтобы альбом вышел именно таким. Он получился таким потому, что я пытался выразить свои чувства".
Категория 62 — лучший альбом современного блюза (Best Contemporary Blues Album). Присуждается за сольные записи, записи дуэта либо группы, как вокальные, так и инструментальные.
Nothing Personal Delbert McClinton New West Records
Певец и мульти-инструменталист Delbert McClinton в этом году получил свой второй "золотой граммофон". Коммерчески успешный альбом Nothing Personal стал лауреатом Грэмми в категории "Лучший альбом современного блюза". В 1988 г. Delbert McClinton уже завоевал премию Грэмми в номинации "Лучшее исполнение рока дуэтом либо группой", тогда это был дуэт с Bonnie Raitt. А в 1998 г. его альбом Live In Austin также номинировался на Грэмми в категории "Лучший альбом современного блюза".
Некоторые критики называют альбом Nothing Personal "вторым пришествием" Delbert McClinton. Правда, другие отзываются не столь лестно, говоря, что Nothing Personal — "детская", простодушная работа.
В музыкальном плане Nothing Personal представпяет собой сочетание рока и блюза. От него веет романтикой дешевых баров Техаса, "слез и текилы", как писал журнал People. Лирика альбома — это обычные истории о любви и муках, которые она с собой приносит. Иногда в музыку вплавляются мелодии гармоники, сыгранные самим McClinton. Композиции варьируются от рокерской Squeeze Me до балладной When Rita Leaves.
Delbert McClinton приглашает всех, кто еще не слышал его Nothing Personal, погрузиться в романтику путешествия по Америке.
Категория 67 — лучший альбом в стиле world music (Best World Music Album). Присуждается за сольные записи, записи дуэта либо группы, как вокальные, так и инструментальные.
Full Circle / Carnegie Hall 2000 Ravi Shankar Angel Records
Ravi Shankar прославлен тем, что популяризовал музыкальное искусство Индии на Западе. Он посвятил свою жизнь нахождению культурных связей между нациями. Возможно самый известный его протеже, George Harrison, окрестил его однажды "Божественным отцом Мировой музыки". Но Ravi Shankar никогда не почивал на лаврах, постоянно работая и создавая музыку. Ravi до сих пор активно выступает и сочиняет альбомы, а Грэмии-2002 — это его третий "золотой граммофон" за карьеру.
На Full Circle/Carnegie Hall 2000 ему также ассистирует на ситаре его девятнадцатилетняя дочь Anoushka, которая начала брать у отца уроки игры на этом инструменте в девять лет. Она является единственным музыкантом в мире, кого Ravi Shankar сам выучил игре на ситаре.
Концертный альбом Full Circle/Carnegie Hall 2000 приурочен к девятнадцатому появ- пению мастера world music в нью-йоркском Карнеги-холл. Впервые он оказался на этой сцене в 1938 г., вместе с танцевальной труппой своего брата Uday Shankar. В октябре 2000 г. Pandit Ravi Shankar, в рамках мирового тура, вновь выступил в Нью-Йорке... И записал альбом, который Академией Звукозаписи был признан лучшим релизом в категории world music.
22 октября в старейшем из ныне действующих британских джазовых клубов The Concorde Club (он открылся еще в 1957 году) в Саутгемптоне прошла церемония вручения ежегодных наград лучшим джазовым музыкантам страны - British Jazz Awards 2012. ...
Читатели польского журнала , тираж которого составляет 8 тысяч экземпляров , подвели итоги ушедшего года . А они оказались во многом неожиданными по сравнению с тем , что было год назад . Предваряя результаты голосования, редакция журнала сочла ...
По традиции в каждом первом номере за очередной год редакция журнала Jazz Forum знакомит с итогами опроса своих читателей, которые определяли лучших из лучших в польском джазе. Тираж издания (8 тысяч) позволяет говорить о том, что итоги голосования ...
Американский фонд The Clearwater Foundation присудил премию Power of Song Award Дэвиду Амраму (David Amram). Газета Boston Globe назвала этого композитора, актера, музыканта «человеком Ренессанса в американской музыке». И если говорить о ...
Канадский флейтист Билл МакБирни (Bill McBirnie) был назван победителем конкурса джазовых флейтистов, проходившего в рамках 40-го ежегодного конгресса Национальной Ассоциации флейтистов, проводившегося с 9 по 12 августа в Лас-Вегасе. Наши постоянные ...
С середины 60-х годов прошлого века National Endowment for the Arts (NEA), независимое федеральное агентство, созданное по решению Конгресса США, оказывает всестороннюю значительную поддержку развитию различных видов искусства в США. С 1982 года NEA ...
В 16-й раз вручены ежегодные премии в области джаза американской Ассоциацией джазовых журналистов – организацией, основанной в 1987 году и объединяющей в своих рядах более 300 ведущих критиков и журналистов США и других стран. Продюсером ...
Молодой трубач Ройбен Фаулер (Reuben Fowler) стал обладателем престижной британской джазовой премии имени Кенни Уиллера за 2012 год. Одним из важных бонусов для лауреата является право записать дебютный альбом в качестве лидера на лейбле Edition ...
В Мемфисе, Теннеси 10 мая прошла 33-я по счету церемония вручения Blues Music Awards – высших наград в сфере блюза, вручаемых Blues Foundation. Раньше эта премия называлась премией Хэнди. Главные триумфаторы года – это Таб Бенуа, который ...
В этом году на церемонию вручения премий Американской Академии звукозаписи особый отпечаток наложила внезапная смерть знаменитой певицы Уитни Хьюстон. Тем не менее, 12 февраля в Лос-Анджелесе были вручены все 78 Золотых граммофончиков – ...
11 июня состоялась ежегодная церемония вручения наград Ассоциации джазовых журналистов США. Это в определенной степени "момент истины" для джаза, определяющий сравнительные позиции сильнейших мастеров этого вида искусства на сегодняшний день. ...
5 мая в Мемфисе, Теннеси уже в 32-й раз прошла ежегодная церемония вручения Blues Awards, высших наград в области блюза, присуждаемых организацией Blues Foundation. Раньше эта премия называлась премией Хэнди. Обладатель Грэмми этого года Бадди Гай ...